Речь в Интернет-коммуникациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью является достижения понимания ключевых особенностей речи в интернет коммуникации.
Задачи курсовой работы:
1. понять ее отличия от речи в других видах коммуникаций
2. проследить изменения речи в интернет коммуникации
3. выявить особенности речи в интернет коммуникации

Содержание работы

Вступление – стр. 3
1. Особенности веб-коммуникативного речевого акта – стр. 4 – 22.
2. Специфика «устной» и письменной разновидностей речи в интернет коммуникации – стр. 22 – 26.
2.1 Специфика «устной» речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 29.
2.2 Специфика письменной речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 38.
2.3 Жанровые особенности интернет коммуникации – стр. 38 – 44.
Вывод – стр. 45 – 46.
Список использованных источников – стр. 47 – 48.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 92.78 Кб (Скачать файл)

Слушание  и говорение обычно рассматриваются  в единстве устного общения. Сформированный по правилам говорения, сетевой текст, естественно предназначен для слушания, однако воспринимается на уровне чтения. Некоторые приемы приближения текста к звучащему виду заставляют адресата озвучивать его в своем воображении, чтобы полностью охватить смысл  виртуального послания. Правомерным в таком случае нам представляется определение веб-адресанта в сфере неформального сетевого общения как «письменно слушающего».

Активность  и эффективность веб-коммуникации, результативность сетевого взаимодействия во многом определяются взаимопониманием участников общения, их реакцией на слова  и поведение собеседника, речевыми действиями, которые подтверждают правильность восприятия в обратной связи. Обратная связь в ситуации сетевого общения  – это решение коммуникативных  задач, реализуемое в реактивных вербальных действиях веб-собеседников.

Типы обратной связи веб-коммуникации соответствуют  реакции «письменно-слушающего»  на сообщение и подразделяются на активное слушание (слушание-сопереживание), слушание-совет, слушание-вопрос и слушание-критику, что проявляется в ответных репликах веб-диалогов.

Установление  коммуникативного контакта, в результате которого достигается эффективная  обратная связь, реализуется на основе элементарного коммуникативного цикла  – фрагмента взаимодействия веб-коммуникантов, отражающего взаимосвязь речепорождения и речевосприятия через целеустановки общения, контроль адекватности речевых умений и ситуации, а также коррекцию действий инициаторов общения.

Алгоритм  элементарного сетевого коммуникативного цикла в целом совпадает с  подобным коммуникативным циклом в  реальной действительности и состоит  из ряда элементов: формулирование высказывания (информативного блока) инициатором  общения: восприятие «письменно-слушающими»  сформированного и письменно  высказанного речевого произведения (во внешней речи, на экране монитора) и  его анализ (во внутренней речи –  проговаривание, осмысление и т.д.); анализ невербальных сигналов «письменно-говорящего»; реактивное речевое действие «письменно-слушающего», выражающее понимание или непонимание сказанного; приятие или неприятие информации по форме и содержанию; восприятие инициатором общения реактивного высказывания; осмысление и коррекция собственной программы дальнейших речевых действий и т.д.

Письмо и  чтение реализуют письменную, опосредованную временем и расстоянием форму  общения. Письменноречевая коммуникация предполагает частичное подключение видов устноречевой деятельности для достижения результата.

Чтение как  рецептивный вид речевой коммуникации с опорой на зрительное восприятие формы в целом сохраняет свои характеристики в Интернете, в том  числе и важную специфическую  особенность, которая состоит в  том, что читающий узнает слово по двум-трем первым буквам, фразу – по двум-трем словам и т.д.

2.2 Специфика письменной речи в интернет коммуникации

 Письменноречевая веб-коммуникация характеризуется подготовленностью, независимостью от времени и условий протекания, употреблением более развернутых, литературно оформленных речевых оборотов, логичностью, развернутостью, избыточностью, нормативностью, стилистической соотнесенностью. Все эти качества всецело присущи текстам сетевых СМИ, сетевых научно-образовательных и иных журналов, произведениям сетевой литературы (см. Приложение №5).

Психологические и лингвистические особенности  письменной и устной речи как видов  речевой деятельности во многом сходны. В процессе создания письменноречевых произведений обязательно участвует слух, задействованы произносительные органы (внутреннее проговаривание), присутствует прогнозирование, принцип устного опережения.

В реальной действительности в устной речи ситуация общения объединяет говорящего и  слушающего для достижения общей  цели, а в письменной речи адресат  и адресант редко объединены общей  ситуацией общения. Их реакция на речевые действия другого отсрочена, поэтому от нее требуется большая четкость, ясность и развернутость. В виртуальной же действительности всегда существует общая ситуация общения или, по крайней мере, ее иллюзия, подкрепляемая индивидуальной работой на компьютере в момент осуществления веб-коммуникативных актов со своей стороны.

В устной речи взаимопониманию способствует привлечение  возможностей интонации и «немого  языка», а в письменной речи отсутствие интонации и «немого языка» приводит к необходимости описательного  разъяснения. «Письменно-разговорная» речь в интернет-коммуникации стремится заменить описания изобретенными графическими элементами, имитирующими интонацию и «немой язык».

В своей «письменно-разговорной» речи сетевой коммуникант стремится использовать неполные предложения, смысл которых понятен по ситуации, хотя отсроченность обратной связи влияет на темп восприятия информации и выражение реактивных мыслей. Таким образом сочетается эффект незамедлительной реакции собеседника (сохранившийся от устной речи) и лучшее, более детальное восприятие информации и выражение реактивных мыслей в более точной форме (качество речи письменной).

Ситуация, при  которой письменный текст воспринимается сначала зрительно, потом формально  и только после этого – на уровне проникновения в замысел автора, формирует специфику «письменно-устной»  речи веб-коммуникации, где для ускорения  передачи сообщения активно используются различные невербальные средства: система  вербальных и графических символов, знаков и кодов, аббревиатуры и различные  сокращения, в том числе и с  привлечением латиницы. Так, веб-коммуниканты стремятся найти способы для передачи паралингвистических компонентов невербальной коммуникации: громкость, темп, ритм и т.д.

Сферы коммуникации в сети различаются по коммуникативным  целям. Поэтому при характеристике Интернета обязательно подчеркивается одновременное сосуществование  множества сегментов виртуального пространства: сфера одностороннего получения или предоставления информации (WWW), сфера официального взаимодействия (e-commerce), область неформального взаимодействия (MUD), пространство для обсуждения тематически ориентированной информации (Usenet) и т.д. В соответствии с функциональной ориентацией пространства коммуникации, с точки зрения количества участников и их целей в Интернете возможны: индивидуальное восприятие информации на веб-странице; двусторонний обмен информацией посредством электронной почты; коллективное, групповое обсуждение проблемы (Usenet); создание сообществ (MO/MUD), а также массовая коммуникация (Contexts of computer-mediated communication 1992). Коммуникация в сети может быть синхронной или асинхронной, официальной или неофициальной, спонтанной или подготовленной, а также различаться по количеству участников, их коммуникативным намерениям и тематической направленности речевого поведения. В сетевой коммуникации наблюдается приоритет обратной связи.

Современная теория коммуникации, рассматривает  это понятие во всей его многозначности, выделяя в качестве основных его универсальное, техническое, биологическое и социальное значения. Для характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе, безусловно, первостепенным является социальная значимость.

Социальная  коммуникация – это специфическая  форма взаимодействия людей при  передаче информации от человека к  человеку, осуществляющаяся при помощи языка и других знаковых систем. Появление Интернета позволяет  расширить это определение или, что правильнее, выделить определение  социальной киберкоммуникации как специфической формы взаимодействия людей при передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем, а также новых информационных и компьютерных технологий. Таким образом, осуществление социальной коммуникации в Интернете никоим образом не снижает, а, наоборот, повышает значение языка и речи как важнейших средств человеческого общения.

Киберкоммуникация – это еще одна грань коммуникации в целом как сложного и многогранного явления, представляющая собой необходимое условие и фундаментальную основу существования человеческого общества в будущем. Для виртуального пространства речь становится основным средством познания окружающего мира, инструментом мышления, позволяющим присваивать образам определенные значения и знаки, регулятором взаимодействия, информирования о чем-то, оценки, систематизации, организации ответных действий и внутренней самоорганизации и самоуправления человека.

Если индивидуальный характер личности всегда проявляется  в особенностях ее коммуникации, то индивидуальность веб-личности раскрывается через её речевое участие в  киберкоммуникативных актах. Коммуникативная компетентность веб-личности строится в процессе приобретения опыта межличностного общения, который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия в традиционной, реальной действительности.

Трудно переоценить  значение коммуникативной компетентности личности для современного общества. Усложнение общественной жизни, ее динамичность, процессы социальной дифференциации в  индустриально развитых странах, трансформация  старых социальных общностей и формирование новых в странах с переходной экономикой требуют повышения роли личности в созидании повседневной жизни общества и его культуры. Широкий и гибкий диапазон тактик и стратегий коммуникации позволяет  коммуникативной компетенции проявляться  в многообразных качествах, необходимых  в различных видах коммуникативного взаимодействия. Особенно велика ее роль в сфере связей с общественностью. Не менее значима в сегодняшнем  мире и киберкоммуникативная компетенция личности, то есть ее умение правильно и эффективно выстраивать свое веб-общение в самых разных сферах виртуального пространства.

Киберкоммуникативная компетенция важна сегодня и для специалиста, чей личностный и профессиональный опыт взаимодействия с окружающими должен быть достаточно высоким и включать в себя знания информационных технологий, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе.

Основные  источники приобретения киберкоммуникативной компетенции вполне традиционны. Это соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в деловой, повседневной и праздничной обстановке; опыт восприятия искусства; знания, общая эрудиция и научные методы обучения общению. Все это киберкоммуникант переносит в виртуальную сферу общения.

В комплекс коммуникативных знаний и навыков, составляющих коммуникативную компетенцию веб-личности, входят знание норм и правил общения в Интернете, высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию, свободное знание интерфейса, понимание компьютерно-сетевого сленга и невербального языка киберобщения, умение вступать в контакт с веб-коммуникантами, умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей, умение воздействовать на веб-собеседника, способность правильно его оценить как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки, и, наконец, способность вызвать у веб-собеседника положительное восприятие собственной личности.

Коммуникативная компетентность представляет собой  определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе.

Важнейшие аксиомы  межличностной коммуникации, сформулированные американским психологом П.Вацлавиком (Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д., 2000), сохраняют свою значимость в Интернете. Наличие общения обусловлено самой природой киберкоммуникации, настроенной на двустороннюю связь. Как и в реальной действительности, любой коммуникативный акт в Интернете содержит не только информацию, но и детерминирует характер отношений между коммуникаторами. Так называемая пунктуация последовательности событий, то есть личностная интерпретация смысла происходящего, оказывает существенное влияние на взаимодействие в виртуальном пространстве. При неформальном виртуальном общении наблюдается доминирование симметрического взаимодействия, базирующегося на равенстве коммуникативных партнеров, старающихся скопировать поведение друг друга, в отличие от ситуации комплементарного взаимодействия, в которой поведение одного партнера дополняет поведение другого. В Интернете наблюдается и намеренная, и ненамеренная коммуникация. Наконец, аксиома необратимости коммуникации приобретает в Интернете особую актуальность в связи с письменной фиксацией реплик.

Одна из проблем  коммуникации – проблема адекватного  восприятия передаваемой информации, влияющая на результативность. Сообщение, передаваемое источником получателю, преодолевает в виртуальном не только коммуникативные, но и технологические барьеры. В результате оно может быть принято не полностью, в искаженном виде или не принято вовсе. Факторами, ограничивающими эффективность веб-коммуникации, является среда (внешние условия), технические средства и сам человек как главное действующее лицо коммуникативного акта. Эти факторы оказывают существенное воздействие на формирование контента коммерческих веб-сайтов, где коммуникация происходит опосредованно и односторонне (см. Приложение №5).

Информация о работе Речь в Интернет-коммуникациях