Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа
Целью является достижения понимания ключевых особенностей речи в интернет коммуникации.
Задачи курсовой работы:
1. понять ее отличия от речи в других видах коммуникаций
2. проследить изменения речи в интернет коммуникации
3. выявить особенности речи в интернет коммуникации
Вступление – стр. 3
1. Особенности веб-коммуникативного речевого акта – стр. 4 – 22.
2. Специфика «устной» и письменной разновидностей речи в интернет коммуникации – стр. 22 – 26.
2.1 Специфика «устной» речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 29.
2.2 Специфика письменной речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 38.
2.3 Жанровые особенности интернет коммуникации – стр. 38 – 44.
Вывод – стр. 45 – 46.
Список использованных источников – стр. 47 – 48.
Коммуникативная
стратегия включает в себя ряд
существенных для веб-общения позиций:
выбор глобального речевого намерения,
отбор тех компонентов
Особое значение для формирования речевых актов в сети и дифференциации компонентов этих речевых веб-актов внутри одного типа виртуального речевого общения приобретают контекст, верификация и другие модифицирующие коммуникативные значения, которые выражают отношения между говорящим, миром и слушающим, и обеспечивают разнообразие типов тем, рем и других коммуникативных компонентов.
Понятие темы в Интернете в принципе конптуально-сущностно. При всех специфических условиях существования языка и речи в виртуальном пространстве именно теме отводится роль акцентоносителя, концентратора многих определяющих: выражение сути высказывания, его целеполагание, средство воздействия и т.д. (при этом популярное сленговое слово «сабж» - сокращенное английское слово «сабджект» отражает всего лишь одну из составляющих этого понятия в Рунете).
План содержания
темы - фрагмент семантического представления
ситуации, предназначенный для
Традиционно
тема как составляющая веб-коммуникативного
акта не тождественна категории текста.
За темой как параметром коммуникативного
акта всегда стоит ситуация, причем
каждой теме-ситуации соответствует
свой набор типовых текстовых
тем. В соответствующих ситуациях
все возможные темы организуются
в иерархически выстроенный репертуар.
Кроме того, существуют социально
и культурно обусловленные
Стремление
создать в коммуникативной веб-
Каждый тип
акта веб-коммуникации отличается своим
набором коммуникативных
Известно, что
для параметра «партнеры
Значимость
социальных ролей партнеров коммуникации
в Интернете снижается в связи
с анонимностью собеседников, поэтому
виртуальные ролевые отношения
больше характеризуются как
Коммуникативные намерения партнеров в целом делятся на нефатическое (целеориентированное) общение и фатическое (установка на контакт, общение ради общения, когда коммуникация является одновременно и целью и средством) (Винокур 1993б), причем пространство фатического общения в Интернете резко расширяется, а элементы фатического общения проникают и в жанры, не относящиеся к нему.
По коммуникативным
целям партнеров веб-
С учетом характера коммуникативного пространства, коммуникация разграничивается по признаку «партнеры коммуникации знакомы – не знакомы». В Интернете этот признак в значительной степени размывается, оставаясь существенным только в определенных сферах веб-пространства в связи с анонимностью коммуникаторов.
Коммуникативные
веб-взаимодействия в рамках постоянных/временных
ролей допускают различные
В традиционной реальности успех речевого общения во многом зависит от согласованности речевых действий коммуникантов, для чего необходимо наличие единого языкового кода. Однако на самом деле гораздо чаще в общении проявляется в различной степени неоднородность языкового кода, фиксирующая разницу между собеседниками, несмотря на то, что все участники речевого общения принадлежат к социуму, использующему один национальный язык. Различия наблюдаются не в наборе языковых единиц, а в наборе расхожих коммуникативных стереотипов, используемых в тех или иных ситуациях общения. Такие стереотипы часто являются сигналами принадлежности к определенной социальной среде для опознания «свой – чужой».
Полная согласованность говорящего и адресата в используемых стереотипах способствует более эффективному общению. Для веб-коммуникации наличие подобных стереотипов еще более актуально в связи с уникальностью ее вербальной формы реализации. Знаками этого кода становятся многие условные обозначения, использующиеся для облегчения письменной веб-коммуникации в режиме реального времени. Различия же могут заключаться в коммуникативной тактике, то есть способах использования элементов одного и того же кода в одинаковых или сходных ситуациях: инициатива коммуникативного контакта, установка на общение, «иллокутивное вынуждение» (см. Баранов, Крейдлин, 1992), то есть согласование участниками общения коммуникативных намерений, которые они облекают в форму тех или иных речевых актов (просьбы, требования, сообщения, приглашения, обещания и др.), а также соотношение диалогических и монологических форм речи. В Интернете наблюдается сближение различных коммуникативных тактик при использовании компьютера в качестве посредника, вследствие чего машинный алгоритм оказывает некоторое влияние и на живое общение.
Участники речевого веб-общения активно применяют разные виды и способы коммуникативного приспособления друг к другу. В условиях аудио-визуальной изолированности их стремление быть понятым направленно ориентирует на коммуникативное сотрудничество с адресатом своей речи. Зависимость успешного результата этого коммуникативного сотрудничества от способности говорящего «актуализировать навыки…, соответствующие ожиданиям» слушающего (Винокур, 1993: с.60-61) в Интернете значительно увеличивается. В отличие от жанров неформального общения на чатах или на веб-форумах, где главной задачей коммуниканта является его самовыражение, на сайтах веб-магазинов или компаний, предоставляющих услуги, адресант, крайне заинтересованный в коммерческом успехе своего коммуникативного сотрудничества, заранее выстраивает высказывание, ориентируясь на ожидания слушающего.
При переключении
кодов речевое поведение
В Интернете
наглядно проявляется одно из фундаментальных
свойств современной массовой коммуникации
– ее асимметричность, при которой
участник коммуникации получает гораздо
больше сообщений, чем посылает сам
(Моль, 1975). В результате возникает
проблема оперирования информацией, знаниями,
полученными без усилий. Процесс
деформации вербального аспекта
мышления, свойственный реальной действительности,
в Интернете – наоборот – замедляется
и приостанавливается, так как
само присутствие субъекта в виртуальном
пространстве предполагает его активность
в поиске информации, её обсуждении
и в её предоставлении всеми доступными
ему и приемлемыми для веб-
По сближенности коммуникантов речевое общение в Интернете является формально дистантным, однако эффект контактности, достигается не только в режиме реального времени, но и при отсроченном взаимодействии, так как участники коммуникативного акта при любом виде веб-коммуникации всегда находятся в ситуации «здесь и сейчас». Непосредственность общения участников веб-коммуникации очевидна, однако по формальному признаку Интернет-общение всегда является опосредованным, хотя посредником является не живой субъект, а компьютер. Наконец, веб-общение реализуется в единственно возможной – письменной – форме, однако в большинстве случаев, когда речь идет именно о коммуникативной сфере интернет-пространства, в ней актуализируется устная разновидность разговорной речи, фиксирующаяся письменно.
Ситуация (акт)
речевой коммуникации обычно характеризуется
продуцированием высказывания, его
восприятием (осмыслением) и реактивным
действием адресата (речевым или
неречевым), демонстрирующим обратную
связь. В Интернете этап реактивного
действия адресата чаще всего бывает
отсрочен на время от нескольких минут
в режиме реального времени до
нескольких дней. Объем целевой интернет-
Коммуникативный
акт веб-коммуникации всегда обусловлен
набором параметров, необходимых
для его осуществления: сфера
общения, ситуация общения, вид коммуникативного
контакта, ролевые установки и
характеристики участников общения, способы
изложения предметного
Типичная коммуникативная ситуация предполагает отражение в речи целеустановок веб-общения, реализацию различных видов речевой деятельности, использование способов изложения и лексико-грамматических средств, необходимых для выражения конкретного предметного содержания. Вербальное содержание каждой коммуникативной ситуации в виртуальном пространстве представляет собой речевое выражение системы, отражающей закономерность связей реальных предметов, явлений и процессов в их речевом предъявлении.