Понятие величины и её измерения в начальном курсе математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:59, реферат

Описание работы

Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 75.22 Кб (Скачать файл)

Так. если единицей объёма является 1 см, то объём фигуры, приведённой на рисунке 7, равен 4 см. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

ГЛАВА 2.Методика формирования понятия величины и её измерения  у младших школьников. 

 

2.1 Современные  подходы к изучению величин  в начальном курсе математики.

В начальных  классах рассматриваются такие  величины, как: длина, площадь, масса, объём, время и другие. Учащиеся должны получить конкретные представления  об   этих величинах, ознакомиться с единицами их измерения, овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерений в различных единицах, выполнять различные действия над ними.

Величины  рассматриваются в тесной связи  с изучением натуральных чисел  и дробей;  обучение измерении связывается  с изучением  счёта;  измерительные  и графические действия над величинами являются наглядными средствами и используются   при решении задач. При формировании представлений о каждой из названных величин целесообразно ориентироваться на определённые этапы, в которых нашли отражение:   математическая трактовка понятия величина, взаимосвязь данного понятия с изучением других вопросов начального курса математики, а так же психологические особенности младших школьников. 

Н. Б. Истомина, преподаватель математики и автор одной из альтернативных программ, выделила 8 этапов изучения величин:

1-й этап: выяснение и уточнение представлений школьников о данной величине (обращение к опыту ребёнка).                                                           

2-й этап: сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением, путём использования различных мерок).

3-й этап: знакомство с единицей данной величины и с измерительным прибором.

4-й этап: формирование измерительных умений и навыков.

5-й этап: сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования.

6-й этап: знакомство с новыми единицами величин в тесной связи с изучением нумерации и сложения чисел. Перевод однородных величин, выраженных в единицах одного наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот. 

 

7-й этап: сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований.

8-й этап: умножение и деление величин на число.

В программах развивающего обучения предусмотрено  рассмотрение основных величин, их свойств  и отношений между ними с тем, чтобы показать, что числа, их свойства и действия, производимые над ними, выступают в качестве частных  случаев уже известных общих  закономерностей величин. Структура  данного курса математики определяется рассмотрением последовательности понятий: ВЕЛИЧИНА –> ЧИСЛО 

Понятие величины в начальном курсе математики не определяется, то есть  даётся без определения. Понятие величина раскрывается на конкретных примерах и основывается на опыте ребёнка. Величины в начальном курсе математики рассматривают как свойство предметов или явлений, проявляющееся в результате сравнения. Особенно явно это проявляется в альтернативных программах Давыдова, Петерсон. Рассмотрим как трактуется понятие величина в альтернативной программе Л. Г. Петерсон.

Изучение  величин в первом классе по программе  Л. Г. Петерсон начинается с изучения отрезка и его частей (урок .№ I, часть 2).На этом этапе дети учатся правильно измерять отрезки, чертить  отрезки заданной длины, то есть приобретают  измерительные умения. На следующем  этапе изучается тема «Длина» (урок № 1 ,часть3). Здесь дети измеряют отрезки  с помощью различных мерок, детям  предлагаются некоторые сведения из истории единиц измерения длины, вводится первая единица измерения  длины - сантиметр. Далее предлагается узнать длину данных отрезков с помощью  линейки и выразить полученный результат  в сантиметрах. На следующем этапе  дети приступают к сравнению отрезков (урок №2,часть 3).

Следующая величина, изучаемая в первом классе – масса (урок №4,часть 3). На этом этапе  дети выражают массу предметов с  помощью различных мерок, затем  знакомятся с единицей измерения  массы - килограммом.

Затем изучается объём (урок №б часть 3). Здесь  дети знакомятся с единицей измерения  объёма - литром. Далее изучаются  свойства величин (урок № 8,часть 3). Отрезки сравниваются по длине, предметы по массе и объёму. Здесь систематизируются знания детей о свойстве величин: «больше», « меньше», « равно». Так же предлагается задание на различение понятий: объём и масса (урок № 8, задание 9 «Что легче: килограмм ваты или килограмм железа ? »).

На  следующем этапе учащиеся изучают  новую единицу измерения длины - дециметр (урок № 29 часть 3). Здесь дети узнают соотношение между двумя  изученными единицами длины: сантиметром  и дециметром.

Далее дети изучают метр (урок №15 часть 4), соотношение изученных единиц длины: сантиметр, дециметр, метр. Учатся выражать численные значения величин в  различных единицах измерения, например, вырази в дециметрах: 6м 800см, 9м 400см (урок № 15,часть 4,задание 6). Учатся выражать численные значения длины, выраженные в единицах одного наименования, значениями, выраженными в единицах двух наименований, и   наоборот. Например, «Вырази в дециметрах»: 7м  2дм,  5м 9дм, 4м 3дм, 1м 6дм (урок №16 часть 4, задание 1). Или, вырази в метрах и дециметрах: 38дм, 66дм, 79дм, 57дм (урок №16 часть4, задание 2).

Изучение  величин во втором классе начинается с изучения площади фигур (урок №19 часть 1). Наблюдения над площадью фигур  проводилось на более раннем этапе - в первом классе. Например, «Найди равные фигуры» (урок №19 часть2), «В какой  из фигур клеток больше? Почему?» (урок № 26, часть 4). На данном этапе дети измеряют площадь  фигуры  различными  мерками,  сравнивают численные значения площадей фигур, измеренных разными мерками. На следующем уроке (урок №20) дети знакомятся с единицами измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр и с соотношениями между ними. Знакомство с единицами измерения площади происходит аналогично знакомству с единицами измерения длины. Затем изучается площадь прямоугольника (урок № 25, часть 1). Здесь дети узнают формулу нахождения площади прямоугольника.

На  следующем этапе изучаются новые  единицы измерения длины -миллиметр  и километр (соответственно урок №30 часть2). Здесь дети выясняют для  чего используют такую мелкую (крупную) мерку. Выполняют упражнения на соотношение  единиц длины, переводят мелкие единицы  в более крупные и наоборот. Далее дети изучают новые единицы  измерения объёма; кубический сантиметр  и кубический дециметр, узнают их соотношения. Выясняют, что измерять объём можно  у некоторых геометрических фигур, также узнают, что один кубический дециметр равен одному литру.

Изучение  величин в третьем классе начинается с изучения времени (Урок №1 часть1 ). Здесь изучаются меры времени, даются исторические сведения о возникновении  единиц изменения времени, а также  изучается календарь. Здесь же предлагаются задания на соотношение единиц измерения  времени: год, месяц, день. На втором уроке (урок  №2) учащиеся приступают к изучению недели. На следующем уроке (урок  №3) изучается таблица мер времени, изучаются такие единицы измерения времени как, час, минута, секунда и их соотношения между собой. На четвёртом уроке по данной теме (урок №4) изучаются часы. Здесь дети знакомятся с часовыми стрелками и их назначением, учатся определять время по часам. Пятый урок посвящен сравнению, сложению и вычитанию единиц времени. Здесь обобщаются   и   систематизируются   знания   детей: соотношений между единицами времени. Дети учатся выполнять  арифметические  действия  с  численным значением времени.

Так же как и площадь прямоугольника, дети изучают объём прямоугольного параллелепипеда (урок №14 часть1). На этом уроке дети узнают, что такое параллелепипед, его измерений (длина, ширина, высота) и формулу вычисления его объёма при помощи его измерений. На следующем  этапе дети учатся находить площадь  фигуры с помощью палетки. Сначала  учащиеся учатся выделять целые клетки и записывать результат двойным  неравенством (урок № 17 часть2)  здесь термин палетка не вводятся. Далее изучается примерное вычисление площади (урок №19 часть2). Здесь вводится термин палетка и алгоритм вычисления площади при помощи палетки.

На  следующем этапе дети изучают  площадь прямоугольного треугольника (урок №30 часть 2). Здесь учащиеся узнают : - что такое прямоугольный треугольник; - что такое катеты, гипотенуза, формулу  вычисления площади прямоугольного треугольника. В дальнейшем дети узнают новые единицы измерения площади: акр и гектар (урок № 36 часть3). На этой теме заканчивается изучение величин  в начальной школе.

В рассмотренной  программе уделяется большое  внимание формированию у учащихся понятия  величина и её -измерение. Более подробно, чем в традиционной программе, изучаются  величины, единицы их намерения. Хорошо просматривается связь данной темы с жизнью, например, практическая деятельность при изучении темы  « Метр» (урок №15 часть 4, класс 1 /задание 1 а) «измерь метром длину и ширину класса, классной доски, ширину двери, окна»; б) «отмерь два шнура длиной 2м и 3м. Какой шнур длиннее и на сколько?»; в) «измерь метром длину и ширину своей комнаты»). Так же хорошо просматривается связь данной темы с другими разделами курса математики, например, при изучении темы « Двойные неравенства» для введения понятия двойные неравенства используются знания детей такой величины, как масса (урок №4 часть2  класс 3 ).

Таким образом, данная программа обеспечивает высокий уровень научности и  связи математики с жизнью, то есть введение любой величины опирается  на жизненный опыт детей. Предложенная программа направлена не только на нормирование математических знаний, умений и навыков, но и на общее  развитие детей. Примером этого являются исторические справки о величинах, единицах их измерения, справки из истории  возникновения величин и необходимости  их измерения (Меры времени. Календарь. Урок 1  часть1  класс 3 и другие).

В  традиционном курсе математики последовательность изучения понятий есть: ЧИСЛО——> ВЕЛИЧИНА.

В традиционной начальной школе изучение величин  начинается с изучения такой величины как, длина. В первом классе другие величины не изучаются. Большее внимание по традиционной программе уделяется изучению натурального ряда чисел, а уже на втором месте  идёт изучение величин. В традиционной программе не предусмотрены упражнения развивающего характера, направленные на формирование умений и навыков  по данной теме.

Имеющийся у ребенка жизненный опыт позволяет  ему осознать практическую значимость изучаемого понятия, связь его с  реальными предметами и явлениями, перевести имеющиеся житейские  понятия на язык математики. Дети ещё  в дошкольном возрасте встречаются  с необходимостью в определённых ситуациях сравнивать реальные предметы между собой по конкретным знакам, придя в школу, они уже имеют  представление о том, что два  различных предмета могут  быть в чём-то одинаковыми, взаимозаменяемыми, а в чём-то различными. Среди всех характеристик реальных предметов,  обладающих  определёнными  свойствами, выделяются такие, относительно которых (в том случае, когда предметы неодинаковы) можно ввести отношения «больше», «меньше», «равно».

Рассмотрим  подробнее методику изучения длины, площади, массы, времени, объёма.

Методика изучения длины и её измерения.

В традиционной начальной школе изучение величин  начинается с длины предметов. Первые представления о длине как  о свойстве предметов у детей  возникает задолго до школы. С  первых дней обучения в школе ставится задача уточнить пространственные понятия  детей. Важным шагом в формировании данного понятия является знакомство с прямей линией и отрезком как  «носителем» линейной протяжённости, лишенным, по существу, других свойств.

Сначала учащиеся сравнивают предметы по длине  не измеряя их. Делают они это  наложением (приложением) и визуально («на глаз»).Например, учащимся предлагается рассмотреть рисунки и ответить на вопросы: «Какой поезд длиннее, с  зелёными вагонами или с красными вагонами? Какой поезд короче?»(М1М  «1» стр.39, 1988г.)

Затем предлагается сравнить два предмета разного цвета и разные по размеру (по длине) практически - наложением. Например, учащимся предлагается рассмотреть  рисунки и ответить на вопросы: «  Какой ремень короче (длиннее) светлый  или тёмный?» (М1М 1-4 стр.40,1988г.). Через  эти два упражнения дети подводятся к пониманию длины как свойства, проявляющегося в сравнении, то есть: если два предмета при наложении  совпадают, то они имеют одну и  ту же длину; если же какой - либо из сравниваемых предметов накладывается на часть  другого, не покрывая его полностью, то длина первого предмета меньше длины второго предмета. После  рассмотрения длин предметов переходят  к изучению длины отрезка.

Здесь длина выступает как свойство отрезка. 

На  следующем этапе происходит знакомство с первой единицей измерения отрезков. Из множества отрезков выбирают отрезок, который принимают за единицу. Таковым  является сантиметр. Дети узнают его название и приступают к измерению с помощью этой единицы. Чтобы дети  получили  наглядное  представление о сантиметре, следует выполнить ряд упражнений. Например, полезно, чтобы они сами изготовили модель сантиметра; начертили отрезок длиной 1см в тетради. Нашли, что ширина мизинца примерно равна 1 см.

Далее учащихся знакомят с измерительным  прибором и измерением отрезков с  помощью прибора. Чтобы дети ясно поняли процесс измерения и что  показывают числа, полученные при измерении. Целесообразно постепенно переходить от простейшего приёма укладывания  модели сантиметра и их подсчета к  более трудному - отмериванию. Только затем приступают к измерению  способом прикладывания линейки или рулетки, к начерченному отрезку. 

Информация о работе Понятие величины и её измерения в начальном курсе математики