Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы теории коммуникации".
Теория коммуникации складывалась
как междисциплинарное
Коммуникация (лат. communicatio от communicare –
делать общим, связывать; путь сообщения,
форма связи) является объектом изучения
многих наук: философии (проблемы понимания
и интерпретации), социологии (исследование
коммуникации как социально обусловленного
процесса, в рамках которого формируются
индивидуальные и групповые установки
речевого поведения. В социологии коммуникации,
наряду с межличностной коммуникацией,
изучаются социальные факторы, обусловливающие
влияние массовой коммуникации на формирование
общественного мнения), психологии (психологию
межличностного взаимодействия, психологию
малых групп, межгрупповых взаимоотношений,
психологию толпы), лингвистики (проблемами
вербальной коммуникации. К лингвистическим
дисциплинам примыкает семиотика, изучающая
свойства знаков и знаковых систем в обществе
Чрезвычайно весомый вклад в изучение
коммуникации внесли технические науки.
Развитие технических средств полностью
изменило характер социальной коммуникации,
сделав возможным мгновенную передачу
информации в большом объеме практически
на неограниченные расстояния. Таким образом,
теория коммуникации вписывается в современную
систему научных знаний как наука комплексная,
интегрирующая знания о коммуникационных
процессах в природе и обществе.
Исследования проблем
коммуникации не ограничиваются только
областью социальных наук. Они активно
изучаются представителями
Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Коммуникация по-разному проявляется на разных уровнях организации материи: от универсальной способности отражения как свойства явлений живой и неживой природы до сложнейшего и многогранного мира человеческого общения.
Одним из важнейших коммуникативных аспектов психологической науки является изучение способности человека отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. При этом общая психология уделяет большое внимание таким, имеющим непосредственное отношение к коммуникативистике проблемам, как психологическая природа речи и языка, т.е. способам вербальной коммуникации, а также различным видам невербальной коммуникации и особенностям их восприятия, обусловленным психологическими особенностями личности. В рамках социальной психологии исследуются психология межличностного взаимодействия (способы общения, межличностное восприятие и понимание), психология малых групп (взаимодействие индивида и малой группы, внутригрупповые отношения, конфликты), психология межгрупповых отношений и т.д.
Социология, изучая структуру общества и динамику общественного развития, большое значение уделяет проблемам коммуникации, поскольку в фокусе ее внимания оказываются проблемы связей и отношений различных социальных субъектов -- отдельных личностей, малых и больших социальных групп -- классовых, национальных, этнических, демографических и др.
Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации -- возникновением и развитием языка и речи (устной и письменной, диалогической и монологической) как важнейших средств человеческого общения. На стыке лингвистики, логики, философии и других наук находится семиотика, изучающая коммуникацию как передачу знаков или обмен знаками.
Коммуникативная проблематика
начинает активно вторгаться в область политологии.
Возникло целое научное направление (коммуникативно-
В культурологии коммуникативная проблематика проявилась главным образом при изучении проблем трансляции культурных ценностей либо непосредственно в общении людей, либо через механизмы опредмечивания и распредмечивания -- от человека к человеку, от поколения к поколению и между представителями различных культур.
В рамках биологии с конца XIX в. стало очень активно развиваться направление, изучающее поведение и коммуникацию животных, обусловленные биологическими факторами. Новое направление получило названиеэтология. В природе существуют многочисленные системы связи, пусть рефлекторные, ограниченные и застывшие. Такие системы связи являются объектом исследования этологов.
Чрезвычайно весомый вклад в изучение коммуникации внесли технические науки. Эволюция коммуникативных возможностей человека связана с техническим прогрессом. Развитие технических средств -- от изобретения книгопечатания до современной компьютерной революции -- полностью изменило характер социальной коммуникации, сделав возможным мгновенную передачу информации в большом объеме практически на неограниченное расстояние.
Всесторонний анализ различных измерений коммуникации обусловливает необходимость ее междисциплинарного изучения, привлечения инструментария и потенциала многих наук -- общественных, гуманитарных, естественных и технических.
Теория коммуникации
— сравнительно молодая область
научного знания, которая стала обретать
статус самостоятельной академической
дисциплины в нашей стране лишь в последнее
десятилетие.
Без преувеличения, коммуникацию можно
считать необходимым и всеобщим условием
жизнедеятельности человека и одной из
фундаментальных основ существования
общества. Общество — не столько совокупность
индивидов, сколько те связи и отношения,
в которых данные индивиды находятся Друг
с другом. Во многом именно этим и объясняется
столь пристальный интерес к коммуникации
со стороны представителей самых разных
научных направлений, и, в первую очередь,
обществоведов. История общественной
мысли свидетельствует, что философы и
социологи, политологи и культурологи,
психологи и педагоги, лингвисты и журналисты
всегда, в той или иной мере, обращались
к проблемам человеческого общения. Однако
каждый новый исследователь, столкнувшийся
с ними, обнаруживал, что коммуникативная
проблематика оказывается едва ли не самой
запутанной.
Многие объясняют это тем, что коммуникативная
проблематика столь же безгранична и разнообразна,
как и само человеческое общество, если
не сказать — как окружающий нас мир.
Если для российской системы образования
теория коммуникации — сравнительно новая
учебная и научная дисциплина, то за рубежом,
особенно в университетах Европы и США,
уже сложилась определенная традиция
ее преподавания. Здесь в качестве самостоятельной
академической дисциплины эта область
научного знания сформировалась в середине
XX в. и стала развиваться столь же быстрыми
темпами, как и вызвавшая ее к жизни электронно-коммуникативная
революция. В течение нескольких десятилетий
в США и ряде других стран читаются курсы
по теории коммуникации, сложился круг
авторитетных специалистов и школ, издается
большое количество учебной и научной
литературы.
Особенно заметный рост исследовательского
интереса к проблемам коммуникации и информации
стал наблюдаться во второй половине XX
в. Вызван он был в первую очередь бурным
развитием кибернетики, математической
теории коммуникации и современных электронных
систем связи. С появлением работ Н. Винера,
К. Шеннона, У.Р. Эшби, наших отечественных
ученых А.И. Берга, А.Н. Колмогорова и других
термины «коммуникация», «информация»,
«информационный обмен» получили широкое
распространение в самых разных отраслях
науки и стали едва ли не самыми многозначными.
К началу 1960-х гг. только в зарубежной философской
и социологической литературе насчитывалось
около сотни определений коммуникации.
Можно с уверенностью сказать, что сегодня
таких определений существует на порядок
больше. Поэтому каждый, кто интересуется
результатами научных исследований в
данной области, сталкивается с богатым
спектром точек зрения, аспектов, срезов,
попыток общетеоретического и специального
подхода к исследованию и пониманию коммуникации.
Коммуникация — обмен информацией между
сложными динамическими системами и их
частями, которые в состоянии принимать
информацию, накапливать ее, преобразовывать (А.
Урсул).
Значения:
-универсальное (предельно широкое), при
котором коммуникация рассматривается
как способ связи любых объектов материального
и духовного мира;
-техническое, соответствующее представлению
о коммуникации как о пути сообщения, связи
одного места с другим, средствах передачи
информации и других материальных и идеальных
объектов из одного места в другое (А.В.
Соколов использует понятие «пространственная
коммуникация» для характеристики данного
аспекта коммуникации);
-биологическое, широко используемое в
биологии, особенно в разделе этологии,
при исследованиях сигнальных способов
связи у животных, птиц, насекомых и т.д.;
-социальное, используемое для обозначения
и характеристики многообразных связей
и отношений, возникающих в человеческом
обществе. В данном случае речь идет о
социальной коммуникации — коммуникационных
процессах в обществе. Теория коммуникации
чаще всего обращается именно к этому,
последнему значению коммуникации, т.е.
к социальной коммуникации - специфической
форме взаимодействия людей по передаче
информации от человека к человеку, осуществляющейся
при помощи языка и других знаковых систем.
- определение
- разновидности
- общие правила ведения диалога.
Диалогом называется форма
речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами,
характеризующаяся ситуативностью (зависимостью
от обстановки разговора), контекстуальностъю
(обусловленностью предыдущими высказываниями),
непроизвольностью и малой степенью организованности
(незапланированным характером). Диалог
обычно противопоставляется монологу.
Подвидом диалога является полилог, возникающий
при числе участников речевого общения,
большем двух.
К основным языковым особенностям диалога
относятся:
-наличие повторов и переспросов в реагирующих
репликах;
-синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая
за счет предыдущего высказывания;
-обилие вопросительных и побудительных
предложений.
Выделяют следующие типы диалога:
Информативный диалог обычно состоит
из вопрос-ответных пар, целью является
получение информации.
Прескриптивный диалог содержит просьбу,
приказ или отказ выполнить предлагаемое
действие. При этом говорящий выдает программу
действий, а отвечающий берется за ее исполнение.
Диалог — обмен мнениями — это обычно
спор, дискуссия.
Диалог, ведущийся с целью установления/регулирования
межличностных отношений.
Праздноречивый диалог направлен или
на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство,
восхищение, опасение, страх).
Общие правила диалога таковы:
получателю сообщения рекомендуется выслушивать
обращенное к нему высказывание;
вопрос требует ответа;
повеление требует ответа действием или
словом;
повествование требует ответа повествованием
или внимательным молчанием
умолчание, если нет вопроса;
пересказ другому лицу, если нет специального
побуждения и запрещения.
Нормальный диалог предполагает соблюдение
базовых нормативных принципов, регулирующих
поведение собеседников — так называемых
коммуникативных максим П. Грайса:
Максима кооперации составляет основу
коммуникации. Она предполагает готовность
партнеров к сотрудничеству. Собеседники
могут выражать несогласие, спорить, но
они должны включаться в разговор таким
способом, который соответствует его общей
линии и целям.
Максима количества. Каждый должен вносить
в разговор достаточно, но не слишком много
информации.
Максима качества предписывает правдивость
высказывания.
Максима релевантности. Согласно ей, реплики
должны быть уместны и отвечать текущему
контексту разговора.
Максима способа коммуникации требует
избегать неясности, двусмысленности,
дезорганизующих действий.
- определение
- сфера использования
- характерные черты
- разновидности монолога
Монолог - форма речи, образуемая
в результате активной речевой деятельности,
рассчитанная на пассивное и опосредованное
восприятие и практически не связанная
с речью собеседника ни в содержательном,
ни в структурном отношении. Монолог противоречив
по своей сути: с одной стороны, раз человек
заговорил, значит, он рассчитывает на
общение, с другой — монолог абсолютно
не приспособлен к непосредственному
общению, он предполагает, что слушающий
только слушает, но не отвечает.
Основные коммуникативные ситуации употребления
монолога — сфера искусства, ораторские
выступления, общение по телевидению и
радио, ситуация обучения. В бытовом общении
монологическая речь встречается редко.
Для монолога типичны значительные по
размеру фрагменты текста, состоящие из
структурно и содержательно связанных
между собой высказываний, имеющие индивидуальную
композиционную построенность и смысловую
завершенность. Степень проявления этих
признаков зависит от жанровой принадлежности
(художественный монолог, ораторская речь,
бытовой рассказ и др.) и от функционально-коммуникативной
принадлежности (повествование, рассуждение,
убеждение).
Классифицировать монологи можно по цели
высказывания:
-Монолог убеждающей окраски — примитивная
форма ораторской речи;
-Монолог лирический — речевая форма изъявления
переживаний и эмоций;
-монолог драматический — язык слов путем
мимики, жестов и т.п.;
-монолог сообщающего типа, который подразделяете
на монолог-рассуждение и монолог-сообщение.
-п о времени подготовки—могут готовиться
заранее, а могут быть и неподготовленными;
-п о содержанию сообщения — сообщения,
передающие содержание другого текста
подробно; сообщения, передающие содержание
другого текста кратко; сообщения, составленные
на основе нескольких текстов; сообщения,
в которых говорящий выражав свою точку
зрения по какому-либо вопросу; сообщения,
содержание которых дано в неявной форме;
-п о форме сообщения и по самостоятельности
выделяют сообщения, имеющие готовую форму;
сообщения, имеющие фиксированную форму;
сообщения, конструируемые полностью
самостоятельно;
Обязательной чертой любого связного
монологического высказывания является
наличие межфразовых связей, объединяющих
предложения и словосочетания в единый
текст. Можно выделить две группы таких
связей: построенные по типу зацеплений
и построенные по типу повтора.
Зацепление - такая форма связи, при которой
какой-либо одного предложения указывает
на элемент другого предложения, «зацепляется»
за него: так происходит передача смысла
от одного предложения к другому.
Анафора — отсылка к ранее сказанному;
осуществляется способами, включая и такие
простые, как повтор лексических единиц,
использование союзов.
Катафора - обращение к последующим элементам
текста обеспечивается числительными,
вопросительными словами.
Повторы — второй тип межфразовых связей.
Они могут быть лексическими, грамматическими,
синтаксическими или семантическими.
В классической риторике выделяют такие
типы повторов, как многосоюзие, бессоюзие,
традукция (повтор слова в разных главных
формах), хиазм (я в мире и мир во мне —
обращенный параллелизм), параллелизм,
градация (расположение по степени убывание
— возрастание).
Под спором обычно понимается
всякое столкновение мнений, разных точек
зрения по какому-либо вопросу, предмету,
борьба, при которой каждая из сторон
отстаивает свою правоту. Полемикой
называют такой спор, при котором
имеется конфронтация, противостояние.
Дискуссия - публичный спор, целью
которого в отличие от полемики является
выяснение и сопоставление
Споры, включая как полемику, так и дискуссию,
можно классифицировать по нескольким
основаниям:
-число участников: спор-монолог (человек
спорит сам с собой, это так называемый
внутренний спор); спор-диалог (полемизируют
два лица); спор-полилог (ведется несколькими
или многими лицами);
-число слушателей: без слушателей; спор
при слушателях, в котором обязательно
учитывают реакцию слушателей; спор для
слушателей, рассчитанный только на то,
чтобы произвести на слушателей впечатление;
-цель спора: спор из-за истины, спор для
убеждения кого-либо, спор для победы,
спор ради спора;
-социальная значимость предмета спора
(актуальность проблемы): спор, который
отражает общечеловеческие интересы;
спор, который отражает групповые интересы;
спор, который отражает семейные интересы;
спор, который отражает личные интересы;
-форма проведения спора: устный спор;
письменный спор;
-подготовленность спора: организованные
споры, которые планируются заранее так,
что стороны имеют возможность ознакомиться
с предметом спора, определить свою позицию,
продумать аргументы; неорганизованные
споры, которые возникают стихийно и обычно
менее плодотворны, чем организованные;
Существуют два способа подтверждения
собственной правоты:
Убеждение. Выделяют следующие разновидности
человеческих желаний, к которым следует
апеллировать с целью победы в споре: физическое
благополучие (самосохранение); общественные
интересы (семья, репутация авторитет);
развлечение; чувство собственного достоинства.
Доказательство — логическое действие.
По способу ведения различают прямые и
косвенные доказательства, по форме умозаключения
— индуктивные и дедуктивные.
Аргумент - составная часть всякого доказательства,
под которым понимается мысль, истинность
которой проверена и доказана и которая
поэтому может быть приведена в обоснование
истинности или ложности высказанного
положения.
Аргументы бывают следующих типов:
сильные аргументы — не вызывают критики,
их невозможно опровергнуть, разрушить,
не принять во внимание (точно установленные
и взаимосвязанные факты и суждения, вытекающие
из них; законы, уставы, руководящие документы,
если они исполняются и соответствуют
реальной жизни, и др.);
слабые — вызывают сомнения оппонентов
(выводы из неполных статистических данных);
несостоятельные — позволяют разоблачить,
дискредитировать соперника, применившего
их.
Демонстрация - логическое рассуждение,
в процессе которого из аргументов выводится
истинность или ложность тезиса. Под демонстрацией
понимается и совокупность логических
правил, используемых в доказательстве.
Информация о работе Шпаргалка по "Основы теории коммуникации"