Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы теории коммуникации".
Мимика - координированные движения
мышц лица, отражающее стояние, чувства,
эмоции. К мимике относят все изменения,
которые можно наблюдать на лице человека,
включая и такие процессы, как покраснение
или побледнение. Экспериментальные исследования
свидетельствуют о том, что мимику лица
можно проанализировать, опираясь на следующие
основания:
-непроизвольные движения, обусловленные
эмоция (сведение бровей, прищуренность
глаз и т.д.);
-произвольные движения - подмигивание,
гримасы и т.д.);
-физиологические параметры (тонус, сила,
динамика, амплитуда, асимметрия),
-социальные особенности (выражения лица).
Сложные мимические признаки являются
постоянными, необходимыми для выражения
определенного эмоционального состояния,
но в то же время они могут входить в структуру
мимики различных состояний. В связи с
этим основным индикатором психических
состояний выступает комплекс признаков
мимики.
Выделяют три типа сигналов лица:
стабильные — цвет кожи, форма, конструкция
лица;
относительно стабильные — внешний вид
кожи, расположение морщин, тонус мышц
лица
нестабильные — кратковременные изменения
движения мышц лица.
Эмоции, выражаемые с помощью мимики: удивление,
страх, отвращение, радость, горе, гнев.
Фундаментальные эмоции считаются межкультурными
феноменами, но все же социокультурные
факторы играют значительную роль в определении
экспрессии. Каждая культура обладает
своими «правилами проявления» эмоций,
которые могут требовать подавления или
маскировки одних эмоциональных выражений
и частого проявления других. Так, представители
западной цивилизации Могут улыбаться,
переживая неприятности, а японцы обязаны
улыбаться, даже переживая горе. Культурные
различия определяют ситуации, в которых
надо смеяться и в которых надо плакать.
Аналогично правилам проявления эмоций
в разных культурах различаются и социальные
установки по отношению к эмоциональным
переживаниям.
Многочисленные эксперименты показали,
что верхняя часть лица контролируется
человеком больше, чем нижняя. По нижней
части лица лучше всего распознается гнев,
радость, страдание, но с трудом определяется
удивление. По средней части лица успешно
идентифицируются удивление, страдание,
радость, страх.
Интерпретируя мимические конфигурации
как выражение эмоций, следует учитывать,
что лицо человека асимметрично, в результате
чего левая и правая стороны лица могут
отражать эмоции не одинаково. Объясняют
это тем, что левая и правая стороны находятся
под контролем разных полушарий мозга.
Целостность и динамичность мимики являются
главными элементами экспрессивного поведения
личности, поэтому изменение какого-либо
компонента мимической структуры приводит
к изменению всего ее психологического
смысла.
Большинство исследователей невербального
поведения считает, что женщины более
точны, чем мужчины, как в восприятии чувств
других, так и в передаче собственных чувств.
Например, женщины более успешно распознают
выражения боли, тревоги, страдания; они
чаще, чем мужчины, склонны видеть в воспринимаемых
лицах возмущение и обиду.
Классик психологической науки У. Джемс
утверждал, что эмоция является не столько
причиной, сколько следствием определенных
действий: мы сначала убегаем, потом пугаемся,
сначала плачем, потом испытываем скорбь
и т.п. Для того чтобы вызвать у себя эмоцию,
нужно принять выражение лица, соответствующее
этой эмоции. Если сконцентрироваться,
то постепенно эмоция придет. Хотя экспериментально
это положение почти не подтверждено,
аутогенная тренировка в какой-то степени
говорит о его правомерности.
Таким образом, экспрессия лица, мимика
несут информацию о состоянии человека,
демонстрируют отношение к другому, снабжают
обратной связью, комментируют речевое
поведение. Лицо человека — самый мощный
передатчик информации, поскольку лицевые
мышцы быстро сокращаются и расслабляются
в соответствии с состоянием человека,
создавая изменчивые по структуре выражения,
которые в то же время отличаются наличием
константных признаков. Многозначность
и одновременно однозначность мимики
являются ее основными параметрами как
элемента экспрессии личности и определяют
ее функции в процессе коммуникации.
Термин «жесты» понимается
как движения рук или кистей рук,
но зачастую используется для обозначения
всех движений тела, в том числе
мимики, пантомимики (партнер достает
определенный предмет, открывает дверь,
закуривает и т.п.). В таком случае для обозначения
собственно движений рук употребляется
термин «жестикуляция».
^ Жесты рассматриваются как внешние проявления
внутреннего состояния человека, при этом
они несут информацию не только о психологическом
состоянии человека, но и об интенсивности
переживания. В коммуникационном процессе
жесты сопровождают речь или заменяют
ее, при этом они говорят об отношении
человека к какому-то лицу, событию, предмету.
Согласно самой широкой классификации,
жесты подразделяются на естественные
(спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых,
профессиональные жесты дирижеров, биржевиков
и др.).
В соответствии с классификацией известного
исследователя вербального поведения
А. Штангля выделяются: жесты рук, жесты
кистей рук, «игры рук», жесты пальцев,
рукопожатие.
Вариативность и многофункциональность
жестов связаны же с различиями культур,
в которых они функционируют, один и тот
же жест может быть интерпретирован по-разному.
Так, удар ладони партнера в момент или
после произнесения фразы «говорит» египтянину
или сирийцу о том, что собеседнику понравилась
сказанная шутка, острая фраза, а европеец
то же движение рук воспримет как проявление
неуважения.
^ Такесика - специальная область психологии
невербального поведения, занимающаяся
изучением жестов-прикосновений. Такесика
базируется на двух основных элементах
— физическом контакте и расположении
тела в пространстве.
Среди различных компонентов такесики
чаще всего рассматривается рукопожатие
— одно из самых распространенных прикосновений,
принятых в различных культурах. В деловой
коммуникации следует учитывать разницу
во взгляд на рукопожатие у представителей
разных культур. Рукопожатия как знак
приветствия более приняты у русских,
чем у англичан или американцев. Западноевропейские
и американские предприниматели не любят
вялых рукопожатий.
В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют
запреты; прикосновение партнеров друг
к другу во время беседы. Например японцы
считают, что касаться собеседника может
человек при полной потере самоконтроля
либо для выражения своего дружелюбия
и агрессивных намерений. В то же время
арабы, латиноамериканцы часто касаются
друг друга в процессе диалога.
У представителей одной культуры также
наблюдаются различные показатели интенсивности
жестикуляции вследствие индивидуальных
различий. Чрезмерное жестикулирование
отмечается у человека, например, при ослаблении
или отсутствии обратной связи со стороны
партнера по общению; может быть также
выражением беспокойства, неуверенности
человека.
Таким образом, жесты свидетельствуют
об интенсивности переживаний, о качестве
и направленности отношений, о культурной
групповой принадлежности.
- профессиональная зона
- социальная зона
- публичная зона
Проксемика - область изучения
индивидуального поведения, занимающаяся
нормами пространственной и временной организации
общения. Это понятие ввел американский
антрополог Э. Холл в начале 1960-х гг.
Партнеры в процессе коммуникации неосознанно
регулируют свое пространство - дистанцию
между собой и другими людьми, свое положение
относительного другого (стоя, сидя и т.п.)
и ориентацию в пространстве (наклонившись,
откинувшись и т.п.).
Важная роль в коммуникации принадлежит
временным характеристикам, выражающимся
в нормативах общения, присущим различным
субкультурам. Так, своевременный приход
или опоздание на назначенную встречу
свидетельствуют об отношении к партнеру.
Наиболее изучено в проксемике влияние
на контакт организации пространства,
соответствующего определенному типу
взаимоотношений. Экспериментальным путем
Э. Холл зафиксировал нормы приближения
к партнеру по общению, свойственные американской
культуре. Он выделил следующие зоны в
деловой коммуникации: интимную, персональную,
социальную, публичную, каждая из которых
соответствует особым ситуациям общения:
Интимная зона соответствует тому пространству,
в рамках которого человек чувствует себя
в безопасности. Границы интимной зоны
находятся на расстоянии примерно в половину
вытянутой руки (не менее 45 см). Человек
добровольно допускает в эту зону лишь
близких, хорошо знакомых. На этом расстоянии
партнеры могут касаться друг друга, типичны
негромкий голос, доверительный разговор.
Персональная зона— пространство, в котором
проходит обыденная беседа со знакомыми.
Персональная дистанция характерна для
различных форм делового общения и предполагает
визуальный контакт между партнерами.
Социальная зона обычно наблюдается в
кабинетах, холлах и других служебных
помещениях, где собираются люди не очень
хорошо или вовсе не знакомые друг с другом.
Расстояние 120—400 см принято при ведении
дискуссии, семинара, пресс-конференции.
Публичная зона подразумевает общение
с большой толпой людей — в лекционной
аудитории, на митинге. Расстояние между
общающимися таково, что детали лица, мелкие
движения не улавливаются. Поэтому голос
говорящего должен быть громче, слова
следует более тщательно выбирать.
Персональное пространство у каждого
человека имеет свои меры. Чем оно больше,
тем больший эмоциональный стресс испытывает
человек в условиях скученности, тем хуже
в этих условиях он выполняет задачи, требующие
нестандартного подхода. Установлено,
что уравновешенные люди, обладающие чувств
собственного достоинства, подходят к
собеседнику ближе, тогда, как беспокойные,
нервные люди стараются держаться подальше
особенно от собеседника противоположного
пола.
Важную информацию несет то, как человек
сидит на стуле также размер и форма стула.
На край стула часто садятся нерешительные
люди, а также те, кто не собирается задерживаться.
Таким образом, чтобы обеспечить комфортное
состояние партнеров в процессе коммуникации,
необходимо знать и эффективно применять
различные формы пространственной организации
общения. При этом нельзя забывать, что
все средства проксемики не смогут обеспечить
успех или неуспех реального взаимодействия
партнеров. Направление коммуникации
задается гораздо более высокими содержательными
уровнями человеческой деятельности —
социальной принадлежностью, позициями,
целями участников.
Поза - определенное положение
частей тела человека: головы, туловища,
рук, ног, а также движения, которые
изменяют это положение или влияют
на него. Анализировать позу трудно, так
как перечисление отдельных элементов
мало что дает для ее понимания. Наблюдатель
улавливает гармоничность или дисгармоничность
взаимосвязей компонентов позы и делает
вывод о ее естественности или неестественности,
состоянии человека, его отношении к окружающим.
Почти у каждого человека есть своя излюбленная
поза (или позы), поэтому не всегда легко
понять, является ли данная поза выражением
состояния человека в данный момент или
это всего лишь дань привычке. Однако предпочтение
той или иной позы может отражать подверженность
человека соответствующему состоянию.
Смысловую интерпретацию получают некоторые
элементы поз:
-стойка широко расставив ноги означает
потребность в самоутверждении, потребность
в высокой самооценке, а часто сверхкомпенсацию
чувства неполноценности;
-широкая, удобная, грузная посадка на
всю поверхность сидения выражает желание
человека наслаждаться покоем и уютом,
т.е. «устроиться поудобнее»;
-посадка на краю стула с выпрямленной
спиной и полной обращенностью к партнеру
говорит о высокой степени заинтересованности
в собеседнике, концентрации внимания;
-ноги, скрещенные или прижатые друг к
другу, свидетельствуют о педантичной
корректности или беспомощности человека
Более точная интерпретация возможна
при описании гц в целом. Так, большинством
людей поза «туловище отклонено назад,
голова поднята вверх, рука на уровне груди,
положены одна на другую, ноги слегка расставлены»
интерпретируется как высокомерная, самоуверенная,
надменная, как выражение пренебрежем
к партнеру.
Важными компонентами коммуникации являются
открытость и закрытость позы: открытая
поза определяется поворотом корпуса
и головы к собеседнику, раскрытостью
ладоней, нескрещенным положением ног,
расслабленностью мышц, прямым взглядом
в лицо, закрытая поза характеризуется
«отбрасыванием» корпуса назад, скрещенным
положением рук и ног, напряженностью
мышц.
Походка в меньшей степени, чем другие
элементы экспресс поддается регуляции,
поэтому на ее основе можно судить об ус!
чивых индивидуальных характеристиках
человека.
Походка выполняет ряд функций: регулирует
пространство-М щения, информирует о текущем
состоянии человека, о чертах! личности.
Принято выделять ряд общих характеристик
похол ритм, скорость, длина шага, давление
на поверхность, а такие «особенные» признаки
походки, как положение носков щ движение
рук, плеч, положение головы.
Отдельные элементы походки с трудом поддаются
фиксации, > нако ряд авторов приводит
их психологическую трактовку:
ритмичная походка свойственна человеку
воодушевленному, она может свидетельствовать
о хорошем настроении;
размашистая походка при среднем и малом
росте — свидетельство целеустремленности,
активности;
короткие и мелкие шажки часто присущи
расчетливому человеку, умеющему держать
себя в руках;
прерывистая, спотыкающаяся походка —
показатель неуверенности, скованности,
робости;
волочащаяся походка может говорить и
о плохом настроении, и об отсутствии заинтересованности.
Обычно под контактом глаз
понимается обмен взглядами, время фиксации
взгляда на партнере и направление взгляда. На
развитие контакта глаз влияет множество
факторов: пол, возраст, личностные особенности,
степень знакомства партнеров, система
отношений между ними, ситуация общения
и др.
Контакт глаз является наиболее тонким
показателем складывающихся между людьми
взаимоотношений. Известно, что ребенок
уже с 5—7 недель сосредоточивается на
материнском взгляде и вскоре активно
начинает требовать зрительного контакта,
если мать не смотрит на него. Есть основания
полагать, что особенности развития контакта
глаз в детско-материнских отношениях,
особенно дефицит позитивного контакта,
становятся источником различных переживаний,
могут формировать агрессивную направленность
в общении.
При нормальном развитии отношений люди
смотрят друг друга от 30 до 60% всего периода
общения. Если два человека время делового
разговора смотрят друг на друга больше
60% времени, то они, скорее всего, больше
заинтересованы в личности партнера, чем
в предмете контакта.
В деловом общении визуальный контакт
помогает говорящему почувствовать, что
он общается с партнером, а не говорит
в пространство. Взгляд на говорящего
не только выражает заинтересованность,
но и помогает сосредоточить внимание
на том, что говорит собеседник.
Частота, длительность и «пристальность»
прямого взгляд глаза собеседника определяются
также индивидуальными особенностями. Они
проявляются прежде всего в том, что женщины
смотрят на других людей в среднем дольше,
чем мужчины, причем контакт глаз женщины
с партнером-женщиной гораздо дольше,
чем с партнером-мужчиной. Мужчины дольше
смотрят в глаза партнерам-мужчинам, чем
женщинам.
Контакт глаз связан с определенными видами
отношений партнеру:
-«дистанция» — позитивный полюс («включенность»
в контакт, отношения привязанности, заинтересованности);
негативный полюс («выключенность» из
контакта, отстраненность, автономность);
-«позиция» — полюс «контроля» (доминирование,
власть, подавление); полюс «подчинения»
(покорность, неуверенность с характерным
«свернутым» контактом глаз, частичным
и быстрым поглядыванием на партнера);
-«валентность» — позитивный полюс (отношения
эмоциональной близости, доброжелательности,
симпатии; сопровождающиеся теплым, ласковым
взглядом); отрицательный полюс («эмоциональная
холодность», подозрительность, неприязнь,
выраженные пристальным, жестким, холодным
взглядом).
Информация о работе Шпаргалка по "Основы теории коммуникации"