Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 11:50, контрольная работа
Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности . Психолого-педагогические исследования, проводимые неоднократно, показали, что у ребенка могут быть сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимостей.
Введение …………………………………….…………………………….. 3
1. Занятия - основная форма развития элементарных математических представлений в детском саду ……………….…………………………… 4
2. Особенности организации занятий по развитию элементарных математических представлений в разных возрастных группах: структура занятий и их продолжительность; усложнение программного содержания; своеобразие приемов обучения; дидактический наглядный материал и его использование; смена деятельности детей; постепенное повышение требований к ответам детей; руководящая роль воспитателя; роль и место игровых приемов………………………………………………6
3. Специфика построения учебного процесса в подготовительной к школе группе…………………………………..………………………………..…....12
4. Индивидуально – дифференцированный подход к детям на занятиях……………………………………………………………………….17
Заключение …………………………………………………………………..19
Список используемой литературы …………………………………………22
Практическое задание ……………………………………………………….23
Контрольная работа
ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
студентки заочного отделения
Мезенского педагогического колледжа
группа 41
вариант 3
Кузиной Светланы Андреевны
Преподаватель:
Ильинская Ирина Николаевна
Адрес:
Орловская область г. Мценск
ул. Стрелецкая слобода 4-3
г. Орел 2013
Содержание
Введение …………………………………….…………………………….. 3
1. Занятия - основная форма
развития элементарных
2. Особенности организации
занятий по развитию
3. Специфика построения учебного
процесса в подготовительной к школе группе…………………………………..………………………
4. Индивидуально
– дифференцированный подход к
детям на занятиях…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы …………………………………………22
Практическое задание ……………………………………………………….23
Ребенок очень много может
усвоить в первые годы жизни.
Период дошкольного детства
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др . Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области . Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений зачастую, хочется желать лучшего.
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения.
Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников осуществляется
на занятиях и вне их, в детском
саду и дома. Занятия являются основной
формой развития элементарных математических
представлений в детском саду.
На них возлагается ведущая роль
в решении задач общего умственного
и математического развития ребенка
и подготовки его к школе. С
помощью занятий удается
Занятия по формированию элементарных
математических представлений у
детей, или занятия по математике
в детском саду (как они названы
в последних программных
Каждое занятие занимает свое, строго
определенное место в системе
занятий по изучению данной программной
задачи, темы, раздела, способствуя
усвоению программы развития элементарных
математических представлений в
полном объеме и всеми детьми. В
работе с дошкольниками новые
знания даются небольшими частями, строго
дозированными "порциями". Поэтому
общую программную задачу или
тему обычно делят на ряд более
мелких задач - "шагов" и последовательно
реализуют их на протяжении нескольких
занятий. Например, вначале дети знакомятся
с длиной, затем шириной и, наконец,
высотой предметов. Для того чтобы
они научились безошибочно
На основе программы формирования элементарных математических представлений с учетом особенностей детей и уровня их развития воспитатель определяет содержание каждого конкретного занятия, четко и лаконично формулирует его задачи, например: "Учить детей устанавливать соотношения между тремя предметами по длине и раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания длины, ориентируясь на образец; обозначать соотношения по длине словами самый длинный, самый короткий, длиннее, короче; закрепить умение устанавливать равенство групп предметов при условии различных интервалов между предметами в каждой из них; упражнять в счете в пределах б". На занятиях, кроме "чисто" образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
Программное содержание занятия обусловливает его структуру. В структуре занятия выделяются отдельные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей. Часть занятия как его структурная единица включает упражнения и другие методы и приемы, разнообразные дидактические средства, направленные на реализацию конкретной программной задачи. Общая тенденция такова: чем старше дети, тем больше частей в занятиях. В самом начале обучения (во второй младшей группе) занятия состоят из одной части. Однако не исключается возможность проведения занятий с одной программной задачей и в старшем дошкольном возрасте (новая сложная тема и т. д.). Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств.
Все части занятия (если их несколько) достаточно самостоятельны, равнозначны и вместе с тем связаны друг с другом.
Структура занятия обеспечивает сочетание и успешную реализацию задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность как отдельных детей, так и всей группы в целом, использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного. Новый материал дается в первой или первых частях занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.
В процессе занятий, обычно после первой
или второй части, проводятся физкультминутки
- кратковременные физические упражнения
для снятия утомления и восстановления
работоспособности у ребят. Показателем
необходимости физкультминутки
является так называемое двигательное
беспокойство, ослабление внимания, отвлечение
и т. д. В физкультминутку
Наибольшее эмоциональное
Дидактические игры разной степени
подвижности также могут
В практике работы по формированию элементарных математических представлений сложились следующие типы занятий:
1) занятия в форме дидактических игр;
2) занятия в форме дидактических упражнений;
3) занятия в форме дидактических упражнений и игр.
Выделение их условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: дидактическая игра, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого. При любом типе занятия воспитатель активно руководит процессом усвоения детьми знаний и навыков.
Занятия в форме дидактических
игр широко применяются в младших
группах. В этом случае обучение носит
незапрограммированный, игровой характер.
Мотивация учебной деятельности
также является игровой. Воспитатель
пользуется в основном методами и
приемами Опосредованного
Занятия в форме дидактических игр отвечают возрастным особенностям маленьких детей; эмоциональности, непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных действиях. Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей таких занятий.
Занятия в форме дидактических
упражнений используются во всех возрастных
группах. Обучение на них приобретает
практический характер. Выполнение разнообразных
упражнений с демонстрационным и
раздаточным дидактическим
Игровые элементы в разных формах
могут включаться в упражнения с
целью развития предметно-чувственной,
практической, познавательной деятельности
детей с дидактическим