Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 09:47, курсовая работа
Цель работы – разработка всесторонне обоснованных рекомендаций по совершенствованию коммуникаций ООО «Татнефть АЗС—Ульяновск»
Задача работы – провести анализ состояния решаемой проблемы, выявить подходы, пути и методы решения проблем. Дать общую характеристику предприятия. Провести необходимые изучения коммуникаций организации, разработать рекомендации по совершенствованию коммуникаций. Выполнить экономическое и всестороннее обоснование рекомендаций: рассчитать ожидаемые экономический и организационный эффекты.
Введение………………………………………………………………………………4
Глава1 Коммуникации в управлении………………………………………………..7
1.1 Коммуникации – понятие и функции…………………………………………....7
1.1.1 Межуровневые коммуникации в организациях…………………………………..……9
1.1.2 Коммуникации между различными отделами (подразделениями)………………....11
1.1.3 Коммуникации руководитель – подчиненный и руководитель – рабочая группа..12
1.1.4 Неформальные коммуникации……………………………………………………..13
1.2 Коммуникационный процесс……………………………………………………...14
1.2.1 Зарождение идеи………………………………………………………………...15
1.2.2 Кодирование и выбор канала…………………………………………………...17
1.2.3 Обратная связь…………………………………………………………………...18
1.3 Коммуникационные сети и стили……………………………………………….20
1.3.1 Коммуникационные сети………………………………………………………20
1.3.2 Коммуникационные стили……………………………………………………..23
1.4 Межличностные коммуникации и барьеры………………………………………25
1.4.1 Преграды, обусловленные восприятием………………………………………...26
1.4.2 Семантические барьеры……………………………………………………………... 28
1.4.3 Невербальные коммуникации и преграды………………………………………30
1.4.4 Плохая обратная связь……………………………………………………………31
1.5 Организационные коммуникации и преграды на их пути………………………..32
1.5.1 Искажение сообщений……………………………………………………………32
1.5.2 Информационные перегрузки…………………………………………………….33
1.5.3 Неудовлетворительная структура организации………………………………….34
1.6 Регулирование информационных потоков…………………………………………34
1.6.1.Управленческие действия…………………………………………………………34
1.6.2 Системы обратной связи ………………………………………………………….35
1.6.3 Системы сбора предложений……………………………………………………..36
1.6.4 Информационные бюллетени и современная информационная технология…..37
Выводы…………………………………………………………………………………38
Глава 2 Системы коммуникаций в ООО «Татнефть АЗС-Ульяновск» ……………40
2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………….40
2.1.1 Общие положения………………………………………………………………..40
2.1.2 Цели и предмет деятельности…………………………………………………...40
2.1.3 Динамика развития предприятия…...…………………………………………...41
2.1.4 Поставщики, потребители, конкуренты………………………………………...43
2.1.5 Доля рынка организации. Тип рынка. Ценовая политика……………………..44
2.1.6 Эффективность деятельности предприятия……………………………………45
2.2 Структура коммуникаций……………………………………………………….…45
2.2.1 Вертикальные коммуникации…………………………………………………...46
2.2.2 Горизонтальные коммуникации………………………………………………...49
2.2.3. Информации в коммуникационном процессе…………………………………51
2.3 Коммуникационные стили ………………………………………………………….52
2.4 Регулирование информационных потоков………………………………………...54
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию коммуникаций ООО «Татнефть АЗС-Ульяновск»……………………………………………………………………….56
Глава 4 Организационно- экономическая эффективность рекомендаций....………57
Глава 5 Экологически-правовое обеспечение проекта..…………………………….61
Заключение……………………………………………………………………………..65
Список использованных источников…………………………………………………67
– ООО «Татнефть–Ресурс» – доля составляет 95% уставного капитала номинальной стоимостью 230234 (двести тридцать тысяч двести тридцать четыре рубля 00 копеек);
– ЗАО «Тафойл» – Доля составляет 5% уставного капитала номинальной стоимостью 12117 (двенадцать тысяч сто семнадцать рублей 00 копеек).
2.1.2 Цели и предмет деятельности
Предметом деятельности Общества являются:
– оптовая и розничная реализация нефти и нефтепродуктов;
– эксплуатация взрывопожароопасных объектов;
– эксплуатация автозаправочных станций;
– перевозка опасного груза;
– транспортировка нефти и нефтепродуктов автомобильным, железнодорожным, трубопроводным транспортом;
– осуществление торгово–коммерческой деятельности путём заключения прямых договоров, а также через товарные биржи и другие посреднические организации;
– транспортные услуги;
– выполнение функций заказчика, осуществление технического надзора;
– а также осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещённых и не противоречащих действующему законодательству РФ.
2.1.3 Динамика развития предприятия
ООО «Татнефть АЗС–Ульяновск» достаточно молодое предприятие, но не смотря на трудности вхождения на рынок розничной торговли нефтепродуктов, Общество заняло свою нишу и планирует дальнейшее развитие в этой сфере деятельности. Планируется начало торговли автомобильными топливами из сжиженных газов: Пропан технический, Бутан технический и Смесь пропан–бутан техническая.
Первая АЗС была сдана в эксплуатацию в 1 квартале 2001 г., на 1 квартал 2005г. организация эксплуатирует 18 АЗС (рисунок 6). В планах организации к концу 2007г. эксплуатировать на территории Ульяновской области до 30 Автозаправочных станций в их числе и несколько многотопливных Автозаправочных станций с широким спектром дополнительных услуг.
Рисунок 6 – Динамика количественного роста АЗС ООО «Татнефть АЗС–Ульяновск» за 2001–2004г.г.
Рисунок 7 – Розничная реализация ООО «Татнефть АЗС–Ульяновск» за 2001–2004гг. по видам топлива (в тоннах)
Начиная с 2001 года, заметно увеличилась реализация нефтепродуктов через АЗС (рисунок 7).
2.1.4 Поставщики, потребители, конкуренты
Поставщиками ООО «Татнефть АЗС–Ульяновск» являются два нефтеперерабатывающих завода находящиеся под управлением ОАО «Татнефть»: – Новоуфимский Нефтеперерабатывающий завод поставляет А–76/80, Аи–92/93, Аи95/96;
– Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод поставляет ДТ–Л, ДТ–З, Мазут.
Потребителями ООО «Татнефть АЗС–Ульяновск» являются физические и юридические лица.
Обслуживание клиентов производится как за наличный расчет, так и за безналичный, при этом используется индивидуальный подход к каждому клиенту. При безналичной системе оплаты товара или услуги возможны два пути учёта полученного товара:
– при помощи пластиковых карт;
– при помощи ведомостей.
Основным конкурентом на рынке Ульяновска у ООО «Татнефть АЗС–Ульяновск» является Нефтяная компания «ЮКОС», в частности её подразделение «Ульяновскнефтепродукт». Но немалую часть рынка занимают независимые операторы:
– Ресурс–ойл;
– Этос;
– Онако–Комета;
– Искатель;
– Максима–Х;
– Симбирск–Петролиум;
– Поволжская нефтяная компания;
– Авторай–Сервис.
2.1.5 Доля рынка организации. Тип рынка. Ценовая политика
Таблица 2 – Распределение АЗС в г.Ульяновске
Владелец |
Количество АЗС в собственности владельца |
% от общего количества |
1. НК «ЮКОС» |
18 |
26 |
2. ООО «Татнефть АЗС–Ульяновск» |
13 |
19 |
3. Независимые владельцы АЗС |
39 |
56 |
Всего |
70 |
100 |
Проанализировав приведённые в таблице 2 данные, можно предположить, что рынок продаж автомобильного топлива в Ульяновске носит характер олигополии. В пользу олигополии говорит то, что две крупные компании занимают около половины всего рынка, а также то, что рыночные цены и объёмы продукции контролируются со стороны этих фирм. Говорит об этом и то, что деятельность каждой из фирм зависит от деятельности партнёров и они не свободны в выборе цены на продукт. Покупатели при этом страдают от единых цен, устанавливаемых олигополистами.
Ценовая политика организации не имеет широкой самостоятельности, основной ценовой коридор спускается от учредителя и головной организации в одном лице. Поскольку продаваемый товар не принадлежит ООО «Татнефть АЗС–Ульяновск», а реализуется по договору комиссии, то запаса для гибкой ценовой политики не остаётся.
Считаю, что одно из слабых мест организации это негибкий подход к системе скидок и бонусов для клиентов, подходящих под категорию юридических лиц.
2.1.6 Эффективность деятельности предприятия
По результатам 2004 года предприятие работало с прибылью (таблица 3). Прибыль составила 2605825 рублей 49 копеек. Средняя цена в 2004 г составила : Аи–95 17781,95 руб. за тонну; Аи–92 15894,30 руб./тн.; А–76 133360,04 руб./тн.; ДТ–11805,99 руб./тн.
Таблица 3 – Расчёт эффективности розничной реализации по видам нефтепродуктов за 2004 год по ООО «Татнефть АЗС–Ульяновск»
Вид нефте продуктов |
Фактическая цена реализации, руб./тн |
Оптовая цена, руб./тн |
Затраты, руб./тн |
Чистый доход, руб./тн |
Объём продаж, тн |
Выручка от реал–ции по факт. цене, руб. |
Чистый доход, всего, руб. |
Аи–95 |
17781,95 |
15500 |
1864 |
417,95 |
1720,62 |
30595978,81 |
719133,13 |
Аи–92 |
15894,3 |
13800 |
1864 |
230,3 |
11199,49 |
178008022,12 |
2579242,09 |
А–76 |
13360,04 |
12000 |
1864 |
–503,96 |
8608,331 |
115007646,49 |
-4338254,49 |
Дизельное топливо |
11805,99 |
9000 |
1864 |
941,99 |
3870,216 |
45691731,39 |
3645704,77 |
Всего |
14540,27 |
12574 |
1864 |
102,6 |
25399 |
369303378,8 |
2605825,49 |
2.2 Структура коммуникаций
Проанализируем структуру коммуникаций компании. Чтобы понять, как происходят коммуникации в ООО «Татнефть АЗС–Ульяновск», рассмотрим структуру управления компанией (рисунок 6). Высшим органом управления является управляющая компания ООО «Татнефть–Центрнефтепродукт». Руководство текущей деятельностью осуществляет Директор предприятия. В подчинении директора компании находятся три руководителя, чья деятельность разведена в разных направлениях.
Структура управления имеет достаточно малое число уровней управления и каналы сравнительно прямого информационного обмена.
Рисунок 6 – Структура управления компанией (в скобках указано число сотрудников)
2.2.1 Вертикальные коммуникации
Когда информация передается снизу вверх с низших уровней на высшие – это коммуникации восходящие (рисунок 7).
Как видно из рисунка 7, подразделения делятся на две части. Разделение происходит по типу программного обеспечения, используемого для управления Топливораздаточными колонками (ТРК) и иного оборудования используемого в производственном процессе АЗС.
Независимо от типа программного обеспечения конечная информация за текущие сутки к 9.00 каждого дня собирается в сервере ООО «Татнефть АЗС–Ульяновск», где формируется в отчёты по подразделениям и в целом за предприятие. Информация подразделяется по трём направлениям:
1.Реализация нефтепродуктов.
3.Файл движения денег.
Рисунок 7 – Восходящие коммуникации
Данная схема восходящей коммуникации внедрена и используется в ООО «Татнефть АЗС–Ульяновск» с декабря 2004г.До запуска этой системы в работу вся информация о работе АЗС заносилась в сервер с клавиатуры, предварительно собираясь с АЗС путём обзвона по телефону каждого подразделения. При всей оперативности и профессионализме персонала отчет за сутки раньше 11.00 готов не был.
О текущих проблемах руководство информируется путём телефонной связи, служебной переписки, факсов или личного общения с руководителями подразделений.
Нисходящие коммуникации – те, которые осуществляются сверху вниз, они менее развиты на предприятии. Информация от аппарата управления рассылается, как в письменной форме, так и по телефону
Для создание конструктивных профессиональных отношений между руководителями и подчинёнными сотрудникам рекомендуются следующие нормы и правила делового этикета [28, С.15]:
• показывать подчинённым пример хорошего владения нормами и правилами этики и делового этикета;
• не критиковать подчинённых в присутствии других сотрудников, делать это конфидициально;
• уметь признавать перед подчинёнными свои ошибки и не преследовать их за конструктивную критику в свой адрес;
• информировать непосредственного руководителя о причинах Вашего отсутствия, если в течении длительного времени Вам приходится отсутствовать на рабочем месте;
• не отвечать в присутствии коллег на некорректное поведение руководителя. Если Вы уверены в своей правоте, попросите о личной встрече;
• знать в лицо и по имени-отчеству руководителей компании;
•при встрече в коридоре или на открытой территории здороваться первым следует подчинённому;
•входящий в помещение (в том числе руководитель) первым здоровается с присутствующими;
• при рукопожатии первым руку протягивает начальник или вышестоящий сотрудник.
Собрания и совещания – важнейшая составляющая деятельности компании. Проводятся еженедельные собрания руководителей подразделений с привлечением специалистов, к которым возникает ряд вопросов, требующих неотложного решения. Так же на этих совещаниях происходит общение руководителей линейных подразделений и решение ряда вопросов рабочего порядка. Для использования отведённого времени с максимальной эффективностью сотрудникам рекомендовано соблюдать следующие нормы и правила этикета [28, С.16]:
• приходить на собрания вовремя;
• заранее ознакомиться с повесткой дня и брать с собой все необходимые материалы, заранее подготовленные вопросы или комментарии;
• перед началом собрания или совещания отключать мобильный телефон;
• негромко извиняться, если Вам необходимо выйти или после возвращения в зал;
• не использовать собрания в качестве трибуны для решения личных проблем;
• всегда заранее выяснять, сколько времени отводится на выступление. О превышении регламента напоминает председатель;
• не затягивать своё выступление за счёт сокращения времени следующих ораторов;
• представляя оратора, называть его имя, должность, основание для его выступления и тему.
Всё же большая часть общения руководства с персоналом происходит в письменной форме, в виде приказов и распоряжений.
2.2.2 Горизонтальные коммуникации
В горизонтальных коммуникациях все намного проще. Нет никаких преград и подразделений, собирающих информацию. Коммуникации здесь происходят по давно уже известным схемам. Личные встречи. Ведь иногда для передачи информации требуется личное присутствие человека, чтобы показать серьезность сообщения или какого то указания. Создавая и поддерживая комфортную рабочую обстановку, сотрудники должны соблюдать и как правило, соблюдают следующие правила и нормы делового этикета [28, С.15]:
Информация о работе Совершенствование систем коммуникаций организации