Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 11:50, контрольная работа
Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности . Психолого-педагогические исследования, проводимые неоднократно, показали, что у ребенка могут быть сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимостей.
Введение …………………………………….…………………………….. 3
1. Занятия - основная форма развития элементарных математических представлений в детском саду ……………….…………………………… 4
2. Особенности организации занятий по развитию элементарных математических представлений в разных возрастных группах: структура занятий и их продолжительность; усложнение программного содержания; своеобразие приемов обучения; дидактический наглядный материал и его использование; смена деятельности детей; постепенное повышение требований к ответам детей; руководящая роль воспитателя; роль и место игровых приемов………………………………………………6
3. Специфика построения учебного процесса в подготовительной к школе группе…………………………………..………………………………..…....12
4. Индивидуально – дифференцированный подход к детям на занятиях……………………………………………………………………….17
Заключение …………………………………………………………………..19
Список используемой литературы …………………………………………22
Практическое задание ……………………………………………………….23
Умение ориентироваться в
существенных математических
Не менее важно в этом
возрасте развитие умственных
способностей, самостоятельности мышления,
мыслительных операций анализа,
Для закрепления навыков
счета используется большое
Детям предлагают найти
Сущность дифференцированного
подхода заключается в
Задача воспитателя детского сада, проводящего занятия по математике,— включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Для этого он прежде всего должен хорошо знать индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала.
Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества. Воспитатель должен заботиться о развитии у детей способностей к проведению счетных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий. Все эти вопросы он должен решать, учитывая индивидуальные особенности детей, проявляющиеся на занятиях по математике. В соответствии с индивидуальными особенностями всех детей группы педагог может условно, для себя, в целях удобства планирования и организации занятий разделить на несколько подгрупп.
К первой подгруппе можно отнести тех детей, у которых замечается большая активность и интерес к занятиям, а также творческий характер применения полученных знаний и умений. Таким детям следует предоставлять возможность шире проявлять свой интерес, развивать этот интерес, для чего давать им более сложные задания, предъявлять к их ответам повышенные требования.
Воспитание самостоятельности
и активности детей в процессе
занятий по математике и другим разделам
программы — важное условие подготовки
их к успешному обучению в школе.
Но активность должна сочетаться с
культурой поведения и с
Ко второй подгруппе отнесем тех воспитанников, активность которых внешне не проявляется. Они не поднимают рук, но, так как всегда внимательны, отвечают правильно и умеют найти верное решение предложенной задачи. Но некоторые из них затрудняются в придумывании задач, стараются прибегнуть к аналогии. Например, если воспитатель даст задачу («У девочки в корзине было три груши, она положила в корзину еще одну грушу. Сколько всего груш в корзине?») и после решения ее предложит детям придумать другую задачу, то при ответе такой ребенок в своей задаче только заменит названия предметов, условие же и ход ее оставит без изменений («У девочки в корзине было три яблока, она положила в корзину еще одно яблоко. Сколько всего яблок в корзине?»). В таких случаях рекомендуется развивать инициативу, поощрять начинания ребят, укреплять уверенность в своих силах. В заданиях на придумывание задач можно использовать задачи-драматизации, рекомендуемые в методическом пособии А. М. Леушиной.
Таким образом, проведенные теоретические исследования позволяют сделать ряд выводов. Не смотря на то, что общедидактические принципы выступают как основные направляющие положения, возникающие в результате анализа научно – педагогических закономерностей и практического педагогического опыта, и являются главным ориентиром в педагогической работе воспитателя, они недостаточно полно применяются при организации занятий по развитию математических представлений в детском саду. Хотя математика и является точной наукой, но при ознакомлении с математическими понятиями детей дошкольного возраста принцип наглядности является ничуть не менее действенным, чем принципы научности и системности. Таким образом, современная дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления и во многих случаях служит его опорой.
Но при организации занятий
в детском саду нужно помнить,
что умелое применение средств
наглядности в обучении
Учитывая переход
В процессе реализации
Активность должна быть
Таким образом, объем и
прочность знаний, приобретаемых
детьми в дошкольном возрасте,
во многом обусловливается как
задачами начального этапа
Список используемой литературы
1. Белошистая А.В. Почему ребенку трудно изучать математику уже в начальной школе? // Начальная школа – 2004. № 4
2. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной – М., 1987.
3. Давайте поиграем: Книга воспитателей детского сада и родителей / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская – М., 1991.
4. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова
В.П. Математика для
5. Казанцева Л.С. Дидактические
принципы в методике
6. Метлина Л.С. Математика в детском саду – М., 1984.
7. Принципы дидактики в
8. Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду – Минск, 2000.
9. Сербина Е.В. Математика для малышей – М., 1992.
10. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – М., 1973.
11. Тренинг по психотерапии / Под
ред. Т.Д. Зинкевич-
12. Усова А.П. Обучение в детском саду – М., 2003.
13. Фидлер М.Я. Математика уже в детском саду – М., 1991.
14. Формирование элементарных
15. Щербакова Е.И. Методика
16. Ярославцев А.И. Принципы
Практическое задание
«Конспект игры-занятия “В гости к Петрушке”
Цель: развивать игровую деятельность детей.
Задачи: формировать умение использовать в игре предметы-заместители;
мелкую моторику рук, речь, координацию движений, мышление;
воспитывать доброжелательное отношение к героям;
повышать интерес к различным видам игр.
Способы: проблемные ситуации, вопросы-ответы, использование подвижных, дидактических, пальчиковых игр.