Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы теории коммуникации".
Математическая теория связи ( коммуникации) основное внимание уделяет случаям, при которых источники информации и шума совершенно независимы друг от друга - сигнал и шум просто складываются. До того как сигналы источника достигают приемника, к ним непосредственно добавляются сигналы шумовых возмущений. Следовательно, принимаемые при наличии шумов сигналы состоят из двух частей: полезного сигнала и фиктивного сигнала. Последний, интерферируя с полезным сигналом от источника сообщений, разрушает часть информации.
Интеракционный подход
Теория межкультурного содержания
коммуникации («проксемия»), разрабатываемая
американским антропологом Э. Холлом,
дает возможность уяснить культурные
значения коммуникативных действий и
соответствующее их выполнение, эффективность
которых основана на признании принадлежности
коммуникантов к определенной культурной
среде.
В концепции Холла рассматриваются четыре
расстояния коммуникации: близкое, персональное,
социальное и публичное. Близкое расстояние
(0—1,5 м) означает явное присутствие другого
лица и может время от времени оказывать
«давление» из-за очень интенсивных сенсорных
воздействий. Персональное расстояние
(1,5—4 м) оказывает разделяющее воздействие,
но сохраняет возможность воспринимать
визуально изменения в лице. Социальное
расстояние (4—10 м) характерно для случайных
общественных мероприятий и оставляет
возможность продолжать работать в присутствии
другого лица без того, чтобы показаться
невежливым. Публичное расстояние (10 м
и более) характеризует места для общественного
дискурса.
В теории «лица» (идентичности) в переговорах, предложенной С. Тинг-Туми, нашли отражение социокультурные аспекты коммуникации. Эта теория основывается на следующих предположениях: участники переговоров независимо от их культурной принадлежности стараются сохранять идентичность (лицо) во всех коммуникативных ситуациях; идентичность особенно проблематична в ситуациях неопределенности; конфликт требует от обеих сторон активного управления формированием и сохранением идентичности; конфликтующие стороны осуществляют два типа управления: в отношении собственной и чужой идентичности; вариативность культур по такому параметру, как коллективизм — индивидуализм, влияет на выбор стиля поведения в конфликте.
Проблема коммуникации в античной культуре. В рамках традиционного мифологического мировоззрения, проблема отношений человека к человеку, человеческого общения не выделялась как самостоятельная. Обращение к проблеме человека, человеческого бытия выводило на первый план вопросы межличностных отношений, которые стали предметом риторики и этики. Античная мысль сделала лишь первые шаги по пути осмысления человеческой коммуникации: уровень развития личности и реальных отношений между людьми был еще недостаточно высок, чтобы данная проблема приобрела серьезное значение в общественном сознании. Главным сдерживающим фактором была «растворенность индивидуального существования в коллективности полисной общины» (М.С. Каган). Процесс «персонализации индивида» в то время только начинался.
Коммуникативная проблематика
в христианской и новоевропейской
культуре. Огромный шаг на пути решения
проблемы личности и человеческих отношений
был сделан с возникновением и распространением
христианства. Христианство дало мощный
импульс развитию самосознания личности.
Это было связано, во-первых, с признанием
равенства всех людей перед Богом(«нет
ни эллина, ни иудея»), чего не было в античном
сознании («люди и боги не равны, эллины
и варвары не равны, хозяева и рабы не равны»).
Во-вторых, христианство провозгласило,
что поведение каждого человека зависит
от него самого, от его свободного выбора,
его индивидуальных душевных качеств,
ибо Бог наделил человека свободой воли
(согласно Августину, осознание несовпадения
человеческой воли с Божественной в конце
концов и ведет к открытию Я как личности).
В-третьих, христианство определило особое
место человека в тварном мире. Если античное
сознание рассматривало человека как
частицу Космоса, подчиненную ему, живущую
и действующую по его законам, то христианское
видение человека, созданного по «образу
и подобию Божию», изначально ставило
его над всем сущим, полагало его господином
природы. В-четвертых, христианство провозгласило
важнейший принцип человеческих отношений
— «возлюби ближнего как самого себя».
Но христианство наложило и определенные
ограничения на развитие человеческой
индивидуальности и на характер человеческих
взаимоотношений, поскольку, во-первых,
отдавало приоритет не индивидуальному,
а «соборному» (церковному) существованию
человека (этот приоритет был существенно
подорван только в протестантизме); во-вторых,
несмотря на провозглашенный христианством
принцип всеобщей любви, общение людей
на его основе оказывалось не столько
целью, сколько средством, обеспечивающим
возможность общения человека с Богом
— «мысленно-молитвенного на земле» (М.С.
Каган) и непосредственного на небесах.
Таким образом, высшая ценность была признана
за общением человека с Богом, а не с себе
подобными, хотя это и несло в себе очень
мощный нравственный заряд.
На рубеже XVIII -- XIX вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для построения теории коммуникации. Речь идет о категориях "субъект" и "объект", где под "субъектом" понимался человек в его активно-познавательном (но пока еще не преобразовательном) отношении к окружающему объективному миру -- "объекту".
Семиотика -- новое направление исследования коммуникации, возникшее в XIX в. в рамках философии прагматизма. Семиотика уделяла особое внимание знаковой природе коммуникации, исследовала свойства знаков и знаковых систем, которым определенным образом сопоставлялось (придавалось) некоторое значение.
По утверждению Пирса, "любая мысль -- это знак, участвующий в природе языка", "мыслить без знаков невозможно", а знак является заменителем объекта в каком-то аспекте. Коммуникация также имеет знаковую природу и невозможна без знаков. Идеи Пирса имели своих последователей и получили дальнейшее развитие в философии XX в.
Вместе с тем в XIX в. появляются учения, критическая направленность которых расходится с общей линией на изучение коммуникативных аспектов человеческой жизни.
Ф. Ницше (1844--1900) стал одним из ярких критиков коммуникации в XIX в. Значительное место в философии Ницше отведено критике языка. Он убежден, что мышление неотделимо от языка, но язык с необходимостью искажает реальность, подменяет жизнь как она есть сама по себе ее искусственной картиной, лишенной атрибутов "бытия" -- естественности, страстей, непосредственности, стихийности.
Экзистенциализм, или философия существования, утвердился и стал одним из самых мощных философских течений в Европе в период между двумя мировыми войнами. Предмет и цель философских исследований экзистенциализма -- внутренний мир личности, изолированной от общества.
По своему характеру это философия человеческой некоммуникабельности. Термином "экзистенциализм" обозначается ряд концепций, сущность которых есть способ переживания личностью противоположной ей чуждой и враждебной действительности. В центре внимания -- внутренний мир человека; социальная жизнь представляется в виде продолжения и расширения этого внутреннего мира, и кризис личности понимается как кризис человеческого бытия вообще.
Персонализм -- теистическая тенденция в западной философии, полагающая личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации, -- дает сходные оценки состояния человеческой коммуникации. Коммуникация в философии персонализма -- общение, основывающееся на взаимопонимании, дискуссии. В результате возникают мнимые коллективы "массового общества" -- корпорации, группы давления, бюрократизированные институты.
Философский анализ коммуникации, осуществляемый в рамках различных школ, сопряжен с понятием "дискурс". В немецкоязычном словоупотреблении "дискурс" -- подчиненное понятие по отношению к понятию диалога: дискурс есть диалог, ведущийся с помощью аргументов.
Диалогическая философия (философия
диалога, диалогизм) -- совокупное обозначение
философских учений, исходным пунктом
которых является понятие диалога,
-- получила широкое распространение
в XX в. Диалогическое отношение, или
отношение Я -- Ты, мыслится при этом
как фундаментальная
Герменевтика, философско-методологические основы которой были заложены в XIX в. Ф. Шлейермахером, в XX в. обретает статус самостоятельного направления современной философской мысли. В герменевтике разрабатываются категории, принципиально важные для теории коммуникации. Среди них особый статус приобретают категории "понимание" и "интерпретация".Проблемы изучения и истолкования текстов вызвали философский интерес к вопросу о "понимании". Понимание -- уразумение смысла или значения чего-либо. Интерпретация понимается как истолкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания; в математической логике, логической семантике, философии науки интерпретация -- установление значений выражений формального языка.
Неопозитивизм (или аналитическая философия) складывается в начале XX в. в рамках философского позитивизма; это "антиметафизическое", аналитическое направление, знаменующее "лингвистический поворот" философии. Новое направление объявило, что философия имеет право на существование не как метафизика, "мышление о мире", а лишь как "логический анализ языка". С точки зрения неопозитивизма все наше знание о мире дают только конкретные эмпирические науки. Философия же не может высказать о мире ни одного нового положения сверх того, что говорят о нем отдельные науки, не может создать никакой картины мира. Ее задача состоит в логическом и лингвистическом анализе и прояснении тех положений науки и здравого смысла, в которых может быть выражено наше знание о мире.
Семиотика в XX в. получила дальнейшее развитие. Будучи одним из ответвлений философского позитивизма, сегодня семиотика получила статус самостоятельной научной дисциплины. Центральными понятиями новой дисциплины стали понятия знака и семиозиса. Знак определяется как некий предмет (явление, событие), который выступает в качестве представителя (заместителя) некоторого другого предмета и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Знаки могут быть как языковыми, так и неязыковыми. Семиозис определяется как процесс, при котором некое явление функционирует в качестве знака.
Антропогенез - процесс формирования
человека как биологического вида.
Этот процесс завершился приблизительно
40 тыс. лет назад, после чего дальнейшая
эволюция человека стала носить социальный
характер. Возникновение "человека
разумного" означало, что и формы
его коллективного
Питекантроп совмещал телесные особенности человекообразной обезьяны и человека и был признан промежуточным звеном, объединяющим представителей различных ступеней эволюции. Орудия труда являются характерной особенностью деятельности человека, отличающей его от обезьян. Создание таких орудий требовало определенного уровня развития средств взаимодействия, позволяющих не только закрепить полученные навыки в памяти одного индивида, но и передать их другим представителям вида. Предположительно, средства взаимодействия питекантропов имели сигнально-двигательный характер и основывались прежде всего на механизме подражания и имитации.
Следующим из найденных предков человека был пекинский синантроп. Найдены свидетельства культуры синантропа - каменные орудия труда и остатки кострищ. Существуют доказательства того, что синантроп использовал в пищу не сырую, а обработанную на огне пищу. Для регуляции совместной деятельности в таких условиях средства коммуникации должны были выйти за пределы жестов и мимики, необходимость общения ночью требовала звуковых сигналов.
Как и синантропы, неандертальцы
Человек верхнего палеолита -- кроманьонец -- отличался телесным строением, приближающимся к современному человеку. Важным шагом вперед являлось умение изготовлять составные орудия. У кроманьонцев было более высокое, чем у первобытного неандертальца, социальное объединение -- род. Регуляция поведения на уровне инстинкта уступала место более совершенным механизмам социальной регуляции. Постепенное накопление коллективного опыта привело к потребности в обучении подрастающего поколения. Расширение первобытной коммуны сделало необходимым введение упорядочивающих правил и норм поведения. В процессе таких преобразований развивались способы коммуникации, совершенствовались функции речи.
Информация о работе Шпаргалка по "Основы теории коммуникации"