Шпаргалка по "Основы теории коммуникации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы теории коммуникации".

Файлы: 1 файл

Основы теории коммуникации.docx

— 86.01 Кб (Скачать файл)
  1. Стратегия аргументации в процессе коммуникации

- Основные психотехнические нормы

- Методы общения с людьми

- Разновидность стилей общения

Стратегия аргументации определяется коммуникативном намерением, целью — убедить, победить, достичь согласия, самоутвердиться и т.д. и строится на основе выбора принципа коммуникации, стиля общения и коммуникативной мзде наиболее адекватной конкретной ситуации. Стратегическими принципами аргументации выступают законы логики, правила рассуждения. 
Первый шаг к построению стратегии аргументирования собственной позиции — диагностика коммуникационного процесса. При этом определяется принцип коммуникации и выбирается стиль общения. 
^ Психотехнический принцип - принцип гуманистической психологии, согласно которому субъекты общения рассматриваются как единое целое, образующее конкретную ситуацию. Главной целью коммуникативного процесса в данном случае выступает владение ситуацией.  
Методы обращения с людьми, приведенные ниже, отвечают психотехническому принципу коммуникации: 
1) не критиковать, потому что критика бесполезна: она заставляет человека обороняться, занимать агрессивную позицию, оправдывать себя. В 99 случаях из 100 люди себя ни в чем не обвиняют, даже если они не правы.  
2) уважать чувство собственного достоинства человека.  
3) владеть ситуацией общения настолько, чтобы побуждать человека хотеть сделать то, что в данном случае необходимо. 
 
^ Технологический принцип коммуникации. Рассматриваемый принцип в качестве главного метода предполагает манипуляцию объектами коммуникации с помощью тех или иных средств воздействия (средств массовой информации, психологического давления, гипноза, внушения). В подсознании субъекта коммуникации сохраняется установка избранность (Я-это совсем другое дело). Целью коммуникации в данном случае может быть формирование модели принятия решения или стратегии поведения.  
 
Вступая в общение, нужно выявить: что является главной характеристикой коммуникации, за что бороться, чем поступиться и каких пределов можно отступать, не нарушая сформулированных принципов.  
 
Общим критерием делового стиля общения выступает разведение принципов «по существу» или «по форме», что определяет общую стратегию коммуникации. В зависимости от преобладающей линии поведения выделяют: конструктивный стиль делового общения, ориентированный на оптимальный учет интересов субъектов коммуникации; силовой стиль, для которого характерна тактика давления, подчинения позиций какой-то одной, приоритетной; при этом разновидностью силового стиля являются конфликтные стили — борьба и конфронтация; мягкий стиль, ориентированный на сотрудничество, характеризуется компромиссами, маневрами, конвенциями.

  1. Тактика аргументации (основные тактические приемы)

Тактика аргументации — способ наиболее эффективной подачи аргументов, формы реакции на контраргументы противника, приемы и методы достижения стратегической цели аргументации. 
Корректные тактические приемы: 
-создание трудностей оппоненту; 
-концентрация аргументов — накопление в поле аргументации таких доводов, которые независимо от других поддерживает собственный тезис и опровергают тезис противника; 
-перекладывание тягот доказательства на плечи оппонента. В наименее выгодной положении оказывается тот, кто вынужден больше доказывать, поскольку это приводит к растрачиванию аргументов, делает позицию более открытой для критики; 
-возражение оппоненту не должно быть поспешным. 
^ Некорректные тактические приемы: 
-уклонение от темы; 
-аргумент к личности — угрозы, инсинуации, намеки, разоблачения; 
-демонстрация силы — угроза закрыть обсуждение вопроса. 
Стратегия и тактика аргументации составляют основные деловой коммуникации. При этом следование корректным тактическим приемам в процессе аргументирования собственной позиции, предполагающим уважение чувства собственного достойно оппонента, составляет основу конструктивного стиля аргументации.

  1. Речевая коммуникация: источники, канал, код

Важнейшей функцией речи является коммуникативная. Коммуникационный процесс  можно рассматривать как обмен  информацией между людьми, формационный аспект общения, а целью коммуникационного  процесса считать осознание и  понимание передаваемой и получаете  информации. 
 
Информацию, содержащуюся в человеческой речи, можно определи как вербализованную передачу уже 
 
Информацияя языковой единицы - это мера содержания данной единицы в конкретной реализации. 
 
Источником информации в вербальной коммуникации, как правило, выступает говорящий или пишущий субъект (создатель сообщения). 
 
Каналом информации может быть голосовой аппарат создателя сообщения, письмо, а также технические средства распространения информации (печать, радио, телевидение, глобальные и локальные компьютерные сети) и те условия, в которых осуществляется посылка сигналов. Каналы иногда подразделяют на средства массовой коммуникации и межличностные каналы. 
 
Код в случае речевого общения — это сама речь. При этом кодирование определяется как перевод информации из внутри-мозгового кода в языковые единицы, а декодирование — как обратный ему процесс восприятия и понимания высказывания.  
 
Помехи и искажения— следующий важный элемент рассматриваемой модели передачи вербальной информации. Применительно к речевым каналам распространения информации искажения могут быть обусловлены собственно лингвистическими, экстралингвистическими или акустико-произносительными причинами (графическим обликом сообщения в письменной речи). 
 
Чтобы придать языку помехоустойчивость, любая информация должна обладать некоторой долей избыточности. Избыточность информации - полное или частичное повторение сообщения, которое сопровождает получение новых данных и служит лишь для проверки и корректировки наших представлений.  
 
^ Под ценностью информации понимают новую информацию, получаемую от языковой формы, т.е. от реализации информативности, содержащейся в самом языковом знаке. Ценность информации снижается в том случае, когда она повторяется после полного декодирования. Так, при восприятии бытовых текстов восприятия автоматизировано до такой степени, что их информативность теряет некоторую долю своей ценности, а в художественных текстах часть процесса декодирования деавтоматизирована и требует более длительного времени для ее декодирования.  
 
Выделяют три основных типа результатов коммуникации: 
 
-изменения в знаниях получателя; 
 
-изменение установок получателя, т.е. изменение .отн«ситель устойчивых представлений индивида; 
 
-изменение поведения получателя сообщения.

  1. Публичные выступления, как  один из разновидностей вербальной коммуникации

Одним из главных умении в  коммуникациях является умение строить  вербальные, или речевые коммуникации. На практике это означает умение писать и говорить. 
 
Особенно важны эти умения для менеджеров высших уровней управления – которым приходится выступать перед аудиторией, делать публичные заявления, выступать в прессе. Речевые коммуникации можно разделить на устные и письменные. Нужно знать, что тексты для "глаз" и "уха" пишутся различными стилями, что обусловлено особенностями различного восприятия. 
 
^ Публичное выступление – один из наиболее распространенных вариантов речевых коммуникаций. Его подготовка начинается с постановки целей. Целями могут быть: 
 
1) установление и улучшение отношении 
 
2) информирование 
 
3) продвижение (идеи, товара) 
 
4) изменение чего-либо 
 
Также нужно оценивать аудиторию и в зависимости от ее возраста, статуса, профессиональному профилю; проводить корректировку выступления. 
 
Всегда полезно иметь конспект речи. 
 
^ Написание текстов – требует специальных знании и навыков, и не каждый руководитель обладает такими навыками, но практически всем специалистам приходится писать тексты и сообщения для коммуникаций с общественностью.

  1. Умение говорить как основопологающее свойство устноречевой коммуникации

Формирование умений в  устноречевой деятельности тесно связано  с развитием определенных психологических  и речевых механизмов. Осознание  предмета коммуникации, смыслового содержания общения возможно при наличии ряда умений: осознавать исходный замысел продуцируемого или воспринимаемого высказывания, удерживать в памяти и упреждать основную мысль каждой смысловой части сообщения и определять структурно-смысловое единство целого текста, объединять смысловые части в целое речевое сообщение. 
 
Уровень сформированности перечисленных умений у того или иного человека зависит от следующих факторов: 
 
-социально-культурного — исторических традиций, норм и правил; 
 
-индивидуально-психологического — индивидуальных особенностей говорящего; 
 
-ролевого — особенностей ролевых отношений. Для студентов весьма актуальна сформированность учебных речевых умений, которые во многом определяют успехи в обучении, в общении типа студент — преподаватель — студент.  
 
Перечень умений, которые способствуют формированию устного высказывания на основе различных видов речевой деятельности: 
 
1. Умения говорения (высказывания), формируемые на базе слушания: 
 
-запомнить и удержать в памяти содержание устной информации 
 
-воспроизвести в нормальном темпе полученную информацию по памяти; 
 
-воспроизвести в заданное время усвоенную информацию изменениями, дополнениями; 
 
-обобщать информацию, воспринимаемую в диалоге, и пере вать ее в высказывании. 
 
2. Умения говорения, формируемые на базе чтения: 
 
-понимать и воспроизводить устно содержание прочитанного текста (или его части); 
 
-запоминать и держать в памяти содержание прочитанного текста; 
 
-пополнять, конкретизировать чье-либо высказывание с опорой на прочитанный текст. 
 
3. Умения говорения, формируемые на базе письма: 
 
-сопровождать устный комментарий речевых действий записью формул, уравнений, цитат; 
 
Как правило, говорящий выступает инициатором общения. Он изначально программирует ход беседы и прогнозирует речевые действия слушателя.  
 
Специалисты по ораторскому мастерству (П. Сопер, Н.М-Тц ченко, С.Ф. Иванова, В.В. Одинцов, М.Р. Львов и др.) выделяют несколько ошибок в речевом поведении партнеров по общению 
 
неточность высказываний; 
 
неуместное использование понятий, терминов, ссылок, цитат 
 
чрезмерное использование иностранных слов; 
 
высокий темп изложения информации; 
 
витиеватость изложения; 
 
наличие логического противоречия; 
 
неадекватные интонации, мимика и жесты, не совпадающие со словами; 
 
Чтобы быть услышанным и понятым, необходимо соблюдать примерно такой алгоритм речевых действий: 
 
1) определить, с какой целью вы будете говорить: отвечать вопросы, излагать факты или собственное мнение; 
 
2) продумать способ изложения информации; 
 
3) предварительно выяснить степень владения предметом держания речи собеседниками; 
 
4) выполнить несколько тренировочных упражнений на произношение в речи лексических и грамматических конструкций; 
 
5) продумать вопросы к слушателю или аудитории.

  1. Помехи и помехоустойчивость в процессе речевой коммуникации
  2. Умение слушать

Сравним понятия «слушать»  и «слышать». К.Дж. Мерфи счичает, что слышать — значит улавливать ушами звуки и слова, а слушать  — это способность распределять по категориям и отрабатывать всю  ту информацию, которую человек слышит и делать заключения, выводы. 
 
Ведущим началом любого общения и любого вида речевой деятельности является коммуникативно-речевое побуждение, мысли партнеров по общению, выраженные в конкретной речевой форме.

Умение слушать эффективно — важное умение для делового человека. Как показывают исследования, 45% своего активного времени деловой человек слушает, а при повышении важности этому занятию отводится до 55% времени. 
 
Умения слушания лекции можно разделить на группы: 
 
1) извлечение содержательно-фактуальной информации из услышанного текста: 
 
2) извлечение содержательно-концептуальной информации: 
 
Для эффективного восприятия лекций необходимо овладеть языковыми навыками (произносительными, грамматическими, лексическими), определяющими успешность развития продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (слушание, чтение) видов речевой деятельности. 
 
Реакция людей на услышанное зависит от целей и условий коммуникации, уровней восприятия, понимания информации и ее осмысления и, следовательно, неодинакова. 
 
В реальной коммуникации принято различать три вида слушания, которые соответствуют определенным целям восприятия, внимания и реагирования. 
 
^ Выяснителъное слушание. Целью его является получение определенной информации для ответа на вопрос, приобретения нов их данных по известной теме, понимания деталей содержания, пожимания темы, которую нужно развить в реактивном сообщении, понимания инструкции к выполняемой работе и др. При этом слушающий сосредоточивает внимание на конкретных высказываниях, разъясняющих интересующие его проблемы.  
 
^ Ознакомительное слушание. Целью его является выработка общего представления о предмете сообщения для получения удовольствия от прослушанного, удовлетворения собственных интересов и установления смысловых связей между фрагментами информации, детального понимания информации, точного воспроизведения части или всей информации, овладения знаниями для передачи их третьим лицам и др.  
 
^ Деятелъностное слушание. Целью данного вида слушания является подробное улавливание и запоминание информации с обязательным ее воспроизведением. Примером может послужить работа переводчиков во время переговоров: синхронный перевод текстов предполагает его полное, однозначное восприятие, понимание и пересказ. Такое активное слушание реализуется и в иных ситуациях: запоминание информации для ее дословного воспроизведения перед другой аудиторией, пересказ слов преподавателя и т.д. В качестве материала для деятельностного слушания выступает монолог или диалог профессионального или общественно-политического характера.

  1. Обратная связь в говорении и слушание.

Речевая коммуникация как  процесс, как деятельность предполагает взаимодействие разных видов этой деятельности в зависимости от целеустановки  и условий реализации. 
 
Как правило, устная речевая коммуникация двунаправлена, каждый из ее участников становится то инициатором (говорящим), то реципиентом (слушающим) передаваемой информации. 
 
Под обратной связью в ситуации (акт общения подразумевается решение коммуникативных задач, реализуемое в действиях собеседников. 
 
Для установления обратной связи в ситуации (акте) устной коммуникации необходимы, во-первых, внимание к собеседнику понимать не только его слова, но и поведение в процессе общений (мимика, взгляд, жест, интонация и т.п.); во-вторых, постоянный самоконтроль, необходимость своим поведением помогать собеседнику понять вас. 
 
Не установив обратной связи с собеседником, можно ошибочно предположить, что он точно понял сказанное, хотя на самом деле эффект совсем другой. В такой ситуации должна помочь правильная установка каждого из коммуникантов на передачу-получение конкретной информации. Виды слушания, этапы и уровни восприятия входят в понятие «установки на взаимодействие и взаимопонимание». 
 
Умения слушания, развиваемые в .реальной или моделируемой речевой деятельности, способствуют повышению результативности общения. 
 
^ Типы ратной связи соответствуют реакции слушающего на сообщение и| подразделяются следующим образом: 
 
ф активное слушание— слушание-сопереживание; 
 
слушание-совет; 
 
слушание-вопрос; 
 
слушание-критика. 
 
Трудности получения сообщения обычно связаны тем, что сообщение понято не полностью или неправильно. 
 
-объективные помехи в общении — физиологические помехи (холод, жара, шум), психологические (настроение, отношение к собеседнику, увлеченность другой идеей), а также отсутствие общего языка общения, неожиданность сообщения и т.д.  
 
-самоконтроль или контроль ситуации слушающим, осуществляемый на протяжении всего процесса коммуникации и включающий несколько этапов: контроль подготовки информации к передаче; контроль полноты восприятия информации; контроль формулирования реактивных речевых высказываний в соответствии с типом обратной связи. 
 
Среди методов контроля самый популярный — уточняющие или наводящие вопросы, переспрос слов или высказываний.

  1. Технократические подходы к изучению коммуникации

Технократические подходы к изучению коммуникации были обусловлены спецификой конкретно-исторических условий и самого предмета исследования. Возникли концепции технологического детерминизма, наиболее известной среди которых является теория информационного общества,рассматривающая современные технические средства информации в качестве важнейшего стимула и источника социального развития. 

Информация о работе Шпаргалка по "Основы теории коммуникации"