Стратегии поведения сторон в конфликтной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследование типов поведения участников конфликтной ситуации.
Объект исследования - конфликтные ситуации.
Предмет исследования – типы поведения людей разного уровня конфликтности.
В соответствии с целью, объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность и содержание конфликта;
2. Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
Глава 1. Сущность и содержание конфликта……………………..
Понятие конфликта, его структура и причины возникновения.
Виды конфликта……………………………………………...
Глава 2. Стратегии поведения сторон в конфликтной ситуации…..
2.1. Участники конфликта. Понятие конфликтной личности……..
2.2. Стратегии и тактики поведения участников конфликта……….
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………

Глава 1. Сущность и содержание конфликта……………………..

    1. Понятие конфликта, его структура и причины возникновения.
    2. Виды конфликта……………………………………………...

Глава 2. Стратегии поведения  сторон в конфликтной ситуации…..

2.1. Участники конфликта.  Понятие конфликтной личности……..

2.2. Стратегии и тактики  поведения участников конфликта……….

Заключение…………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………

 

Введение

Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с  изучением конфликтов, имеет право  на существование. К проблемам возникновения  и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес  не только профессиональные психологи  и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей. К сожалению, этот все возрастающий интерес в немалой степени  связан и с ростом напряженности  в разных сферах социального взаимодействия, и острой потребностью различных  общественных структур, и отдельных  людей в практической помощи в  разрешении конфликтов.

Сегодня сложилась ситуация, когда конфликтная проблематика актуализирована и в реалиях  общественной жизни, и в сознании общества. Осознается необходимость  создания механизмов и институтов регулирования  конфликтов, осуществления контроля над конфликтным процессом. Как  никогда велика потребность людей  в помощи психологов по самым разнообразным  вопросам общественной и личной жизни. Это создает новые, не существовавшие ранее возможности для исследовательской  и практической работы в области  конфликтов. Конфликт стал реальностью  нашей жизни, он порождает проблему его эффективного управления во всех областях проявления.

Для развития конфликта важными  являются такие психологические  моменты, как восприятие ситуации ее участниками, их отношение к ней, стратегии их поведения. Поэтому  одним из центральных вопросов, требующих  своего разрешения в исследовании конфликтов, является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение  конфликтных ситуаций, перерастание их в конфликты и типы поведения  людей в конфликтных ситуациях. Сложность изучения данного вопроса  состоит в том, что трудно проследить весь процесс возникновения и развития конфликтной ситуации.

Сегодня каждому человеку важно знать свой собственный  стиль поведения, стиль других вовлеченных  в конфликт людей, а также природу  самого конфликта, чтобы не допустить  возникновение конфликта, успешно  его разрешать.

Цель исследования: исследование типов поведения участников конфликтной  ситуации.

Объект исследования - конфликтные  ситуации.

Предмет исследования –  типы поведения людей разного  уровня конфликтности.

В соответствии с целью, объектом исследования сформулированы следующие  задачи:

1. Определить сущность  и содержание конфликта;

2. Проанализировать поведение  личности в конфликтной ситуации.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Глава 1.

    1. Понятие конфликта, его структура и причины возникновения.

Наиболее широкое распространение  получили 2 подхода в понимании  конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При  таком подходе конфликты возможны и в неживой природе.

Другой подход заключается  в понимании конфликта как  столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и  взглядов оппонентов или субъектов  взаимодействия. Круг участников конфликта  ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта  дает психологический словарь.

Также под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Если исходить из психологической  сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных  ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы.

Общие признаки трудной ситуации таковы:

    • наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;
    • состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;
    • заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности».

Основные виды трудных  ситуаций:

    • ситуация деятельности;
    • ситуация социального взаимодействия;
    • ситуация внутриличностного плана.

В зависимости от того, как  воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:

  1. трудности, как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, проблемные ситуации взаимодействия и внутренние затруднения);
  2. трудность как непосредственная угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия, внутриличностные конфликты);
  3. трудности как реализующаяся угроза (экстремальные, в том числе и боевые, ситуации, конфликтные ситуации и внутриличностные кризисы).

В трудной ситуации человеку противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия человеку противостоит другой человек или группа. В трудной  ситуации внутриличностного плана  человек противодействует самому себе.

Специфической чертой личности на трудную ситуацию можно считать  психическую напряженность, которая  характеризуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов  в направлении доминирования  мотивационных и эмоциональных  компонентов.

Конфликт как многомерное  явление имеет свою структуру. Структура  конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность  самому себе, отличие от других явлений  социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически  взаимосвязанная целостная система  и процесс.

Анализируя структуру  конфликта, можно выделить следующие  основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные  действия участников конфликта, исходы конфликтных действий.

Стороны конфликта. Участниками, или сторонами, конфликта могут  быть отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства, коалиции государств и так далее. С точки зрения специальных интересов социальной психологии, исследующей внутриличностные (интраперсональные), межличностные (интерперсональные) и межгрупповые (интергрупповые) конфликты, наиболее типичными сторонами конфликта являются, по-видимому, отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности – аспект личности, личность – личность, личность – группа, группа – группа. Участники конфликта характеризуются, вообще говоря, широким набором существенных в том или ином отношении признаков. В социально-психологическом отношении участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и пр.

Условия протекания конфликта. Помимо характеристик участников, конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста выступает социально-психологическая среда, представленная обычно различными социальными группами с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т.д. При этом важно подчеркнуть, что социально-групповую среду необходимо понимать достаточно широко, не ограничиваясь лишь ближайшим окружением личности. Без учета влияния этого более широкого контекста невозможно понять содержательную сторону мотивов, ценностей, норм и других социально-психологических аспектов социальных процессов вообще и конфликта в частности.

Образы конфликтной ситуации. Характеристики участников конфликта  и особенности условий его  протекания определяют конфликтное  поведение сторон. Однако указанное  определяющее влияние никогда не осуществляется непосредственно. Опосредующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации, имеющиеся  у каждого из участников конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников. Последнее обстоятельство представляется принципиально важным с точки зрения социально-психологических исследований конфликта. Оно обнаруживает, возможно, наиболее существенный срез социального конфликта как объекта социально-психологического анализа.

В целом образы, внутренние картины конфликтной ситуации порождаются  и обусловливаются объективной  реальностью. Однако отношения образов  и реальности весьма сложны, и они  допускают, в частности, случаи серьезного расхождения.

Возможные действия участников конфликта. Образы конфликтной ситуации, имеющиеся у ее участников, определяют набор возможных действий, предпринимаемых  сторонами. Поскольку действия противостоящих сторон в большой степени влияют друг на друга, взаимообусловливаются, в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия. В теории игр, исследующей формальные модели конфликта, существует специальный термин для описания действия, учитывающего все возможные ответные реакции противостоящей стороны. Это термин «стратегия», играющий ключевую роль в случае матричного представления конфликта. Следует отметить, что помимо своей непосредственной функции, например способствовать достижению своих целей, препятствовать достижению целей противостоящей стороны и т.п., действия включают также моменты общения сторон и играют в этой связи важную информационную функцию.

Как отмечает Т.Шеллинг, имея в виду конфликтную ситуацию, слова часто дешевы, участники предпочитают судить о намерениях, ценностях, возможностях противостоящих сторон в первую очередь не по их словам, а по действиям. Аналогичным образом они часто обращаются к действиям того, чтоб передать противостоящей стороне свои намерения, оценки и демонстрировать свои возможности.

Исходы конфликтных ситуаций. Исходы (или, иными словами, последствия, результаты конфликтных ситуаций) не представляют собой нечто, лежащее  за пределами самого конфликта. Напротив, они включаются в конфликт на идеальном  уровне: участники конфликта с  самого начала имеют некоторый образ  возможных исходов и в соответствии с этим образом выбирают свое поведение. Не менее существенно, однако, что  и сами реальные последствия конфликтных  действий оказываются составным  элементом процесс конфликтного взаимодействия. Как правило, в конфликте  действия предпринимаются по частям и поэтому перемежаются с их результатами. Осознание этих результатов, коррекция участниками своих представлений о конфликтной ситуации на основе такого осознания – важный момент конфликтного взаимодействия.

Совершенно очевиден тот  факт, что без выяснения причин конфликтов невозможно предпринять  что-нибудь более или менее эффективное  для их успешного разрешения и  уж тем более для предупреждения.

Объективные причины, как  правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.

Субъективные причины  начинают действовать тогда, когда  предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение.

Разумеется, в одном конфликте  объективные причины и субъективные четко разграничены. Грань провести довольно сложно. Одна и та же объективная  предпосылка для одних людей  конфликтогенна, для других – нет, поэтому и сами объективные причины во многом субъективны. С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность.

И, тем не менее, условно  выделяются объективные и субъективные причины конфликта.

К числу наиболее  частных  объективных причин можно отнести  следующие:

Информация о работе Стратегии поведения сторон в конфликтной ситуации