Организация внеаудиторной самостоятельной работы на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:47, доклад

Описание работы

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения подразумевает модернизацию образовательной системы, которая должна соответствовать современному развитию экономики, насущным потребностям общества и каждого обучающегося. Основная профессиональная образовательная программа, согласно ФГОС, включает внеаудиторную самостоятельную работу как одну из форм организации учебного процесса.
Самостоятельная работа обучаемых определяется дидактами по-разному: как средство обучения (Ю.Б. Зотов), как прием обучения (А.Ф. Соловьева), как способ обучения (И.Э. Унт), как фактор организации учебной деятельности (Б.П. Есипов) и т.д.

Файлы: 1 файл

Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при изучении математики.docx

— 23.40 Кб (Скачать файл)

Организация внеаудиторной  самостоятельной работы обучающихся при изучении математики

Ендерюкова Алевтина Константиновна, 
преподаватель математики 
ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №88» пгт Аксубаево

Переход на федеральные государственные  образовательные стандарты нового поколения подразумевает модернизацию образовательной системы, которая  должна соответствовать современному развитию экономики, насущным потребностям общества и каждого обучающегося.  Основная профессиональная образовательная программа, согласно ФГОС, включает внеаудиторную самостоятельную работу как одну из форм организации учебного процесса.

Самостоятельная работа обучаемых  определяется дидактами по-разному: как средство обучения (Ю.Б. Зотов), как прием обучения (А.Ф. Соловьева), как способ обучения (И.Э. Унт), как фактор организации учебной деятельности (Б.П. Есипов) и т.д.

Как фактор освоения специальности  самостоятельная работа обучающихся может быть представлена с разных сторон, а именно:

Самостоятельная работа как средство педагогической деятельности, которое используется педагогом в целях перестройки психологических механизмов обучающихся, их опыта, внутреннего мира, которые должны быть результатами обучения;

Самостоятельная работа как учебная деятельность, предполагающая определенные процедуры, которые выполняют обучающиеся в процессе учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности;

Самостоятельная работа как условие обучения обучающихся в лицее, предполагающее самостоятельное усвоение части содержания обучения по дисциплине, которое регламентируется графиком выполнения самостоятельных работ обучающихся;

Самостоятельная работа как форма организации обучения;

Самостоятельная работа как ведущий вид деятельности в процессе исследовательской работы обучающихся;

Самостоятельная работа как высокий уровень подготовленности обучающихся, выступает целью и результатом их обучения и воспитания.

Самостоятельная работа по освоению компетенций должна составлять до 50% от времени обязательных учебных  занятий.  Она  выполняется обучающимися без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию и при методическом руководстве. Внеаудиторная самостоятельная работа должна обеспечивать формирование общих компетенций: организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; осуществлять текущий и итоговый контроль своей деятельности, оценку и коррекцию собственной деятельности; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленной  задачи; использовать ИКТ.

Главной проблемой при  организации самостоятельной работы является  то, что у первокурсников не выработана психологическая установка на самостоятельное систематическое пополнение знаний и не развито умение ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении познавательных задач. В связи с этим, прежде всего, необходимо развивать способности и потребности обучающегося в самообразовании.

Невозможно обеспечить плодотворную работу, если у обучающихся отсутствует  мотив к получению знаний и  готовность к самостоятельному труду. Поэтому особенно важным становится дифференцированный  подход при составлении комплекта заданий для самостоятельной работы с учетом индивидуальных способностей обучающихся, ведущего рода деятельности, приобретаемой профессии и интересов.  Первоначально задания строятся по принципу от простого к сложному и выдаются после определения преподавателем способностей обучающихся. Задания могут быть индивидуальными или групповыми, различными по объему и срокам выполнения.

Чтобы согласовать объем  и упорядочить самостоятельную  работу по всем предметам, составляется  календарный план с указанием формы работы и сроков ее выполнения. В практике обучения внеаудиторная самостоятельная работа представлена большим разнообразием видов работ: работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой; объяснение, анализ демонстрации, явления, реакции и т.д.; составление отчетов по лабораторно-практическим работам; решение упражнений и задач; обоснование выводов с помощью уравнений и расчетов; анализ производственных ситуаций; подготовка рефератов; исследовательская учебная работа и др. Роль преподавателя состоит в том, чтобы для каждого определить оптимальный объем и сложность работы и реализовать план самообразования с соблюдением принципа доступности обучения. Тогда результатом выполнения внеаудиторной самостоятельной работы для каждого обучающегося станет осознание собственной успешности и компетентности, появится потребность в самообразовании.

Для руководства этой формой работы необходима регулярная консультационная помощь преподавателя в преодолении  затруднений. Ее можно успешно осуществлять через компьютерную сеть с помощью  современных информационных технологий, которые в большинстве своем  доступны обучающимся.  Правильно организованная самостоятельная работа предполагает также доступность источников информации. Библиотечный фонд должен быть укомплектован современной учебной, научной, периодической и справочной литературой, в том числе информацией на электронных носителях. Также нужно использовать широкие возможности электронного читального зала с доступом к Интернет-ресурсам.

Самостоятельная работа может  снабдить обучающегося опытом творческой и исследовательской деятельности. Поэтому при отборе теоретических и практических заданий преподаватель может использовать проблемное обучение, метод проектов, эвристическое обучение, учитывая и развивая при этом индивидуальные способности обучающихся.

Выполнение самостоятельной  работы всегда должно предполагать создание собственного образовательного продукта, значимого для обучающегося, для  его самореализации. При этом обучающиеся развивают необходимые навыки самоорганизации, самопрезентации, осваивают методику проведения несложных исследований и экспериментов.  Представление и оценивание результатов выполненной работы может проводиться на специально организованных занятиях или конференциях. Наиболее важным идеальным результатом проделанной внеаудиторной самостоятельной работы становится воспитание человека, способного ставить и реализовывать собственные самообразовательные цели.

Виды заданий  для внеаудиторной самостоятельной  работы обучающихся по математике

Для овладения  знаниями:

    • чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
    • составление плана текста;
    • графическое изображение структуры текста;
    • конспектирование текста;
    • работа со словарями и справочниками;
    • работа с нормативными документами;
    • учебно-исследовательская работа;
    • использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и другое.

Для закрепления  и систематизации знаний:

    • работа с конспектом лекции (обработка текста);
    • повторная работа с учебном материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
    • составление плана и тезисов ответа;
    • составление таблиц  для систематизации учебного материала;
    • ответы на контрольные вопросы;
    • аналитическая обработка текста (конспект-анализ);
    • подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
    • подготовка докладов;
    • составление библиографии, тестирование и другое.

Для формирования умений:

    • решение задач и упражнений по образцу;
    • решение вариантных задач и упражнений;
    • выполнение чертежей, схем;
    • выполнение расчётно-графических работ;
    • решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
    • подготовка к деловым играм;
    • проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
    • экспериментально-конструкторская работа;
    • опытно-экспериментальная работа.

 

 

 


Информация о работе Организация внеаудиторной самостоятельной работы на уроках математики