Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа
Целью является достижения понимания ключевых особенностей речи в интернет коммуникации.
Задачи курсовой работы:
1. понять ее отличия от речи в других видах коммуникаций
2. проследить изменения речи в интернет коммуникации
3. выявить особенности речи в интернет коммуникации
Вступление – стр. 3
1. Особенности веб-коммуникативного речевого акта – стр. 4 – 22.
2. Специфика «устной» и письменной разновидностей речи в интернет коммуникации – стр. 22 – 26.
2.1 Специфика «устной» речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 29.
2.2 Специфика письменной речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 38.
2.3 Жанровые особенности интернет коммуникации – стр. 38 – 44.
Вывод – стр. 45 – 46.
Список использованных источников – стр. 47 – 48.
Значительная
часть сетевого пространства представлена
в полупассивной форме
В целом
традиционная классификация
2. Специфика «устной» и письменной разновидностей речи в интернет коммуникации
Известно, что
письменная форма языка удлиняет
время жизни текста и усиливает
способность литературного
«В письменной
речи оформился и организовался
полный комплекс средств, позволяющих
точно и ясно передать любое движение
мысли, любое чувство и впечатление,
любое состояние души. В ней
сложились тончайшие нити передачи
и воплощения авторского художественного
замысла, научного поиска и его результата.
На ней существует богатейшая русская
литература, впитавшая в себя все
перипетии тысячелетней истории. На
ней держатся жизнь общества и
связи между людьми и поколениями.
Она впитала культуру обработанного
и отработанного слова и
Если обратиться к традиционным факторам членения речи на функциональные стили в книжно-письменном типе современного русского литературного языка, то, с одной стороны, и научная, и деловая, и публицистическая речь сохраняют свои основные характеристики по функции, характеру речи. Так, в научных текстах сохраняется информативная направленность при речевом автоматизме и отсутствии индивидуализации. Деловая речь обладает информативностью и воздействием и также стремится к речевому автоматизму и отсутствию индивидуализации. Тексты художественной сетературы, сохраняя воздействующую и эстетическую функцию, обретают еще большую свободу и индивидуализацию. А публицистическая речь, продолжая выполнять информирующую, воздействующую и эстетическую функции, усиливает в текстах степень автоматизма, одновременно уменьшая использование книжно-письменных и общелитературных средств за счет применения разговорных речевых элементов. В виртуальном пространстве все эти традиционно книжно-письменные стили оказываются под активным влиянием разговорности и выходят за рамки книжной письменности. Все это приводит к постепенным изменениям в стилистическом регистре и сближению в веб-пространстве книжно-письменного типа речи с устно-разговорным, основным признаком которого традиционно является устность и в котором выделяется тип устно-литературной научной речи и устной речи массовой коммуникации.
В средствах электронной коммуникации инкорпорированы обе формы речи – и устная, и письменная. Письменная форма, благодаря техническим особенностям гипертекста, перешла на более высокую степень структурности, получила дополнительное пространственное измерение, приобрела интерактивность. Письменная фиксация устной формы привела к возникновению такого синтетического явления как chat-talk-de facto, результата попытки передать графическим способом все особенности разговорной речи, включая эмоции, усеченные разговорные фразы, особенности произношения и интенсивности тона («звуковое письмо»). Таким образом, в книжно-письменном стиле происходит структурная перестройка, а в разговорной практике наблюдается попытка максимального сохранения на письме ее особенностей.
Классическая
трактовка различий между устной
и письменной речью подразумевает,
что механизмы порождения и восприятия
устной и письменной речи неодинаковы.
При порождении письменной речи есть
время для обдумывания
В статье «Проблемы дифференциации спонтанной и подготовленной речи» Е.И.Галяшина справедливо выделяет и систематизирует особенности, влияющие на варьирование лингвистических признаков подготовленной и спонтанной устной и письменной разновидностей речи в зависимости от степени ее подготовленности (Галяшина Е.И. 2002. – с. 68-81). Отмечаемые ею особенности речевой ситуации и диктора сохраняют свою значимость и в речи веб-коммуникантов. Это целевая установка, сложность описываемого объекта, психофизиологическое состояние человека, общее развитие и культура речи, темперамент пишущего, степень владения выбранным объектом, характер коммуникации. Влияние данных особенностей на лингвистические признаки речи веб-коммуниканта проявляется не только на лексико-грамматическом или текстовом (письменная речь), но и на фонетико графическом (что изначально характерно для устной речи, но графически фиксируется в письменном виде в Интернете) уровнях. Так в диалогических и полилогических текстах сетевой коммуникации постоянно фиксируются наличие орфографических и пунктуационных ошибок, использование элементов просторечия, нарушение определенных норм стилистики, упрощение предложений, нарушение порядка слов, построение текста путем ассоциативного нанизывания отдельных высказываний, усиление редукции гласных, стяжение безударных гласных в один сегмент, упрощение сочетаний согласных.
В коммуникативной
среде Интернета на неофициальных
сайтах неформального общения, несмотря
на письменный характер реализации, речь
отвечает характеристикам ее традиционной
устной разновидности: спонтанность, одноразовость,
индивидуальность. В то же время
она обладает и такими характеристиками
письменной речи как возможность
остановиться, глубже обдумать прочитанное.
Абсолютно всем разновидностям речи
в Интернете присущи те дополнительные
факторы, которые к факторам членения,
действующим в книжно-
В веб-пространстве
отсутствует ситуативная
Монологический и диалогический виды устно-разговорного типа в Интернете сохраняют разную организацию речи. Для монолога – это посегментный синтаксис, а для диалога - краткие разговорные реплики жесткой, специфически разговорной синтаксической структуры.
В разговорной веб-речевой практике формируются свои четкие синтаксические модели с неизменным набором признаков, причем в узуальности устно-разговорной нормы речи в Интернете еще активнее проявляется динамика поступательного развития языка, в котором норма всегда складывается как результат узуального отбора явлений на пути от массового узуса к стандарту. Посегментно организованная монологическая устная речь присутствует в Интернете, но в скрытой форме все равно предполагает диалогичность. Поэтому основой устно-литературной нормы, общей для разговорного типа речи в виртуальном пространстве является именно диалогическая устная речь, для которой характерны многие традиционные характеристики речевой базы устной литературной речи: повышенная глагольность, посегментная организация, явления текстовой избыточности и текстовой экономии.
Членение
на устную и письменную формы речи
в Интернете теряет свою актуальность
в связи с тотальной
Таким образом, несмотря на импровизационность письменно-устной сетевой речи, последняя действительно реализует все присущие речи функции: информационную, коммуникативную, воздействия, эстетическую, при определяющей роли фатической и гедонистической функций.
Книжно-письменные типы речи представлены в Интернете специальными научными, деловыми и газетными жанрами, а также жанрами художественной литературы (см. Приложение №5).
Разнообразен также и тематический репертуар веб-общения: от тем бытовых и повседневных до общественно-значимых.
Веб-коммуникация использует устноразговорный тип современного русского языка, причем разделение высказываний на непубличные (непосредственно адресованная контактная обиходно-повседневная разговорная речь) и публичные (непосредственно адресованная контактная устная научная речь и опосредованно адресованная дисконтактная речь радио и телевидения) становится в Интернете неактуальной, так как практически любые виды веб-высказываний оказываются в Интернете более или менее публичными.
Письменная фиксация в некоторой степени нивелирует общие современные языковые тенденции повышенной глагольности, сегментации речевого потока, языковой избыточности и экономии, а также уменьшения структурированности монологической речи.
Разделение речи на ситуативную и интеллектуализированную в Интернете происходит не так явно, как в реальности. Однако членение речи на диалог и монолог актуально для веб-коммуникации, хотя скрытая тенденция к диалогичности влияет на все виды сетевой речи.
Стихия устности
является концептуальной сущностью
веб-коммуникации и начинается там,
где распространение
2.1 Специфика «устной» речи в интернет коммуникации
Среди языковых
средств в речевой веб-
Говорение является одним из четырех основных видов речевой деятельности – устноречевым, который обусловлен выражением мыслей и чувств, как в инициативной, так и в реактивной формах. В Интернете говорение осуществляется в сфере неформального общения, в режиме реального времени, но фиксируется письменно, следовательно, веб-адресат этого вида веб-коммуникации может быть назван «письменно говорящим».
В Интернете, несмотря на письменную форму фиксации речи, сохраняются все предпосылки условий говорения: коммуникативно-речевая ситуация, которая служит стимулом говорения, цель сообщения своих мыслей, коммуникативная направленность взаимодействия, наличие знаний о предметном содержании, компонентах ситуации, об объеме речевого произведения, отношение к объекту речи – собеседнику, понимание его настроения, чувств, системы взглядов, знание его потребностей в общении, наличие средств выражения своих мыслей и чувств, средств выражения своего отношения и реализации речевого действия (речевое умение и составляющие его навыки) и т.д.
Кроме фонационного плана звучащего текста и его интонационно-произносительных особенностей, в сетевой коммуникации так же сохраняются и все уровни как структуры, так и содержания устного текста: мотивированный уровень и уровень коммуникативного намерения (ради чего и с каким предлагаемым воздействием на партнера формируется текст), предметно-содержательный уровень (набор явлений, фактов, предметов действительности, отражающийся в вербальном общении), смысловой уровень (логическая организация предметных связей в процессе их осмысления), языковой план (совокупность языковых средств), а также речевой план (разнообразие способов формирования и формулирования мысли, отражающих культуру, условия, форму общения и индивидуальные характеристики говорящего).