Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:56, курсовая работа
Цель исследования: исследование типов поведения участников конфликтной ситуации.
Объект исследования - конфликтные ситуации.
Предмет исследования – типы поведения людей разного уровня конфликтности.
В соответствии с целью, объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность и содержание конфликта;
2. Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации.
Введение………………………………………………………………
Глава 1. Сущность и содержание конфликта……………………..
Понятие конфликта, его структура и причины возникновения.
Виды конфликта……………………………………………...
Глава 2. Стратегии поведения сторон в конфликтной ситуации…..
2.1. Участники конфликта. Понятие конфликтной личности……..
2.2. Стратегии и тактики поведения участников конфликта……….
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы……………
6. Тип "сверхпокладистый". Такие люди могут казаться приятными во всех отношениях, но время от времени они создают проблемы: вдруг соглашаются сделать что-то для вас, но в последнюю минуту находят причину для отказа. Если вы считаете необходимым продолжать общение с таким человеком, то ключ к решению проблемы состоит в том, чтобы показать ему, что вы хотите правдивости с его стороны. Настаивайте на том, что вы хотите знать, что в действительности думает этот человек, и хотите, чтобы он сделал только то, что он в состоянии выполнить. Сделайте акцент на том, что вас беспокоит не то, согласится он с вами или нет, а его непоследовательность.
Кроме названных, есть и другие типы, требующие специфического подхода к ним. При всем различии этих подходов к трудным в общении людям, все они построены на следующих основных принципах:
1) когда вы сталкиваетесь
с трудным в общении человеком,
2) осознайте, что человек
труден в общении, и
3) не попадите под влияние этого человека, его точки зрения, мироо-щущения: сохраняйте спокойствие и нейтралитет;
4) если вы не хотите уклониться от общения с таким человеком, по-старайтесь поговорить с ним и выявить причины его "трудности";
5) постарайтесь найти
способ удовлетворения его
6) используйте совместный
подход к разрешению
Профилактика конфликтов
требует от руководителя не только
знания способов воздействия на коллективную,
групповую психологию, но и знания
особенностей индивидуальной психологии,
умения влиять на поведение отдельных
людей. При этом важно учитывать,
что существуют психологические
типы, играющие особую роль в генерировании
конфликтов, выделяющиеся некоторыми
специфическими чертами характера.
Их иногда называют конфликтными личностями.
Среди них встречаются и такие,
за которыми по всей их жизни тянется
шлейф разнообразных
Поэтому важным условием предупреждения конфликтов является умение своевременно распознать сотрудников подобного рода и принять по отношению к ним соответствующие меры, нейтрализующие их негативную роль.
Наиболее часто, по мнению
психологов, встречаются следующие
разновидности конфликтных
1. Конфликтная личность
демонстративного типа. Стремится
постоянно быть в центре
2. Конфликтная личность
неуправляемого типа. Это человек
импульсивный, недостаточно себя
контролирующий. Его поведение трудно
предсказуемо. Часто ведет себя
вызывающе, агрессивно. В запале
не обращает внимания на
3. Целенаправленно конфликтный
тип личности. Рассматривает конфликт
как средство достижения
Решение проблемы конфликтных
личностей является одной из сложных
задач, возникающих перед
Важнейшим признаком складывания
в группе зрелого нравственно-
2.2. Стратегии и тактики
поведения участников
В любом конфликте каждый
участник оценивает и соотносит
свои интересы и интересы соперника,
задавая себе вопросы: что я выиграю,
что я потеряю, какое значение
имеет предмет спора для
Стратегия поведения в конфликте – это ориентация человека (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Это программа и план действия, направленные на реализацию поставленной цели в конфликте, другими словами – это решение задачи удовлетворения своей конкретной потребности, своего конкретного интереса в данном конфликте.
Современная теория конфликтов
различает пять основных стратегий
поведения: конкуренция, уклонение, сотрудничество,
улаживание и компромисс. Люди, вступая
в конфликт, не обязательно принимают
какую-то одну стратегию поведения,
часто наблюдается их сочетание.
Это зависит от вида конфликта, от
того, на каком уровне он происходит,
каковы ресурсы участников конфликта,
какова значимость личных целей и
т.п. К этому набору приемов для
разрешения конфликтов можно добавить
еще одну стратегию поведения
– стратегию сотрудничества, которая
в отличие от других приводит к
тому, что в конфликте нет
Стиль конкуренции, соперничества
может использовать человек, обладающий
сильной волей, достаточным авторитетом,
властью, не очень заинтересованный
в сотрудничестве с другой стороной
и стремящийся в первую очередь
удовлетворить собственные
- делает большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
- обладает достаточной властью и авторитетом и ему представляется очевидным, что предлагаемое им решение – наилучшее;
- чувствует, что у него нет иного выбора и ему нечего терять;
- должен принять непопулярное решение и у него достаточно полномочий для выбора этого шага;
- взаимодействует с людьми,
предпочитающими авторитарный
Однако это не тот стиль, который можно использовать в личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда человек не обладает достаточной властью, а его точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения вышестоящего руководителя.
Тактические действия:
- жестко контролирует действия противника и его источники информации;
- постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами;
- использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением;
- провоцирует противника
на непродуманные шаги и
- выражает нежелание вступать
в диалог, так как уверен в
своей правоте, и эта
Качества личности:
Стиль сотрудничества используют,
если, отстаивая собственные
- необходимо найти общее
решение, если каждый из
- у оппонентов длительные,
прочные и взаимозависимые
- основной целью является
приобретение совместного
- стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
- необходима интеграция
точек зрения и усиление
Тактические действия:
- собирает информацию о конфликте, о сути проблемы, о противнике;
- ведет подсчет своих
ресурсов и ресурсов
- обсуждает конфликт открыто,
не боится разногласий,
- если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается.
Качества личности:
3. При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не потеряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.
Стиль компромисса напоминает стиль сотрудничества, но осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:
- обе стороны имеют
одинаково убедительные
- удовлетворение желания каждого из оппонентов имеет не слишком большое значение;
Информация о работе Стратегии поведения сторон в конфликтной ситуации