Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа
Целью является достижения понимания ключевых особенностей речи в интернет коммуникации.
Задачи курсовой работы:
1. понять ее отличия от речи в других видах коммуникаций
2. проследить изменения речи в интернет коммуникации
3. выявить особенности речи в интернет коммуникации
Вступление – стр. 3
1. Особенности веб-коммуникативного речевого акта – стр. 4 – 22.
2. Специфика «устной» и письменной разновидностей речи в интернет коммуникации – стр. 22 – 26.
2.1 Специфика «устной» речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 29.
2.2 Специфика письменной речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 38.
2.3 Жанровые особенности интернет коммуникации – стр. 38 – 44.
Вывод – стр. 45 – 46.
Список использованных источников – стр. 47 – 48.
Слушание и говорение обычно рассматриваются в единстве устного общения. Сформированный по правилам говорения, сетевой текст, естественно предназначен для слушания, однако воспринимается на уровне чтения. Некоторые приемы приближения текста к звучащему виду заставляют адресата озвучивать его в своем воображении, чтобы полностью охватить смысл виртуального послания. Правомерным в таком случае нам представляется определение веб-адресанта в сфере неформального сетевого общения как «письменно слушающего».
Активность
и эффективность веб-
Типы обратной
связи веб-коммуникации соответствуют
реакции «письменно-слушающего»
Установление коммуникативного контакта, в результате которого достигается эффективная обратная связь, реализуется на основе элементарного коммуникативного цикла – фрагмента взаимодействия веб-коммуникантов, отражающего взаимосвязь речепорождения и речевосприятия через целеустановки общения, контроль адекватности речевых умений и ситуации, а также коррекцию действий инициаторов общения.
Алгоритм элементарного сетевого коммуникативного цикла в целом совпадает с подобным коммуникативным циклом в реальной действительности и состоит из ряда элементов: формулирование высказывания (информативного блока) инициатором общения: восприятие «письменно-слушающими» сформированного и письменно высказанного речевого произведения (во внешней речи, на экране монитора) и его анализ (во внутренней речи – проговаривание, осмысление и т.д.); анализ невербальных сигналов «письменно-говорящего»; реактивное речевое действие «письменно-слушающего», выражающее понимание или непонимание сказанного; приятие или неприятие информации по форме и содержанию; восприятие инициатором общения реактивного высказывания; осмысление и коррекция собственной программы дальнейших речевых действий и т.д.
Письмо и чтение реализуют письменную, опосредованную временем и расстоянием форму общения. Письменноречевая коммуникация предполагает частичное подключение видов устноречевой деятельности для достижения результата.
Чтение как
рецептивный вид речевой
2.2 Специфика письменной речи в интернет коммуникации
Письменноречевая веб-коммуникация характеризуется подготовленностью, независимостью от времени и условий протекания, употреблением более развернутых, литературно оформленных речевых оборотов, логичностью, развернутостью, избыточностью, нормативностью, стилистической соотнесенностью. Все эти качества всецело присущи текстам сетевых СМИ, сетевых научно-образовательных и иных журналов, произведениям сетевой литературы (см. Приложение №5).
Психологические и лингвистические особенности письменной и устной речи как видов речевой деятельности во многом сходны. В процессе создания письменноречевых произведений обязательно участвует слух, задействованы произносительные органы (внутреннее проговаривание), присутствует прогнозирование, принцип устного опережения.
В реальной действительности в устной речи ситуация общения объединяет говорящего и слушающего для достижения общей цели, а в письменной речи адресат и адресант редко объединены общей ситуацией общения. Их реакция на речевые действия другого отсрочена, поэтому от нее требуется большая четкость, ясность и развернутость. В виртуальной же действительности всегда существует общая ситуация общения или, по крайней мере, ее иллюзия, подкрепляемая индивидуальной работой на компьютере в момент осуществления веб-коммуникативных актов со своей стороны.
В устной речи взаимопониманию способствует привлечение возможностей интонации и «немого языка», а в письменной речи отсутствие интонации и «немого языка» приводит к необходимости описательного разъяснения. «Письменно-разговорная» речь в интернет-коммуникации стремится заменить описания изобретенными графическими элементами, имитирующими интонацию и «немой язык».
В своей «письменно-разговорной» речи сетевой коммуникант стремится использовать неполные предложения, смысл которых понятен по ситуации, хотя отсроченность обратной связи влияет на темп восприятия информации и выражение реактивных мыслей. Таким образом сочетается эффект незамедлительной реакции собеседника (сохранившийся от устной речи) и лучшее, более детальное восприятие информации и выражение реактивных мыслей в более точной форме (качество речи письменной).
Ситуация, при
которой письменный текст воспринимается
сначала зрительно, потом формально
и только после этого – на уровне
проникновения в замысел
Сферы коммуникации
в сети различаются по коммуникативным
целям. Поэтому при характеристике
Интернета обязательно
Современная теория коммуникации, рассматривает это понятие во всей его многозначности, выделяя в качестве основных его универсальное, техническое, биологическое и социальное значения. Для характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе, безусловно, первостепенным является социальная значимость.
Социальная коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей при передаче информации от человека к человеку, осуществляющаяся при помощи языка и других знаковых систем. Появление Интернета позволяет расширить это определение или, что правильнее, выделить определение социальной киберкоммуникации как специфической формы взаимодействия людей при передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем, а также новых информационных и компьютерных технологий. Таким образом, осуществление социальной коммуникации в Интернете никоим образом не снижает, а, наоборот, повышает значение языка и речи как важнейших средств человеческого общения.
Киберкоммуникация – это еще одна грань коммуникации в целом как сложного и многогранного явления, представляющая собой необходимое условие и фундаментальную основу существования человеческого общества в будущем. Для виртуального пространства речь становится основным средством познания окружающего мира, инструментом мышления, позволяющим присваивать образам определенные значения и знаки, регулятором взаимодействия, информирования о чем-то, оценки, систематизации, организации ответных действий и внутренней самоорганизации и самоуправления человека.
Если индивидуальный характер личности всегда проявляется в особенностях ее коммуникации, то индивидуальность веб-личности раскрывается через её речевое участие в киберкоммуникативных актах. Коммуникативная компетентность веб-личности строится в процессе приобретения опыта межличностного общения, который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия в традиционной, реальной действительности.
Трудно переоценить
значение коммуникативной компетентности
личности для современного общества.
Усложнение общественной жизни, ее динамичность,
процессы социальной дифференциации в
индустриально развитых странах, трансформация
старых социальных общностей и формирование
новых в странах с переходной
экономикой требуют повышения роли
личности в созидании повседневной
жизни общества и его культуры.
Широкий и гибкий диапазон тактик
и стратегий коммуникации позволяет
коммуникативной компетенции
Киберкоммуникативная компетенция важна сегодня и для специалиста, чей личностный и профессиональный опыт взаимодействия с окружающими должен быть достаточно высоким и включать в себя знания информационных технологий, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе.
Основные источники приобретения киберкоммуникативной компетенции вполне традиционны. Это соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в деловой, повседневной и праздничной обстановке; опыт восприятия искусства; знания, общая эрудиция и научные методы обучения общению. Все это киберкоммуникант переносит в виртуальную сферу общения.
В комплекс коммуникативных знаний и навыков, составляющих коммуникативную компетенцию веб-личности, входят знание норм и правил общения в Интернете, высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию, свободное знание интерфейса, понимание компьютерно-сетевого сленга и невербального языка киберобщения, умение вступать в контакт с веб-коммуникантами, умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей, умение воздействовать на веб-собеседника, способность правильно его оценить как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки, и, наконец, способность вызвать у веб-собеседника положительное восприятие собственной личности.
Коммуникативная компетентность представляет собой определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе.
Важнейшие аксиомы межличностной коммуникации, сформулированные американским психологом П.Вацлавиком (Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д., 2000), сохраняют свою значимость в Интернете. Наличие общения обусловлено самой природой киберкоммуникации, настроенной на двустороннюю связь. Как и в реальной действительности, любой коммуникативный акт в Интернете содержит не только информацию, но и детерминирует характер отношений между коммуникаторами. Так называемая пунктуация последовательности событий, то есть личностная интерпретация смысла происходящего, оказывает существенное влияние на взаимодействие в виртуальном пространстве. При неформальном виртуальном общении наблюдается доминирование симметрического взаимодействия, базирующегося на равенстве коммуникативных партнеров, старающихся скопировать поведение друг друга, в отличие от ситуации комплементарного взаимодействия, в которой поведение одного партнера дополняет поведение другого. В Интернете наблюдается и намеренная, и ненамеренная коммуникация. Наконец, аксиома необратимости коммуникации приобретает в Интернете особую актуальность в связи с письменной фиксацией реплик.
Одна из проблем коммуникации – проблема адекватного восприятия передаваемой информации, влияющая на результативность. Сообщение, передаваемое источником получателю, преодолевает в виртуальном не только коммуникативные, но и технологические барьеры. В результате оно может быть принято не полностью, в искаженном виде или не принято вовсе. Факторами, ограничивающими эффективность веб-коммуникации, является среда (внешние условия), технические средства и сам человек как главное действующее лицо коммуникативного акта. Эти факторы оказывают существенное воздействие на формирование контента коммерческих веб-сайтов, где коммуникация происходит опосредованно и односторонне (см. Приложение №5).