Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы теории коммуникации".
- Основные психотехнические
- Методы общения с людьми
- Разновидность стилей общения
Стратегия аргументации определяется
коммуникативном намерением, целью —
убедить, победить, достичь согласия, самоутвердиться
и т.д. и строится на основе выбора принципа
коммуникации, стиля общения и коммуникативной
мзде наиболее адекватной конкретной
ситуации. Стратегическими принципами
аргументации выступают законы логики,
правила рассуждения.
Первый шаг к построению стратегии аргументирования
собственной позиции — диагностика коммуникационного
процесса. При этом определяется принцип
коммуникации и выбирается стиль общения.
^ Психотехнический принцип - принцип гуманистической
психологии, согласно которому субъекты
общения рассматриваются как единое целое, образующее
конкретную ситуацию. Главной целью коммуникативного
процесса в данном случае выступает владение
ситуацией.
Методы обращения с людьми, приведенные
ниже, отвечают психотехническому принципу
коммуникации:
1) не критиковать, потому что критика бесполезна:
она заставляет человека обороняться,
занимать агрессивную позицию, оправдывать
себя. В 99 случаях из 100 люди себя ни в чем
не обвиняют, даже если они не правы.
2) уважать чувство собственного достоинства
человека.
3) владеть ситуацией общения настолько,
чтобы побуждать человека хотеть сделать
то, что в данном случае необходимо.
^ Технологический принцип коммуникации. Рассматриваемый
принцип в качестве главного метода предполагает
манипуляцию объектами коммуникации с
помощью тех или иных средств воздействия
(средств массовой информации, психологического
давления, гипноза, внушения). В подсознании
субъекта коммуникации сохраняется установка
избранность (Я-это совсем другое дело).
Целью коммуникации в данном случае может
быть формирование модели принятия решения
или стратегии поведения.
Вступая в общение, нужно выявить: что
является главной характеристикой коммуникации,
за что бороться, чем поступиться и каких
пределов можно отступать, не нарушая
сформулированных принципов.
Общим критерием делового стиля общения
выступает разведение принципов «по существу»
или «по форме», что определяет общую стратегию
коммуникации. В зависимости от преобладающей
линии поведения выделяют: конструктивный
стиль делового общения, ориентированный
на оптимальный учет интересов субъектов
коммуникации; силовой стиль, для которого
характерна тактика давления, подчинения
позиций какой-то одной, приоритетной;
при этом разновидностью силового стиля
являются конфликтные стили — борьба
и конфронтация; мягкий стиль, ориентированный
на сотрудничество, характеризуется компромиссами,
маневрами, конвенциями.
Тактика аргументации — способ
наиболее эффективной подачи аргументов,
формы реакции на контраргументы противника,
приемы и методы достижения стратегической
цели аргументации.
Корректные тактические приемы:
-создание трудностей оппоненту;
-концентрация аргументов — накопление
в поле аргументации таких доводов, которые
независимо от других поддерживает собственный
тезис и опровергают тезис противника;
-перекладывание тягот доказательства
на плечи оппонента. В наименее выгодной
положении оказывается тот, кто вынужден
больше доказывать, поскольку это приводит
к растрачиванию аргументов, делает позицию
более открытой для критики;
-возражение оппоненту не должно быть
поспешным.
^ Некорректные тактические приемы:
-уклонение от темы;
-аргумент к личности — угрозы, инсинуации,
намеки, разоблачения;
-демонстрация силы — угроза закрыть обсуждение
вопроса.
Стратегия и тактика аргументации составляют
основные деловой коммуникации. При этом
следование корректным тактическим приемам
в процессе аргументирования собственной
позиции, предполагающим уважение чувства
собственного достойно оппонента, составляет
основу конструктивного стиля аргументации.
Важнейшей функцией речи является
коммуникативная. Коммуникационный процесс
можно рассматривать как обмен
информацией между людьми, формационный
аспект общения, а целью коммуникационного
процесса считать осознание и
понимание передаваемой и получаете
информации.
Информацию, содержащуюся в человеческой
речи, можно определи как вербализованную
передачу уже
Информацияя языковой единицы - это мера
содержания данной единицы в конкретной реализации.
Источником информации в вербальной коммуникации,
как правило, выступает говорящий или
пишущий субъект (создатель сообщения).
Каналом информации может быть голосовой
аппарат создателя сообщения, письмо,
а также технические средства распространения
информации (печать, радио, телевидение,
глобальные и локальные компьютерные
сети) и те условия, в которых осуществляется
посылка сигналов. Каналы иногда подразделяют
на средства массовой коммуникации и межличностные
каналы.
Код в случае речевого общения — это сама
речь. При этом кодирование определяется
как перевод информации из внутри-мозгового
кода в языковые единицы, а декодирование
— как обратный ему процесс восприятия
и понимания высказывания.
Помехи и искажения— следующий важный
элемент рассматриваемой модели передачи
вербальной информации. Применительно
к речевым каналам распространения информации
искажения могут быть обусловлены собственно
лингвистическими, экстралингвистическими
или акустико-произносительными причинами
(графическим обликом сообщения в письменной
речи).
Чтобы придать языку помехоустойчивость,
любая информация должна обладать некоторой
долей избыточности. Избыточность информации
- полное или частичное повторение сообщения,
которое сопровождает получение новых
данных и служит лишь для проверки и корректировки
наших представлений.
^ Под ценностью информации понимают новую
информацию, получаемую от языковой формы,
т.е. от реализации информативности, содержащейся
в самом языковом знаке. Ценность информации
снижается в том случае, когда она повторяется
после полного декодирования. Так, при
восприятии бытовых текстов восприятия
автоматизировано до такой степени, что
их информативность теряет некоторую
долю своей ценности, а в художественных
текстах часть процесса декодирования
деавтоматизирована и требует более длительного
времени для ее декодирования.
Выделяют три основных типа результатов
коммуникации:
-изменения в знаниях получателя;
-изменение установок получателя, т.е.
изменение .отн«ситель устойчивых представлений
индивида;
-изменение поведения получателя сообщения.
Одним из главных умении в
коммуникациях является умение строить
вербальные, или речевые коммуникации.
На практике это означает умение писать
и говорить.
Особенно важны эти умения для менеджеров
высших уровней управления – которым
приходится выступать перед аудиторией,
делать публичные заявления, выступать
в прессе. Речевые коммуникации можно
разделить на устные и письменные. Нужно
знать, что тексты для "глаз" и "уха"
пишутся различными стилями, что обусловлено
особенностями различного восприятия.
^ Публичное выступление – один из наиболее
распространенных вариантов речевых коммуникаций.
Его подготовка начинается с постановки
целей. Целями могут быть:
1) установление и улучшение отношении
2) информирование
3) продвижение (идеи, товара)
4) изменение чего-либо
Также нужно оценивать аудиторию и в зависимости
от ее возраста, статуса, профессиональному
профилю; проводить корректировку выступления.
Всегда полезно иметь конспект речи.
^ Написание текстов – требует специальных
знании и навыков, и не каждый руководитель
обладает такими навыками, но практически
всем специалистам приходится писать
тексты и сообщения для коммуникаций с
общественностью.
Формирование умений в
устноречевой деятельности тесно связано
с развитием определенных психологических
и речевых механизмов. Осознание
предмета коммуникации, смыслового содержания
общения возможно при наличии ряда умений:
осознавать исходный замысел продуцируемого
или воспринимаемого высказывания, удерживать
в памяти и упреждать основную мысль каждой
смысловой части сообщения и определять
структурно-смысловое единство целого
текста, объединять смысловые части в
целое речевое сообщение.
Уровень сформированности перечисленных
умений у того или иного человека зависит
от следующих факторов:
-социально-культурного — исторических
традиций, норм и правил;
-индивидуально-
-ролевого — особенностей ролевых отношений.
Для студентов весьма актуальна сформированность
учебных речевых умений, которые во многом
определяют успехи в обучении, в общении
типа студент — преподаватель — студент.
Перечень умений, которые способствуют
формированию устного высказывания на
основе различных видов речевой деятельности:
1. Умения говорения (высказывания), формируемые
на базе слушания:
-запомнить и удержать в памяти содержание
устной информации
-воспроизвести в нормальном темпе полученную
информацию по памяти;
-воспроизвести в заданное время усвоенную
информацию изменениями, дополнениями;
-обобщать информацию, воспринимаемую
в диалоге, и пере вать ее в высказывании.
2. Умения говорения, формируемые на базе
чтения:
-понимать и воспроизводить устно содержание
прочитанного текста (или его части);
-запоминать и держать в памяти содержание
прочитанного текста;
-пополнять, конкретизировать чье-либо
высказывание с опорой на прочитанный
текст.
3. Умения говорения, формируемые на базе
письма:
-сопровождать устный комментарий речевых
действий записью формул, уравнений, цитат;
Как правило, говорящий выступает инициатором
общения. Он изначально программирует
ход беседы и прогнозирует речевые действия
слушателя.
Специалисты по ораторскому мастерству
(П. Сопер, Н.М-Тц ченко, С.Ф. Иванова, В.В.
Одинцов, М.Р. Львов и др.) выделяют несколько
ошибок в речевом поведении партнеров
по общению
неточность высказываний;
неуместное использование понятий, терминов,
ссылок, цитат
чрезмерное использование иностранных
слов;
высокий темп изложения информации;
витиеватость изложения;
наличие логического противоречия;
неадекватные интонации, мимика и жесты,
не совпадающие со словами;
Чтобы быть услышанным и понятым, необходимо
соблюдать примерно такой алгоритм речевых
действий:
1) определить, с какой целью вы будете
говорить: отвечать вопросы, излагать
факты или собственное мнение;
2) продумать способ изложения информации;
3) предварительно выяснить степень владения
предметом держания речи собеседниками;
4) выполнить несколько тренировочных
упражнений на произношение в речи лексических
и грамматических конструкций;
5) продумать вопросы к слушателю или аудитории.
Сравним понятия «слушать»
и «слышать». К.Дж. Мерфи счичает,
что слышать — значит улавливать
ушами звуки и слова, а слушать
— это способность распределять
по категориям и отрабатывать всю
ту информацию, которую человек слышит
и делать заключения, выводы.
Ведущим началом любого общения и любого
вида речевой деятельности является коммуникативно-речевое
побуждение, мысли партнеров по общению,
выраженные в конкретной речевой форме.
Умение слушать эффективно
— важное умение для делового человека.
Как показывают исследования, 45% своего
активного времени деловой человек слушает,
а при повышении важности этому занятию
отводится до 55% времени.
Умения слушания лекции можно разделить
на группы:
1) извлечение содержательно-фактуальной
информации из услышанного текста:
2) извлечение содержательно-концептуальной
информации:
Для эффективного восприятия лекций необходимо
овладеть языковыми навыками (произносительными,
грамматическими, лексическими), определяющими
успешность развития продуктивных (говорение,
письмо) и рецептивных (слушание, чтение)
видов речевой деятельности.
Реакция людей на услышанное зависит от
целей и условий коммуникации, уровней
восприятия, понимания информации и ее
осмысления и, следовательно, неодинакова.
В реальной коммуникации принято различать
три вида слушания, которые соответствуют
определенным целям восприятия, внимания
и реагирования.
^ Выяснителъное слушание. Целью его является
получение определенной информации для
ответа на вопрос, приобретения нов их
данных по известной теме, понимания деталей
содержания, пожимания темы, которую нужно
развить в реактивном сообщении, понимания
инструкции к выполняемой работе и др.
При этом слушающий сосредоточивает внимание
на конкретных высказываниях, разъясняющих
интересующие его проблемы.
^ Ознакомительное слушание. Целью его является
выработка общего представления о предмете
сообщения для получения удовольствия
от прослушанного, удовлетворения собственных
интересов и установления смысловых связей
между фрагментами информации, детального
понимания информации, точного воспроизведения
части или всей информации, овладения
знаниями для передачи их третьим лицам
и др.
^ Деятелъностное слушание. Целью данного
вида слушания является подробное улавливание
и запоминание информации с обязательным
ее воспроизведением. Примером может послужить
работа переводчиков во время переговоров:
синхронный перевод текстов предполагает
его полное, однозначное восприятие, понимание
и пересказ. Такое активное слушание реализуется
и в иных ситуациях: запоминание информации
для ее дословного воспроизведения перед
другой аудиторией, пересказ слов преподавателя
и т.д. В качестве материала для деятельностного
слушания выступает монолог или диалог
профессионального или общественно-политического
характера.
Речевая коммуникация как
процесс, как деятельность предполагает
взаимодействие разных видов этой деятельности
в зависимости от целеустановки
и условий реализации.
Как правило, устная речевая коммуникация
двунаправлена, каждый из ее участников
становится то инициатором (говорящим),
то реципиентом (слушающим) передаваемой
информации.
Под обратной связью в ситуации (акт общения
подразумевается решение коммуникативных
задач, реализуемое в действиях собеседников.
Для установления обратной связи в ситуации
(акте) устной коммуникации необходимы,
во-первых, внимание к собеседнику понимать
не только его слова, но и поведение в процессе
общений (мимика, взгляд, жест, интонация
и т.п.); во-вторых, постоянный самоконтроль,
необходимость своим поведением помогать
собеседнику понять вас.
Не установив обратной связи с собеседником,
можно ошибочно предположить, что он точно
понял сказанное, хотя на самом деле эффект
совсем другой. В такой ситуации должна
помочь правильная установка каждого
из коммуникантов на передачу-получение
конкретной информации. Виды слушания,
этапы и уровни восприятия входят в понятие
«установки на взаимодействие и взаимопонимание».
Умения слушания, развиваемые в .реальной
или моделируемой речевой деятельности,
способствуют повышению результативности
общения.
^ Типы ратной связи соответствуют реакции
слушающего на сообщение и| подразделяются
следующим образом:
ф активное слушание— слушание-сопереживание;
слушание-совет;
слушание-вопрос;
слушание-критика.
Трудности получения сообщения обычно
связаны тем, что сообщение понято не полностью
или неправильно.
-объективные помехи в общении — физиологические
помехи (холод, жара, шум), психологические
(настроение, отношение к собеседнику,
увлеченность другой идеей), а также отсутствие
общего языка общения, неожиданность сообщения
и т.д.
-самоконтроль или контроль ситуации слушающим,
осуществляемый на протяжении всего процесса
коммуникации и включающий несколько
этапов: контроль подготовки информации
к передаче; контроль полноты восприятия
информации; контроль формулирования
реактивных речевых высказываний в соответствии
с типом обратной связи.
Среди методов контроля самый популярный
— уточняющие или наводящие вопросы, переспрос
слов или высказываний.
Технократические подходы к изучению коммуникации были обусловлены спецификой конкретно-исторических условий и самого предмета исследования. Возникли концепции технологического детерминизма, наиболее известной среди которых является теория информационного общества,рассматривающая современные технические средства информации в качестве важнейшего стимула и источника социального развития.
Информация о работе Шпаргалка по "Основы теории коммуникации"