Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 11:19, реферат
Совершенно очевиден тот факт, что одной из важнейших сторон любой профессиональной деятельности является повседневное общение с людьми. Представители многих профессий испытывают потребность в различных рекомендациях по организации деловых встреч, программированию бесед, уклонению от конфликтов и т.д. Современная деловая жизнь очень динамична, ежедневно возникающие нестандартные ситуации, требуют быстрой, четкой и адекватной реакции.
Введение
Глава 1. Методы установления контакта.
Снятие психологического барьера
Нахождение совпадающих интересов
Определения принципов общения
Адаптация к партнёру и установление контакта
Глава 2. Формирование первого впечатления
Заключение
Список используемой литературы
Прическа.
Длинные волосы у мужчин наделяют их обладателя в глазах окружающих некой интеллигентностью, склонностью к умственному труду. Наоборот, короткая стрижка наводит на мысли о спортивных занятиях ее носителя. Стрижка "под ноль" - также и о сборах в армию или о недавнем заключении. Стрижка "под бандита" причисляет ее обладателя к "братве".
Мы совсем не удивляемся, когда длинноволосые юнцы в потертых джинсах, с кольцами на пальцах и серьгами в ушах проваливают какое-либо дело, и в то же время прощаем те же промахи изящно одетому молодому человеку ("такое с каждым может случиться").
Блондинка кажется многим мужчинам более привлекательной по сравнению с ней же, но в темном парике.
Очки.
Оказывается, и отдельные сравнительно частные детали во внешнем облике человека могут воздействовать на формирующееся о нем впечатление.
Английский психолог Э. Холл предъявил в одних группах испытуемых фотографии лиц мужчин и женщин без очков, а в других группах эти же самые лица были на снимках в очках. Люди в очках показались испытуемым более умными и прилежными, чем когда они были без очков. Вместе с тем наличие или отсутствие этой детали никак не отразилось на суждениях испытуемых о честности, доброте, независимости воспринятых ими людей и о присущем им чувстве юмора.
Согласно другим исследованиям, человек, носящий очки, окружающим представляется более интеллигентным, трудолюбивым, надежным и в то же время в меньшей степени наделенным чувством юмора, чем он же, но без очков. Совсем другое отношение к очкам с затемненными стеклами. Они не позволяют видеть глаза собеседника и потому раздражают партнера по общению. В результате тот наделяет человека, не снявшего очки на время разговора, всевозможными отрицательными качествами: невоспитанностью, скрытностью, лживостью.
Косметика.
Использование женщиной косметики сверх меры воспринимается большинством оценивающих ее как признак дурного вкуса, отсутствие одухотворенности, интеллектуальную недалекость, а также сильное желание обратить на себя внимание мужчин.
Дистанция.
В ряде работ при выяснении условий, которые влияют на характер складывающегося о человеке впечатления, имеются данные о значении фактора расстояния между общающимися.
Так, установлен факт существования для каждого человека (находящегося в привычной для него обстановке) дистанции, которая должна разделять его и незнакомого человека, чтобы это не вызывало раздражения. Величина этого расстояния зависит от роста людей, их пола, нервно-психического состояния, намерений, имеющихся по отношению к человеку, о котором они пытаются составить мнение.
Женщины предпочитают несколько меньшую дистанцию такого общения, мужчины - большую. Это связано с тем, что для женщины сам процесс общения более значим, а для мужчин главное - результат общения. Кроме того, женщины проявляют интерес к деталям, которые лучше видны вблизи.
Интроверты чувствуют себя комфортнее на большем удалении от собеседника, нежели экстраверты, любящие общение. По обычно выбираемому собеседником расстоянию для разговора можно составить представление, кто он: экстраверт или интроверт.
С нравящимися людьми разговаривают на более близкой дистанции. По этому признаку можно определить отношение собеседника к себе. При официальном общении или настороженном отношении стараются расположиться немного дальше.
Фон действия.
Исследователи проблемы первого впечатления уже давно подчеркивают роль социального фона, на котором этот человек воспринимается.
Как много людей находится около оцениваемого человека, какие они, их облик и поведение - все это воздействует на то, какие особенности в его внешнем облике мы отметим и как их оценим.
На фоне невысоких людей рослый человек кажется еще выше. На фоне смеющихся лиц спокойное лицо сильнее привлекает к себе внимание наблюдателя. Рядом с работающими людьми томящийся от безделья человек также скорее останавливает на себе внимание окружающих. На фоне злых и кажущихся человеку несправедливыми реплик доброе, произнесенное кем-то слово в его защиту не только воспринимается с благодарностью, по и заставляет взглянуть на сказавшего с симпатией.
Когда во время какого-то происшествия почти все люди - свидетели этого события - проявляют растерянность и вдруг среди них оказывается человек, который демонстрирует решительность, мы не только более выпукло видим обнаруженные им достоинства, по и максимально высоко оцениваем его личность.
Это значение социального фона в создании впечатления о человеке отчетливо прослеживается и в экспериментах.
Фон и пол.
В ходе опыта мужчину обыкновенной наружности представляли двум группам незнакомых ему людей. Последние должны были затем рассказать о впечатлении, которое произвел на них этот человек. В одну из названных групп он был приглашен в сопровождении женщины с яркой привлекательной внешностью, в другую - со спутницей некрасивой и неаккуратно одетой.
Это различие в облике сопровождающих имело своим следствием неодинаковую оценку мужчины и различное отношение к нему. Первая группа положительные качества мужчины оценила значительно выше, чем вторая, и общее отношение к нему со стороны первой группы также оказалось более благоприятным для него.
Подобный эффект имеет место только тогда, когда сопровождающее лицо - другого пола. Если же они одного пола, то внешняя привлекательность сопровождающего играет отрицательную роль в восприятии оцениваемой личности.
Социальный фон.
Одной группе испытуемых предлагали высказать свое мнение о человеке, который в спокойной позе и со спокойным лицом стоял перед группой подростков, сидевших в один ряд напротив него за длинным столом. Другой группе испытуемых, уравненной по всем параметрам с первой, тоже пришлось высказаться об этом человеке. Но теперь в такой же позе и с таким же выражением лица, как и в первом случае, он стоял у автобуса, двери которого штурмовали несколько мужчин и женщин. Испытуемые третьей группы (составленной с учетом возраста, пола и образования точно так же, как и первые две) этого же человека (поза и выражение лица его оставались прежними) оценивали без того социального фона, на котором он был "подан" в первых двух случаях.
В результате человеку были приписаны качества, "увидеть" которые явно помог фон, на котором он воспринимался.
Когда таким фоном были подростки, в личности оцениваемого человека испытуемые увидели доброжелательное отношение к детям, умение разговаривать с ними, быть интересным рассказчиком. Когда же таким фоном были пассажиры автобуса, отмечены воспитанность, уважение к женщинам, отсутствие чувства стадности, коллективизм. Когда человек оценивался один, без людей и каких-либо предметов вблизи него, намного больше суждений, чем в предыдущих двух случаях, испытуемые высказали об его лице, глазах, их выражении, о характере телосложения, особенностях оформления внешности и не называли качества, которые были отмечены предыдущими группами.
Факторы оценивающего человека.
Итак, первое впечатление о человеке определяется, с одной стороны, присущими ему особенностями, которые (чаще всего - расширительно) толкуются окружающими. С другой - зависит от фона, на котором наблюдается этот человек.
Но зависит оно и от личности того, у кого формируется.
Когда на зеркало можно пенять...
Психолог Сеарс в своих опытах выявил несколько иной тип "проекции" в актах оценки людьми друг друга. По его данным, человек, оценивая другого человека, может увидеть те отрицательные черты, которые характеризуют как личность его самого. Испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, характеризовали эти черты у человека, предложенного им для оценки, как более ярко выраженные, чем это делали испытуемые, не обладающие названными чертами.
Автократы и демократы.
Все исследователи, наблюдавшие явление проецирования при формировании мнения о другом человеке, отмечают, что тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей авторитарного типа личности и почти не обнаруживается у представителей демократического типа.
В своих опытах он знакомил представителей этих двух типов друг с другом, а затем каждого спрашивал, как его новый знакомый ответит на специально подобранные вопросы. Представители авторитарного типа, говоря о возможных ответах неавторитарных личностей, приписывали им авторитарную манеру высказывания, свои суждения по этим вопросам. Представители неавторитарного типа личности в подобную крайность не впадали.
Уверенность оценивающего.
Исследователи проблемы познания людьми друг друга установили также, что характер оценки другого человека зависит от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе и присущее ему отношение к другим людям.
Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, неуверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других как на тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.
1. Джуди Джеймс «Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа», Москва, 1998 г.;
2. В.М. Шепель «Управленческая психология», Москва, «Экономика», 1984;
3. А.А. Бодалев «Восприятие и понимание человека человеком», Изд. Московского Университета, 1982.
4. Шмидт Р., Искусство общения., 1992 г.
5. Митителло В.Л., Этика и этикет делового человека, 1992 г
Информация о работе Установление контакта и проблемы первого впечатления