Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:41, курсовая работа
Цель - выявить и раскрыть логические основы школьного курса математики, на базе которых формируется логическая культура учащихся.
Основные задачи:
1) выявить и раскрыть логическую структуру математических предложений в школьной математике.
2) Раскрыть логическую основу основных методов доказательств и методику их изучения в школьной математике.
3) Раскрыть логические подходы к введению основных понятий (уравнение, неравенство, тождество).
4) Раскрыть логику процесса решения систем уравнений и неравенств.
Введение 2
Глава I. Логическая структура языка школьной
математики 4
§ 1. Логическая структура математических предложений в
школьной математике 4
§2. Логическая основа методов доказательств в школьной
математике 10
§3. Логические подходы к введению базовых понятий школьного курса математики Заключение…………………………………………………………………….45 Литература lis
Опираясь на эти тождества, выводятся
новые тождества, которые выражают
правила тождественных
Подстановка в тождество (2) вместо переменной л: выражения а+b приводит к новому тождеству:
(а + b)(с + d) = (а + b)с + (а + b)d. (2') Применяя к каждому слагаемому правой части тождества (2') распределительный закон и пользуясь транзитивностью отношения тождественного равенства, получим тождество (1).
При выводе новых тождеств используются также некоторые определения. Например, по определению полагают, что х5 = х • х • х •х • х; а0 = 1, если а≠ 0.
Различают числовые и алгебраические
выражения, поэтому можно говорить
о тождественных
Ученики начальной школы знают, что такое числовое выражение (- это число, которое получается в результате вычисления выражения). Вычисление - это процесс последовательных тождественных преобразований данного выражения. Сам термин «вычислить» здесь не употребляется. Здесь рассматриваются примеры такого вида:
Т.е. термин «преобразовать» выражения выступает в виде двух выражений: упростить и найти значение.
В V классе добавляются упражнения вида: составить числовое уравнение к задаче. Например: купили 5 тетрадей по 14 рублей и 3 по 18 рублей. Сколько стоит вся покупка?
В начальной школе у обучающихся
выработаны твердые навыки вычислительных
алгоритмов, т.е. порядок действии. Желательно,
чтобы ученики знали
т.е. умножая два многозначных числа, они должны понимать, что
используют распределительный закон при последовательном умножении на единицы разрядов множителей.
Ученики должны понимать, что используют
позиционную систему
В курсе алгебры VI класса вводится
понятие степени с натуральным
показателем, изучаются свойства степеней
и соответствующие
Вводится новый термин в VII классе «выражение с переменной», а не буквенное выражение как раньше. Буква называется переменной, а также появляется термин «преобразование выражения», как свойство действительных чисел.
Выделим несколько определении подводящих к понятию тождественных преобразовании.
Определение 1. Два выражения называются тождественно-равными, если при любых значениях переменной соответствующие значения этих выражении равны.
Определение 2. Равенство, верное при любых значениях переменной, называется тождеством.
Определение 3. Замена выражения другим ему тождественно-равным называется тождественным преобразованием.
Следует помнить, что в VII классе кроме тождественных преобразований есть еще равносильные преобразования, которые связаны с понятием уравнения.
Определение 4. Равенство, содержащее переменную, называется уравнением (если переменных несколько, то это формула).
Определение 5. Число, при подстановке которого уравнение обращается в верное равенство, называется корнем уравнения.
Определение 6. Уравнение, имеющее одинаковые корни, называются
равносильными.
Процесс получения уравнения
Равносильных преобразований два:
Из выше сказанного следует, что, чтобы ученики усвоили разницу между тождественными и равносильными преобразованиями, они должны знать, что тождество - это преобразование выражении, а равносильность - это преобразование уравнении и формул, но эти преобразования связаны между собой. И в формуле, и в уравнении можно выделить выражение стоящее и в левой, и в правой части, и применить к ним тождественные и равносильные преобразования. Достаточно с учениками хорошо разобрать один пример, чтобы они усвоили разницу между тождественными и равносильными преобразованиями.
Пример: Зх + 3(2,5 - 2х) = 13(2 - х).
3х + 7,5 - 6х = 26 - 13х;
-3х + 7,5 = 26 - 13х;
-3х + 13х = 26 - 7,5;
10х = 18,5;
х = 1,85.
Учитель должен следить за речью обучающихся, т.е. за терминами: «преобразуем выражение, стоящее в правой части», «заменим уравнение равносильным» и т.д.
И все же основой VII класса, а значит основой всех тождественных преобразовании в целом является формула сокращенного выражения. Это:
(а ± b)2 = а2 ± 2ab + b2;
а2 - b2 = (а - b) (а +b );
(а ± b)3 = а3 ± 3а2b + 3ab2 ± b3;
а3 + b3 = (а + b) (а2 - аb + b2);
При изучении этих формул основную роль играют хорошо продуманный цикл упражнений, который состоит из двух частей:
Рассмотрим типы уравнений для разности квадратов: а2 -b 2. I группа: на закрепление.
Здесь устанавливаются связи данного
тождества с числовыми
(x-y)(x-y )= х2 - ху - ух + у2.
Здесь формируются навыки использования тождества в обратном направлении.
(2 - х)2 + (2 + х)2 = 4 - 2х + х2 + 4 + 2х + х2 = 8 + 2х2.
Здесь ученики должны увидеть, что роль «а» или «b» может играть выражение, содержащее сумму или разность.
9х2 - 25у2 = (3х)2 - (5у)2
= (3х - 5у) (3х + 5у).
(102 - 22)(102 + 22) = (10 - 2)(10 + 2) = 8 • 12 = 96
применение тождества для устного счета.
II группа: на применение формул.
=
2)Упростить
3)Решить уравнение
х3 - 4х = 0;
х(х2 - 4) = 0;
х=0 или х2-4=<span class="dash041e_0441_043d_
Информация о работе Логическая структура языка школьной математики