Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа
Целью является достижения понимания ключевых особенностей речи в интернет коммуникации.
Задачи курсовой работы:
1. понять ее отличия от речи в других видах коммуникаций
2. проследить изменения речи в интернет коммуникации
3. выявить особенности речи в интернет коммуникации
Вступление – стр. 3
1. Особенности веб-коммуникативного речевого акта – стр. 4 – 22.
2. Специфика «устной» и письменной разновидностей речи в интернет коммуникации – стр. 22 – 26.
2.1 Специфика «устной» речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 29.
2.2 Специфика письменной речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 38.
2.3 Жанровые особенности интернет коммуникации – стр. 38 – 44.
Вывод – стр. 45 – 46.
Список использованных источников – стр. 47 – 48.
Все процессы коммуникации протекают в определенном контексте. Социальная ситуация как естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми и характером развертывающихся действий или деятельности, актуальна и при исследовании интернет-сообщества. Факторы, придающие социальной ситуации определенность, распространяют свой универсальный характер на интернет-коммуникацию. Это цели общения, правила, то есть общепринятое мнение о допустимом и недопустимом поведении в конкретных ситуациях, роли (принятые в данной культуре модели взаимодействия), набор элементарных действий (простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии), последовательность поведенческих актов (порядок смены ролей говорящего и слушающего), концепты-знания (наличие в когнитивной структуре определенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации), физическая среда, которая в Интернете меняется на виртуальную, обладающую рядом значимых качеств, язык и речь (ситуационно обусловленные словарь, обороты речи, используемые участниками взаимодействия), трудности и навыки (различные препятствия для взаимодействия и навыки их преодоления).
Важными характеристиками ситуации, сохраняющими свою значимость в виртуальном варианте общения, являются условия знакомой/незнакомой среды, формальной/неформальной обстановки, ориентации на выполнение дела или на общение, поверхностной/глубокой (интимной) включенности. В соответствии с этими характеристиками в Интернете возможно выделение некоторых типов социальных ситуаций: официальные события (формальные социальные события), личностное взаимодействие с близкими друзьями или родственниками, случайные эпизодические контакты, формальные контакты в коммерческой сфере или при деловых контактах, ассиметричные взаимодействия, связанные с социальными умениями (обучение, руководство, интервьюирование), конфликт и переговоры, групповая дискуссия и др.
Интернет-общение
имеет некоторые проксемические
особенности. Персональное пространство,
в котором осуществляется виртуальная
коммуникация, совмещает в себе и
интимную, и персональную, и социальную,
и публичную зоны. В Интернете
возрастает значение понятия «межличностной
коммуникации» как процесса обмена
сообщениями и их интерпретации
двумя или несколькими
Одна из наиболее известных классификаций видов ситуаций межличностного взаимодействия, связанная с именем американского психолога Э.Берна (Берн Э., 1988), соответствует потребностям интернет-коммуникантов: ритуалы (привычные, повторяющиеся действия как неформального, так и официального характера), времяпрепровождение (полуритуальные разговоры об известных всем событиях, целью которых является поиск новых полезных знакомств и связей), совместная деятельность (взаимодействие в профессиональных целях), игры (общение при наличии скрытой мотивации его участников) и, наконец, близость (теплые отношения между людьми, исключающие извлечение выгоды) широко распространены в среде виртуального общения.
Другая классификация социальных ситуаций, основанная на степени личной вовлеченности участников в преобразование отношений (Головаха Е.И., Панина Н.В., 1989), и различающая три уровня общения, также применима к виртуальной коммуникативной среде, общение в которой реализуется и на социально-ролевом уровне, когда контакты ограничиваются ситуативной необходимостью; и на деловом уровне, детерминирующемся совместной деятельностью, направленной на достижение общих целей; и на интимно-личностном уровне, характеризующемся особой психологической близостью.
Необходимым условием успешной коммуникации в интернет-пространстве является создание участниками общей социальной действительности общего «здесь-и-сейчас». Этот так называемый договорной аспект межличностной коммуникации особенно важен в виртуальном пространстве, практически лишенном иных, кроме вербальных, средств общения. В связи с отсутствием чувственных ориентиров, важным в Интернете является и аспект восприятия, то есть процесс отбора, организации и интерпретации данных о партнере коммуникации, причем образ партнера, который при традиционном межличностном общении строится комплексно, в Интернете имеет вербальные ограничения.
Интересно проследить
трансформацию понятия
Ряд существенных
речевых характеристик общения
в малых группах весьма актуален
и для виртуального пространства.
Это речевая однородность, преобладание
оценочных и характеризующих
слов, существование особого
Традиционно массовая коммуникация характеризуется наличием достаточных технических средств, социальной значимостью информации, массовостью аудитории, многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих как вариативность, так и нормативность массовой коммуникации. С одной стороны, всю коммуникацию в Интернете можно характеризовать как массовую. Даже в частный характер электронной переписки вплетается массовость тематических рассылок и рекламного спама. С другой стороны, персональный характер общения присутствует не только в частной электронной переписке, но и в блогах, чатах и в зонах приватного общения ICQ (www.gramota.ru).
Уникальность
коммуникационного процесса в сети
связана с переплетением
Известно, что комплекс социальных ролей, присущих каждому человеку, реализуется в определенном наборе типовых ситуаций и соотносимых с ним жанров, которые всегда имеют установку на определенный тип, способ изображения, характер и масштаб обобщений, вид подхода и отношения к действительности. М.М.Бахтин определил речевые жанры как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, каждое их которых подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями, причем диалог он считал классической формой речевого общения (Бахтин, 1985: с.264).
В Интернете у веб-личности формируется свой комплекс ролей, которые, несмотря на принцип анонимности и асоциальности, меняются в соответствии с перемещением этой личности по веб-пространству. Если в чате виртуальная личность может полностью менять свою социальную принадлежность по своему усмотрению, то в более официальной ситуации или на сайтах интернет-магазинов заинтересованность обеих сторон в их реальном представлении, наоборот, усугубляется, так как экстралингвистические параметры определения социального статуса личности отсутствуют. В Интернете им находится замена в набирающем популярность жанре анкетирования потенциальных веб-клиентов.
Умение переключаться в процессе коммуникации с одних жанров на другие, в зависимости от условий общения, способствует выработке формул общения, что полностью соответствует тенденции веб-коммуникации к стандартизации и систематизации клишированных конструкций (например, в жанре электронной переписки) (см. сайт «Конференция – обменяемся опытом – DAIHATSU» - http://auto.ru). Механизм кодовых переключений, который вырабатывается у человека в процессе его социализации в культурной речевой веб-среде, так же, как и в реальной действительности, обеспечивает усвоение системы социальных ролей, свойственных обществу, идет в тесном взаимодействии с усвоением норм речевого поведения, обеспечивающих оптимальное исполнение той или иной роли. Репертуарная широта варьирования норм, возможная в реальности потому, что язык предоставляет говорящему различные способы выражения одних и тех же коммуникативных интенций, одних и тех же смыслов, в Интернете сужается из-за ограничений, связанных с особенностями технологических процессов осуществления веб-коммуникации. В Интернете различные способы языкового выражения оказываются тесно связанными с различными условиями общения, разными коммуникативными ситуациями, исполнению тех или иных социальных ролей (Крысин, 1976).
Изменения жанрового
репертуара на протяжении человеческой
жизни для Интернета пока не так
актуальны, во всяком случае, в той
их части, которая касается возрастных
взаимоотношений. Ведь история Интернета
– всего несколько десятилетий.
Реализуясь в коммуникативных ситуациях,
жанры представляют собой типы текста,
соотносимые с коммуникативным
актом и являющиеся его текстовым
воплощением. Определенному типу ситуации
соответствует свой набор жанров.
Следовательно, типология жанров в
той или иной коммуникативной
сфере должна базироваться на типологии
ситуаций. Эти правила актуальны
и для Интернета, где такие
параметры коммуникативного акта, как
пространство, время, партнеры по коммуникации
и тема, конкретизируясь и
2.3 Жанровые особенности интернет коммуникации
Жанровая стилистика веб-коммуникации имеет свои характерные особенности. Если в реальной ситуации действие факторов, определяющих выбор жанра, осуществляется одномоментно, то в Интернете понятие времени становится более растяжимым и выбор жанра осуществляется в замедленном режиме. В то же время в Интернете на выбор жанра более активно влияет сторона адресанта, во многих случаях заранее определяя жанр веб-коммуникации.
Сфера веб-коммуникации – это ситуация «вне дома», в комплекс условий которой безусловно вписывается ориентация на типовые ситуации, «статичную» ситуативную «рамку» будущего действия. Круг же «исполнителей» этого действия, наоборот становится в ряде случаев заранее запрограммированным (коммерческая сфера) или, наоборот, непредсказуемым (чаты).
Немаловажной
характеристикой
Два наиболее распространенных жанра общения в сети: деловое и фатическое или презентационное. В жанре делового общения функционируют электронные магазины, сайты компаний, сетевые печатные издания. Фатическая коммуникация реализуется на сайтах, посвященных неформальному общению, каковыми являются блоги, чаты и конференции неспециального назначения: «Разговоры с кошками», «Только для вампиров», «Безвкусные и грязные шутки», «Криминальное остроумие и вербальное насилие» и т.д. Немало в Интернете и примеров игрового общения. Устав что-либо обсуждать, можно просто посоревноваться в составлении русских слов только из латинских букв и арабских цифр.
Игровая направленность
коммуникации в Интернете в большей
или меньшей степени
По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи в разговорной веб-коммуникации можно выделить такие жанры, как беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка, дневник и др. Беседой при кооперативной стратегии является целенаправленный или фатический обмен мнениями между веб-коммуникантами. Особенно популярен в Интернете жанр праздноречивой беседы в сфере неформального общения. Жанр целенаправленного разговора при осуществлении кооперативной или некооперативной стратегии реализуется чаше всего в электронных письмах, причем разговор бывает предписывающим, информативным, межличностным и др. Спор как обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины – ведущий жанр на веб-форумах и в блогах. В жанре истории как передачи сведений о происшедших событиях с подведением итога осуществляется коммуникация как в сфере неформального общения, так и на форумах. Этот жанр активно используется в текстах интернет-рекламы. Стилистике этого жанра свойственны черты разговорного синтаксиса: тематическая фрагментарность, ассоциативные отступления, эллиптированные конструкции, вопросно-ответные ходы, экспрессивность, спонтанность, неподготовленность, обилие конкретизирующих лексем и вводных слов, указывающих на контроль говорящего за ходом изложения и способом выражения.
Письмо и
записка – это традиционные жанры
письменной разговорной речи, которые
в виртуальной презентации