Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:41, курсовая работа
Цель - выявить и раскрыть логические основы школьного курса математики, на базе которых формируется логическая культура учащихся.
Основные задачи:
1) выявить и раскрыть логическую структуру математических предложений в школьной математике.
2) Раскрыть логическую основу основных методов доказательств и методику их изучения в школьной математике.
3) Раскрыть логические подходы к введению основных понятий (уравнение, неравенство, тождество).
4) Раскрыть логику процесса решения систем уравнений и неравенств.
Введение 2
Глава I. Логическая структура языка школьной
математики 4
§ 1. Логическая структура математических предложений в
школьной математике 4
§2. Логическая основа методов доказательств в школьной
математике 10
§3. Логические подходы к введению базовых понятий школьного курса математики Заключение…………………………………………………………………….45 Литература lis
«Решение уравнений первой степени с одним неизвестным» лучше всего начинать с изучения вопроса о равенствах. Следует обратить внимание учеников на то, что им приходилось много раз встречаться с такими формулами, в которых два алгебраических выражения соединены знаком равенства.
Два алгебраических выражения, соединенные знаком равенства, принято называть равенством. Примерами могут служить следующие равенства: а(b + с) = a b + b c;
30 - 12 = 18; 3а + 4 = 2а + а + 4.
Равенства, в которых содержаться только известные числа, называются численными или арифметическими.
Для проверки арифметического равенства проводят вычисления левой и правой частей равенства. Полезно привести примеры, в которых требуется сделать сложные вычисления для проверки справедливости равенства.
Примеры:
1. 3 + 5 + 7 + 9 + 11 + 13 + 15 =×
2. 1 + 31 + 32 + 33 + 34 + 35 + 36 =
3. 24 = 42;
4. 35 = 53;
5. 3 × 35 - 5 = 3 × 30;
Затем следует показать ученикам, что совсем иначе обстоит дело с равенством, содержащим буквенные выражения; такие равенства могут оказаться верными при одних значениях букв и неверными при других значениях букв, входящих в равенство.
Примеры:
1. 4а + b = 2b + а верно при а = 1, b = 3 и неверно при а = 2, b = 3.
2. х + 13 = 27 верно при единственном значении х = 14, но неверно при всех других значениях.
Иногда можно получить равенство, которое становится бессмысленным при некоторых значениях букв, входящих в него.
Так, ах + 3 = 27 теряет смысл при а = 0, так как 0 • x+3≠27ни при каком значении х.
Далее следует остановить внимание учеников на равенствах, верных при любых значениях входящих в них букв; такие равенства называются тождеством. Примеры следует привести в первую очередь из ряда арифметических знаков, например: а - b - с = а - b + с; (а - b)с = ас - bc и др.
Надо отметить, что арифметические равенства представляют тождества.
После этих рассуждений можно ввести понятие об уравнениях.
Но прежде всего необходимо установить, что мы сами понимаем под уравнением и как подвести учеников к этому понятию. Существует три отличающихся друг от друга определения:
1) уравнение рассматривается как равенство, справедливое при некоторых значениях входящих в него букв.
2) Уравнение рассматривается как любое равенство, в котором одно или несколько чисел, выраженных буквами, считаются неизвестными, а значения остальных букв (если они имеются) считаются известными.
3) Уравнение определяется так: вопросительное предложение о том, существуют ли такие значения неизвестной величины, при которых одно выражение равно другому; если существуют, то одно ли, если не одно, то сколько и какие.
На первый взгляд, простейшее из указанных определений - первое, казалось бы самое доступное для понимания учащихся, но оно оказывается узким, не охватывает всего объема этого понятия.
Ведь понятие уравнения в
современной жизни находит
Кроме этого, указанная трактовка уравнения никак не связывает понятие уравнения с понятием функции.
Второе определение отражает научную трактовку уравнения, а именно, что уравнение - «равенство между значениями двух функций того или иного числа неизвестных величин», причем в частных случаях одна из функций может равняться постоянному числу.
Третье определение указывает на вопросительный характер равенства, подчеркивая противоположность такого рода равенства тождеству как утвердительному равенству. Но в этой трактовке смешивается понятие уравнения с понятием о решении уравнения. К тому же не всегда можно определить характер равенства заранее и, таким образом, отнести равенство к уравнению или тождеству.
Ученики должны быть подведены ко второму определению понятия уравнения.
Однако учащиеся первоначально
знакомятся с понятием уравнения
при решении задач, в которых
приходится отвечать на некоторый вопрос,
поставленный в условии задачи, и
поэтому на первом этапе изучения
уравнений целесообразно
В дальнейшем изучении математики понятие уравнения должно уточняться и расширяться: в связи с изучением законов физики ученики знакомятся с выражением зависимости между физическими величинами, при изучении функции и их графиков учащиеся видят, что равенства, содержащие известные (переменные) величины, могут служить средством задания функций и изучения свойств функций. Таким образом, ученики, окончив школу, получат достаточно широкое представление об уравнении, необходимое им в общем комплексе знаний по основам наук, таких знаний, которые будут нужны им в практической жизни.
К определению уравнения нужно подвести учеников постепенно, расширяя это понятие, но учитель должен заранее знать к чему он ведет их, поэтому он должен выбрать ту или иную точку зрения на уравнения и придерживаться ее. От выбранной точки зрения будет зависеть подготовительная работа, которую учитель будет вести с учениками V и VI классов в плане пропедевтики темы «Уравнения».
Я рекомендую второе определение уравнения. В классе, где ученики впервые встречаются с термином «уравнение», следует дать определение уравнению с одним неизвестным. (Равенство, в котором одно число, выраженное буквой, считается известным, называется уравнением с одним неизвестным).
Понятие об уравнении проще всего устанавливается при решении задач. При согласованной работе учителя математики с учителем начальных классов представление об уравнении можно создать очень рано. Так, при решении примеров на вычитание различных компонентов действий полезно придавать записям такой вид: х + 5 = 7, 36 ÷ x = 4, 27 - х = 13, x ÷ 6 = 9 и читая эти условия в форме вопроса, например: к какому числу надо прибавить 5, чтобы получилось 7? Какое число надо разделить на 6, чтобы получилось 9?
В V классе решаются примеры, которые представляют собой простейшие уравнения, например: 4,75 + х + 5,05 = 24,1, а - (4,6 - 0,9) = 10.
В IV и V классах некоторые задачи,
особенно типовые, иногда решают с введением
обозначения неизвестной
Разберем в качестве примера такую задачу. «В двух ящиках 126 яблок. В одном на 24 яблока больше, чем в другом. Сколько яблок в каждом ящике?»
Решается эта задача заменой или предположением, но оформить решение можно так, что получим уравнение:
1 ящик |
x яблок |
2 ящик |
x яблок |
+24 яблока
Всего яблок х + (х + 4) = х + х + 24 = 2х + 24. В общее количество яблок входит удвоенное количество яблок из первого ящика и еще 24 яблока; все это количество составляет 126 яблок. Значит, 2х + 24 = 126.
Удвоенное количество яблок из первого ящика равно:
2х = 126 - 24; 2х = 102 (яблока),
А количество яблок в первом ящике равно:
х = 102 ¸ 2 = 51 (яблоко).
Количество яблок во втором ящике равно:
х + 24 = 51 + 24 = 75 (яблок).
В IV и V классах нельзя обращать решение
полученного «уравнения» в
В V классе для ознакомления с уравнением следует использовать и геометрический материал: задачи, связанные с нахождением площадей прямолинейных фигур - прямоугольника и треугольника, площади поверхности и т.д.
Как уже было сказано, в V классе нет надобности даже вводить термин «уравнение», а ограничится термином «равенство».
Некоторые учителя в процессе решения уравнений обращают внимание
на то, что простейшие рассуждения приводят всегда к «перемещению»
членов уравнения из одной части в другую с противоположным знаком, и в дальнейшем этим пользуются механически, не затрагивая вопроса о свойстве уравнения. Механический перенос членов уравнения освобождает от утомительных рассуждений и может быть введен в VI классе.
Дальше остается тренировать учащихся
в решении уравнений и задач
на составление уравнений, не усложняя
чрезмерно условий задач, но усложняя
задаваемые уравнения соответственно
изучаемым тождественным
х +3 = 7; 3х = 9; 2х + 3 = 13; 8 - 6х = 10;
5х - 4 = 11 и т.д.
Уравнения, связанные с привидением подобных членов:
5х + 2х = 14; 8 -7х - 34 = 30;
5у + 7 - 8у + 6у + 3 = 13 и т.д.
Уравнения, связанные со сложением многочленов:
(3х + 8) + (2х - 5) = 13; х + (х - 8) = 16;
3х - (х - 4) = 42 и т.д.
Уравнения, связанные с умножением многочленов:
(3х+2)(2х - 2) - 6х(х - 1) = 33;
(3х - 2)2 + 9х(2 - х) = 8 и т.д.
В V классе задачи не должны приводить
к уравнениям с дробными членами
(когда неизвестная буква
Условие приводит к уравнению: 5х + 3(х + 24) = 136.
При решении подобных уравнений используются простейшие преобразования: умножения многочленов, приведение подобных членов и т.д.
Уравнения также служат одним из источников введения новых чисел.
Например
3 - х = 5; |
х2 = 2 |
= 5 |
х = 3- 5 x =-2 |
х = ±√2 |
x= |
(отриц. число) |
(рац. число) |
(иррац. число) |
То есть уравнения служат алгебраической мотивацией введения новых чисел.
В IV - V классах вводится алгоритм решения уравнений, основанный на нахождении неизвестного компонента данного арифметического действия. Существует четыре арифметических действия: сложение, вычитание, деление, умножение.
3+x=8 |
x=8-3 |
x=5 |
x +3=8 |
x+3-3=8-3 |
x=5 |
в
VI классе
Для решения уравнения вида: х + а = b или х — а = b используется выражение: по смыслу выражения находим вычитаемое или уменьшаемое. Правило1: чтобы найти неизвестное слагаемое, необходимо от суммы отнять известное слагаемое.
Правило2: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, необходимо к разности прибавить вычитаемое.
ПравилоЗ: чтобы найти неизвестное вычитаемое, необходимо от уменьшаемого отнять разность.
Правило4: чтобы найти неизвестный множитель, необходимо произведение разделить на известный сомножитель.
Правило5: чтобы найти неизвестное делимое, необходимо частное умножить на делитель.
Правило 6: чтобы найти неизвестный делитель, необходимое делимое разделить на частное.
В VI классе изучаются уравнения
в теме «Отрицательные числа». Здесь
дается обоснование основного
b, которое вытекает из задачи с рычажными весами. Здесь необходимо прибавить к левой и правой частям уравнения число противоположное а, чтобы уровнять чащи весов, т.е. вводится правило переноса из одной части уравнения в другую с противоположным знаком и правило деления обеих частей уравнения на число не равное нулю. Это и есть основной алгоритм решения уравнений, но заметим, что он дается без теоретического обоснования, т.к. нет понятия равносильности.
Заметим, что в VI классе в уравнении переменная содержится в обеих
частях уравнения и коэффициентами являются дробные и отрицательные
числа. Например:x- =5,1x + 2, т.е. в V и VI классах решаются
уравнения одного вида - линейные уравнения с одной переменной. Но они решаются 3 способами в зависимости от возраста обучающихся. В VI классе вводится термин «корень уравнения» и «решить уравнения» - найти его корни. Правило решения уравнения все еще формулируется как правило нахождения неизвестного компонента арифметического действия.
Заметим, что именно в VI классе закладывается основа классификаций уравнений по числу переменных и степени входящих переменных и подготавливается почва для исследования функции с помощью уравнений и неравенств. В V и VI много текстовых задач решаются с помощью уравнений.
Важная цель при обучении решения
задач методом уравнений - научить
основам моделирования и
Арифметический способ - когда все логические операции решения задачи проводятся над конкретными числами. Основой рассуждения являются знания смысла арифметических действий.
Алгебраический способ - когда составляется уравнение, решение которого основано на свойствах уравнений. Еще есть и комбинированный способ, который включает арифметический и алгебраический способы решения.
Работа над любой задачей начинается с чтения текста, беседы по тексту и краткой записи условия задачи.
Информация о работе Логическая структура языка школьной математики