Контрольная работа по методиче развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности . Психолого-педагогические исследования, проводимые неоднократно, показали, что у ребенка могут быть сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимостей.

Содержание работы

Введение …………………………………….…………………………….. 3
1. Занятия - основная форма развития элементарных математических представлений в детском саду ……………….…………………………… 4
2. Особенности организации занятий по развитию элементарных математических представлений в разных возрастных группах: структура занятий и их продолжительность; усложнение программного содержания; своеобразие приемов обучения; дидактический наглядный материал и его использование; смена деятельности детей; постепенное повышение требований к ответам детей; руководящая роль воспитателя; роль и место игровых приемов………………………………………………6
3. Специфика построения учебного процесса в подготовительной к школе группе…………………………………..………………………………..…....12
4. Индивидуально – дифференцированный подход к детям на занятиях……………………………………………………………………….17
Заключение …………………………………………………………………..19
Список используемой литературы …………………………………………22
Практическое задание ……………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Контрольная ПО МАТЕМАТИКЕ.docx

— 3.53 Мб (Скачать файл)

 Умение ориентироваться в  существенных математических связях  и зависимостях и овладение  соответствующими действиями позволяют  поднять на новый уровень наглядно-образное  мышление дошкольников и создают  предпосылки для развития их  умственной деятельности в целом.  Дети приучаются считать одними  глазами, про себя, у них развиваются  глазомер, быстрота реакции на  форму.

 Не менее важно в этом  возрасте развитие умственных  способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа,  синтеза, сравнения, способности  к отвлечению и обобщению, пространственного  воображения. У детей должны  быть воспитаны устойчивый интерес  к математическим знаниям, умение  пользоваться ими и стремление  самостоятельно их приобретать.  Программа по развитию элементарных  математических представлений подготовительной  к школе группы предусматривает  обобщение, систематизацию, расширение  и углубление знаний, приобретенных  детьми в предыдущих группах.

 Для закрепления навыков  счета используется большое количество  упражнений. Чтобы создать предпосылки  для самостоятельного счета, меняют  счетный материал, обстановку занятий,  чередуют коллективную работу  с самостоятельной работой детей  с пособиями, разнообразят приемы. Используются разнообразные игровые  упражнения, в том числе такие,  которые позволяют не только  закреплять умение вести счет  предметов, но и формировать  представления о форме, размере,  способствуют развитию ориентировки  в пространстве. Счет связывают  со сравнением размеров предметов,  с различением геометрических  фигур и выделением их признаков;  с определением пространственных  направлений (слева, справа, впереди,  сзади).

 Детям предлагают найти определенное  количество предметов в окружающей  обстановке. Вначале ребенку дают  образец (карточку). Он ищет, каких  игрушек или вещей столько  же, сколько кружков на карточке. Позднее дети учатся действовать  лишь по слову. Проводя работу  с раздаточным материалом, надо  учесть, что дети еще не умеют  отсчитывать предметы. Задания вначале  даются такие, которые требуют  от них умения считать, но  не отсчитывать. Обучение приемам  отсчета предметов. После того  как дети научатся вести счет  предметов, их учат отсчитывать  предметы, самостоятельно создавать  группы, содержащие определенное  число предметов. Данной работе отводят 6 -7 занятий. На этих занятиях параллельно идет работа и по другим разделам программы.

 

 

 

  1. Индивидуально – дифференцированный подход к детям на занятиях.

Сущность дифференцированного  подхода заключается в организации  учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных  условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. По мнению Е.В. Бондаревской, дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка. С точки зрения А. А. Кирсанова, дифференцированный подход – это особый подход учителя к различным группам учеников или отдельным ученикам, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам. Дифференцированное обучение, как говорит В.В. Сериков, не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательно-воспитательного процесса. Предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения. Дифференциация дошкольников по уровню умственного развития позволит исключить неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей. У воспитателя появится возможность помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении, в том числе и по математике.

Задача воспитателя детского сада, проводящего занятия по математике,—  включить всех детей в активное и  систематическое усвоение программного материала. Для этого он прежде всего должен хорошо знать индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала.

 

Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность  не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить  их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в  общей работе, что ведет за собой  развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества. Воспитатель должен заботиться о развитии у детей способностей к проведению счетных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий. Все эти вопросы он должен решать, учитывая индивидуальные особенности детей, проявляющиеся на занятиях по математике. В соответствии с индивидуальными особенностями всех детей группы педагог может условно, для себя, в целях удобства планирования и организации занятий разделить на несколько подгрупп.

К первой подгруппе можно отнести  тех детей, у которых замечается большая активность и интерес  к занятиям, а также творческий характер применения полученных знаний и умений. Таким детям следует  предоставлять возможность шире проявлять свой интерес, развивать  этот интерес, для чего давать им более  сложные задания, предъявлять к  их ответам повышенные требования.

Воспитание самостоятельности  и активности детей в процессе занятий по математике и другим разделам программы — важное условие подготовки их к успешному обучению в школе. Но активность должна сочетаться с  культурой поведения и с воспитанием  скромности. Бывает, что ребенок  всегда готов к ответу, но эту  готовность он проявляет очень назойливо. Его рука постоянно поднята и  дергается во все стороны, чтобы  привлечь внимание воспитателя; он даже выкрикивает: «Я скажу», «Можно, я?», старается  оповестить всех о том, что «знает больше всех, потому что у него дедушка  математик». Другой свое требование, чтобы  его постоянно спрашивали, мотивирует тем, что он дома много занимается и, следовательно, «все знает прекрасно». Такие факты нельзя оставлять  без внимания, необходимо воспитывать  у детей скромность и сдержанность.

 

Ко второй подгруппе отнесем  тех воспитанников, активность которых  внешне не проявляется. Они не поднимают  рук, но, так как всегда внимательны, отвечают правильно и умеют найти  верное решение предложенной задачи. Но некоторые из них затрудняются в придумывании задач, стараются  прибегнуть к аналогии. Например, если воспитатель даст задачу («У девочки в корзине было три груши, она положила в корзину еще одну грушу. Сколько всего груш в корзине?») и после решения ее предложит детям придумать другую задачу, то при ответе такой ребенок в своей задаче только заменит названия предметов, условие же и ход ее оставит без изменений («У девочки в корзине было три яблока, она положила в корзину еще одно яблоко. Сколько всего яблок в корзине?»). В таких случаях рекомендуется развивать инициативу, поощрять начинания ребят, укреплять уверенность в своих силах. В заданиях на придумывание задач можно использовать задачи-драматизации, рекомендуемые в методическом пособии А. М. Леушиной.

 

                                                   Заключение

Таким образом, проведенные теоретические исследования позволяют сделать ряд выводов. Не смотря на то, что общедидактические принципы выступают как основные направляющие положения, возникающие в результате анализа научно – педагогических закономерностей и практического педагогического опыта, и являются главным ориентиром в педагогической работе воспитателя, они недостаточно полно применяются при организации занятий по развитию математических представлений в детском саду. Хотя математика и является точной наукой, но при ознакомлении с математическими понятиями детей дошкольного возраста принцип наглядности является ничуть не менее действенным, чем принципы научности и системности. Таким образом, современная дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления и во многих случаях служит его опорой.

 Но при организации занятий  в детском саду нужно помнить,  что умелое применение средств  наглядности в обучении всецело  находится в руках воспитателя.  Педагог в каждом отдельном  случае должен самостоятельно  решать, когда и в какой мере  надо применять наглядность в  процессе обучения, ибо от этого в определенной степени зависит качество знаний воспитанников.

 Учитывая переход современного  образования, в том числе и  дошкольного, на личностно –  ориентированную модель, но сохранение  при этом массовости в обучении, особенно актуальным в настоящее  время становится наиболее эффективное  и продуманное использование  в построении занятий принципа индивидуального подхода. Также в связи с проблемой индивидуального подхода к воспитанникам дошкольного образовательного учреждения в условиях массового обучения привлекает к себе особое внимание принцип доступности в обучении. Слишком упрощенное содержание обучения снижает его развивающие и воспитательные возможности.

 В процессе реализации принципа  сознательности и активности  в развитии элементарных математических  представлений у дошкольников  необходимо помнить, что при  сознательном усвоении знаний  формируется творческое отношение  к изучению и применению знаний, логическое мышление детей и  их мировоззрение. Сознательное  усвоение знаний исключает догматическое,  при котором воспитанники чисто  теоретически воспринимают и  механически запоминают преподносимые  педагогом знания. Результатом догматического  усвоения является формализм  знаний, при котором отсутствуют  конкретные представления об  изучаемых явлениях; запоминание  без понимания, без умения творчески  применять знания на практике; безынициативность; безошибочно  данная формулировка определения  того или иного понятия, но  без умения им воспользоваться  при решении задач. 

 Активность должна быть деятельным  состояние дошкольника в процессе  овладения знаниями, которое характеризуется  стремлением к учению, умственным  напряжением и проявлением волевых  усилий в процессе усвоения  материала. Такую активность учащихся  в обучении называют познавательной  активностью, и она является  высшей формой активности и  сознательности ребенка. Поэтому  осуществление в обучении сознательного  и активного процесса учения  неизбежно формирует такое важное  качество личности, как познавательная  самостоятельность, которая является  важнейшей характеристикой деятельности  дошкольника, а впоследствии и  школьника в учебном процессе.

 Таким образом, объем и  прочность знаний, приобретаемых  детьми в дошкольном возрасте, во многом обусловливается как  задачами начального этапа образования,  так и закономерностями процесса  обучения, то есть применением  в практической деятельности общедидактических принципов. А это, в свою очередь, позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные задачи, закладывая основы гармонично развитой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

   Список используемой  литературы

1. Белошистая А.В. Почему ребенку трудно изучать математику уже в начальной школе? // Начальная школа – 2004. № 4

2. Воспитание и обучение детей  младшего дошкольного возраста / Под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной – М., 1987.

3. Давайте поиграем: Книга воспитателей  детского сада и родителей  / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская – М., 1991.

4. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова  В.П. Математика для дошкольников  – СПб., 2002.

5. Казанцева Л.С. Дидактические  принципы в методике математического  развития дошкольников – Ярославль, 2003.

6. Метлина Л.С. Математика в детском саду – М., 1984.

7. Принципы дидактики в преподавании  математики / Под ред. К.С. Богут – Киев, 2005.

8. Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду – Минск, 2000.

9. Сербина Е.В. Математика для  малышей – М., 1992.

10. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – М., 1973.

11. Тренинг по психотерапии / Под  ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой – СПб., 2006.

12. Усова А.П. Обучение в детском  саду – М., 2003.

13. Фидлер М.Я. Математика уже в детском саду – М., 1991.

14. Формирование элементарных математических  представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяр – М., 1988.

15. Щербакова Е.И. Методика обучения  математике в детском саду  – М., 2000.

16. Ярославцев А.И. Принципы дидактики  в педагогической системе К.Д.  Ушинского – Ростов, 2002.

                                      Практическое задание

                «Конспект игры-занятия “В гости к Петрушке”

                                во 2-ой младшей группе»

Цель: развивать игровую деятельность детей.

Задачи: формировать умение использовать в игре предметы-заместители;

мелкую моторику рук, речь, координацию  движений, мышление;

воспитывать доброжелательное отношение  к героям;

повышать интерес к различным  видам игр.

Способы: проблемные ситуации, вопросы-ответы, использование подвижных, дидактических, пальчиковых игр.

Информация о работе Контрольная работа по методиче развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста