Понятие величины и её измерения в начальном курсе математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:59, реферат

Описание работы

Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 75.22 Кб (Скачать файл)

в) отсутствие постановки учебной задачи при введении новых единиц измерения изучаемой  величины,

г) отсутствие упражнений, направленных на формирование навыка использования инструментов для измерения величин. 

2) 0бучающий  эксперимент.

Цели:

-     устранение пробелов в знаниях учащихся по данной теме с использованием развивающих упражнений;

-      формирования навыка использования инструментов для измерения величин (линейка);

-     закрепление умений перевода единиц измерения длины одного наименования в единицы измерения длины двух наименований и наоборот.

В ходе проведения обучающего эксперимента было проведено два урока по теме: «Длина и ее измерение» и «Единицы измерения  длины». 

Конспект  урока по теме: «Длина и её измерение».  

Первый  этап: Организационный момент. 

Проверка  готовности учащихся к уроку. 

На  столе у каждого ученика должно быть: лист бумаги, на котором изображены два отрезка, линейка, две мерки (1.5 и 1 см) соответственно № 1 и №2, изготовленные  из плотной бумаги, полоска бумаги в клетку длиной 8 клеток. 

Второй  этап; Введение нового.

Учитель (У): ребята, кто помнит, что такое  длина предмета или отрезка?

Ученики (у): длина это то, на сколько один предмет или отрезок длиннее  или короче другого. 

У: (показывает иллюстрацию, на которой изображены две ленты красная и синяя, причём красная лента длиннее  синей) Какая лента длиннее красная  или синяя? у: красная лента длиннее  синей.

У: какая  лента короче? 

у: синяя  лента короче красной.

У: как  вы узнали?

у: синяя  лента нарисована под красной, она  уложилась в красной полностью  и ещё остался кусочек красной.

У: посмотрите на лист бумаги, который лежит у  вас на парте, там нарисовано два  отрезка а и Ь. Ответьте не измеряя, какой из этих отреков длиннее? 

у: (расходятся во мнении). 

У: почему у вас разные ответы?

у: мы эти отрезки не измеряли.

У: давайте  мы их измерим с помощью полоски  из клечаиой бумаги. Сколько клеток в отрезке а?

у: в  отрезке а 6 клеток.

У: Значит длина отрезка а ... ?

у: 6 клеток.

У: Измерьте этой же полоской длину отрезка Ь. Чему равна её длина?

у: Длина  этого отрезка равна 6 клеток.

У: Что  можно сказать о длинах этих отрезков?

у: Длины  этих отрезков равны, т.е они одинаковы.

У: Теперь давайте измерим длину отрезка  а меркой №1.Какова длина этого  отрезка?

у: Длина  этого отрезка а равна двум меркам №1.

У: Теперь измерьте длину отрезка Ь меркой №2. Какова его длина?

у: Его  длина равна трём меркам №2.

У: Как  же так, мы выяснили, что отрезки  а и Ь одинаковы, а измерив  их, получили разные численные значения?

у: Мы получили разные значения из-за того, что  измеряли разными мерками.

У: Что  же нам теперь делать, как понять друг друга?

у: Нам  нужно измерить эти отрезки одной  меркой.

У: Правильно. Для того, чтобы люди измеряя, получали

одинаковые  ответы была придумана единая для  всех людей

мерка. Кто знает, что это за мерка?

у: Эта  мерка - один сантиметр.

У: Верно. А как называется инструмент, с  помощью которого

можно измерять отрезки.

у: Линейка.

У: Измерьте длину отрезка а с помощью  линейки. Но прежде

чем вы будете измерять, давайте вспомним, как нужно

прикладывать  линейку?

у: Линейку  нужно прикладывать так, чтобы цифра 0 совпадала

с началом  отрезка.

У: Правильно. Измерьте длину отрезка.

у: Длина  отрезка 3 см.

Третий  этап: Подведение итогов.

У: Итак, давайте вспомним ещё раз, что  такое длина

предмета  или отрезка?

у: Длина - это протяжённость предмета или  отрезка.

У: Всегда ли мы можем «на глаз» определить длину предмета

или отрезка?

у: Нет, не всегда.

У: Что  нужно, чтобы узнать какой отрезок  или предмет

длиннее или короче другого?

у: От          резки или предметы необходимо измерить.

У: Что  необходимо для того, чтобы не было ошибок при

измерении?

у: Для  того, чтобы не было ошибок надо выбрать  одинаковую

мерку.

У: Какую  мерку выбрали как единую?

у: Отрезок  длиной в один сантиметр.

У: С  помощью какого инструмента мы измеряем длину

отрезков?

у: Длину  отрезков мы измеряем с помощью линейки.

У: Как  надо прикладывать линейку к отрезку?

у: Линейку  необходимо прикладывать так, чтобы  конец

отрезка совпадал с цифрой 0 на линейке.

У: Правильно. Молодцы ребята, вы сегодня хорошо

поработали.

Четвёртый этап: Домашнее задание.

1) начертите  в тетради три отрезка длиной 5 см, 8 см, 11 см.

2) повторить  единицы измерения длины.

Конспект  урока по теме: « Единицы измерения  длины» .

Первый  этап: Организационный момент.

Проверка  готовности к уроку. На столе у  каждого ученика

Должны  быть: лист нелинованной бумаги, две  мерки 1см и 1дм соответственно №1 и  №2, линейка.

Второй  этап: Актуализация знаний.

У: Ребята, что нужно для того, чтобы не допускать ошибок

при измерении отрезков?

у: необходимо измерять единой меркой.

У: какую  мерку выбрали для этой цели?

у: один сантиметр.

Третий  этап: Введение нового.

У: Возьмите лист бумаги, на нём изображены два  отрезка(один отрезок 5 см- а, а другой отрезок 30 см- х).С помощью мерки  №1 измерьте отрезок а. Какова его  длина?

у: Длина  отрезка а равна пяти меркам № 1.

У: Теперь измерьте длину отрезка х меркой №1.

у:(измеряют довольно долго, результаты у всех разные).

У: Почему вы испытывали затруднения при измерении

отрезка меркой №1 ?

у: Мерка  №1 очень мелкая и ей измерять неудобно.

У: Хорошо, тогда измерьте отрезок меркой №2.

у: Длина  отрезка х три мерки №2.

У: Какой  меркой измерять длину отрезка х  легче?

у: легче  измерять было меркой №2.

У: Теперь измерьте линейкой мерку №1. Какова её длина?

у: длина  мерки №1- один сантиметр.

У: Измерьте меркой №1 длину мерки №1.

у: Длина  мерки №2 равна десяти меркам №1.

У: Как  называется такая единица измерения?

у: Дециметр.

У: Сколько  сантиметров в одном дециметре?

у: В  одном дециметре десять сантиметров.

У: Значит, если в одном дециметре десять сантиметров, то

сколько сантиметров в трёх дециметрах?

У: 30 сантиметров.

У; Какую  единицу измерения длины вы ещё  знаете?

у: Один метр.

У: Сколько  сантиметров в дном метре?

у: В  одном метре 100 сантиметров.

У: А  сколько дециметров в одном метре?

у: В  одном метре 10 дециметре.

У: Правильно.

Четвёртый этап: Закрепление.

На  доске:

Задание №1.

Вырази  в м, дм, см: 188 см, 28 дм З см, 5 м 62 см, 107 см;

Вырази  в дм, см: 45 см, 186 см, 2 м5 см, 3 м67 см, 5 мЗО  см;

Вырази  в см: 32 дм, 5 дм7 см, 8 м4 дм, 9 м9 см. Учащиеся выполняют это задание устно  с объяснением. Пример ответа ученика: 188 см это один метр, т. к. в одном  метре сто сантиметров; 88 см это 8 дециметров, т. к. в одном дециметре  десять сантиметров; и 8 сантиметров. Значит 188 см это 1м 8дм 8см. Задание №2. Выполните  действие по образцу:

1м8см-4дм8см    52дм6см-ЗмЗсм

7дм2см+1дм7см    1м1дм+1см. 

Образец: 1м8см- 4дм8см= 108см- 48см= 60см= 6дм.

Объяснение 1м 8см= 10дм 8см   

10дм 8см= 108см,                     

4дм 8см= 48см.

учащиеся   выполняют   задание   письменно.   Затем осуществляется устная проверка.

Задание №3. Задача.

В лифте  кнопка 4-го этажа находится на высоте 1м4дм1см. Достанет ли до неё мальчик, если его рост с вытянутой вверх  рукой 13дм 5см?

Задача  решается с устным разбором условия  и вопроса. Один учащийся у доски  выполняет вычисления.

Все предложенные задания взяты из учебника Л. Г. Петерсон 1 класс, часть 4, задачи на повторение № 78, 79, 80, 81, 82. 

Пятый этап: Подведение итогов.

У: Итак, давайте вспомним, какие единицы  измерения длины вы знаете?

у: Сантиметр, дециметр, метр.

У: (составляя  таблицу на доске) Сколько сантиметров  в 1 метре?

у: В  одном метре 100 сантиметров. 

У: (на доске: 1м-100см). Сколько дециметров в 1 метре? 

у: В  одном метре десять дециметров. 

У: (на доске: 1м= 10дм). Сколько сантиметров  в 1 дециметре? 

у: В  одном дециметре десять сантиметров.  

У: (на доске: 1дм= 10см). 

у: заносят  таблицу в свои тетради.

У: Для  чего используют единицу измерения  длины - метр?

у: Для  измерения длины больших предметов.  

У: Для  чего используют единицу измерения  длины- дециметр?

у: Для  измерения длины крупных отрезков.  

У: Верно. Молодцы, вы все сегодня хорошо поработали. Шестой этап: Домашнее задание. Задание  раздаётся каждому на отдельном  листе. 

а) вырази в см:

1м2дм8см= __см 

1 м7см=____ см.

Сколько в этих числах метров и сантиметров?  

б)вырази в м, дм, см:

114см=__м__дм__см  

108см=_м_дм_см 

132см=_м_дм_см.

Сколько в этих числах дециметров и сантиметров. 3) Контрольный эксперимент. Цели: - проверить  сформированность умений по данной теме;

выяснить  устранены ли пробелы в знаниях  детей. В ходе проведения контрольного эксперимента учащимся была предложена самостоятельная работа, состоящая  из двух заданий.

Задание№1. Перевод единиц измерения длины  одного наименования  в  единицы   измерения  длины  двух наименований и наоборот.

Задание №2. Измерение отрезков с помощью  линейки. Результаты контрольного эксперимента показали улучшения умений учащихся.

Умение

Всего

Сформировано

Несвормиро-Вано

Перевод единиц

     

Измерение линейкой

     
 

В процентном соотношении:

Умение

Всего %

Сформировано %

Несвормиро-Вано %

Перевод единиц

     

Измерение линейкой

     

Учащиеся  практически не допускали ошибок. Это говорит о том, что постановка проблемных заданий, упражнения развивающего характера и практическая деятельность учащихся значительно увеличивает  качество знаний, помогает детям более  осознанно подходить к изучаемому вопросу.

Количество  учеников, у которых сформировано умение переводить единицы измерения  длины одного наименования в единицы  измерения длины двух наименований и наоборот увеличилось в 5 раз.

Количество  учеников, у которых сформировано умение измерять отрезки с помощью  линейки, увеличилось в 1,9 раз.

Заключение.

В процессе написания работы была проанализирована психолого- педагогическая и методическая литература по теме «Величины» и их измерения . Изучая основы развивающего обучения, было установлено, что:

в ходе развивающего обучения используются различные  упражнения, задачи, вопросы, задания, развивающее обучение имеет свою структуру, а так же способы её организации, подготовка урока при  развивающем обучении тоже имеет  свою структуру.

Информация о работе Понятие величины и её измерения в начальном курсе математики