НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ
АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
Направление - Педагогическое образование
Профиль – Дошкольное образование
КУРСОВАЯ РАБОТА
Роль дидактической игры
в математическом развитии дошкольника.
УФА 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….…
4
Глава I. Формирование элементарных
математических
представлений у детей дошкольного
возраста…………………………….….8
- Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников в свете реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.……………………………………..8
1.2. Дидактические игры
в системе дошкольного образования…………….13
1.3 Дидактические игры
для формирования элементарных
математических представлений у
детей дошкольного возраста………………………………...19
Выводы по главе I……………………………………………………………….23
Глава II. Роль дидактических
игр в формировании элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста…………..24
2.1 Значение дидактических игр
в формировании элементарных математических
представлений дошкольников…………………………….24
2.2 Методические особенности
использования дидактических игр
в процессе формирования элементарных
математических представлений у
детей дошкольного возраста…………………………………………………………27
Выводы по главе II…………………………………………………………….
30
Глава III. Задачи, методы, организация
исследования……………………..32
3.1. Задачи исследования…………………………………………………….32
3.2. Методы исследования…………………………………………………….32
3.3. Организация исследования………………………………………………32
3.4. Результаты исследования
педагогического проекта по теме «Дидактические
игры как средство развития элементарных
математических представлений у детей
дошкольного возраста» для детей подготовительной
к школе группе МАДОУ детский сад №5 с.
Буздяк……….………………….32
Выводы по главе III …………………………………………………………...
40
Заключение…………………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………………………43
Приложение …………………………………………………………………..46
Введение
Актуальность исследования. Много информации дети могут
усвоить в период дошкольного детства.
Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников имеет длительную
историю развития. В ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросами
выбора содержания и методов обучения
арифметике для детей дошкольного возраста,
а также формирования начальных представлений
о размерах, мерах измерения, времени и
пространстве занимались Я.А. Коменский,
И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой
и др. У детей дошкольного возраста
проявляется спонтанный интерес к математическим
категориям: количеству, форме, времени,
пространству, которые помогают детям
лучше ориентироваться в окружающем мире.
В дошкольных учреждениях учитывается
этот интерес, и воспитатели делают попытки
расширить знания детей в этой области.
Однако знакомство с содержанием этих
понятий и формированием элементарных
математических представлений требует
применения новых методических приемов.
Игра является особой, необходимой
для гармоничного развития ребенка школой.
Это самое привычное для дошкольников
занятие, в котором дети могут многому
научиться. Психологи считают игру ведущей
деятельностью дошкольников, так как именно
в игре ребенок учиться обобщать и делать
анализ, запоминать и припоминать то, что
нужно в данный момент. Игра развивает
у детей фантазию, способность концентрировать
внимание. В игре у ребенка есть полная
свобода действий, в процессе которых
дети учатся контролировать свои поступки,
сдерживать желания, регулировать свое
поведение.
Таким образом, все важнейшие
психологические новообразования у детей
формируются именно в игровой деятельности.
Концепция дошкольного образования, ориентиры
и требования к обновлению содержания
дошкольного образования выдвигают ряд
достаточно серьёзных требований к сфере
познавательного развития детей дошкольного
возраста, частью которого является математическое
развитие. В связи с этим нас заинтересовала
проблема применения дидактических игр
для формирования элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста.
К. Д. Ушинский считал
игру свободной деятельностью ребенка,
вносящей в его развитие такой вклад, какой
не может сравниться ни с чем другим. Он
писал: «Игра есть свободная деятельность
дитяти, и если мы сравним интерес игры,
а ровно число и разнообразие следов, остановленных
ею в душе дитяти, с подобным влиянием
учения первых пяти-шести лет, то, конечно,
все преимущество останется на стороне
игры. Обучение в форме игры может и должно
быть интересно, занимательным, но никогда
развлекающим». В последние годы вопросы
теории и практики дидактической игры
разрабатывались и разрабатываются многими
исследователями: В.Н.Аванесовой, Ф.Н. Блехер,
3.М.Богуславской, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером,
Е.Ф.Иваницкой, Е.И. Радиной, А.И.Сорокиной,
Е.И.Удальцовой, А.П.Усовой, Б.И. Хачапуридзе.
Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь
обучения и игры, определилась структура
игрового процесса, основные формы и методы
руководства дидактическими играми. Однако
в данных работах не уделяется достаточного
внимания применению дидактических игр
в образовательной деятельности с дошкольниками,
что и объясняет научную значимость
данной работы.
Практическая значимость нашего исследования
предопределена тем, что результаты теоретического
и экспериментального изучения роли дидактических
игр в математическом развитии ребенка,
могут быть использованы воспитателями,
педагогами, психологами, занимающимися
с детьми дошкольного возраста.
Современные
условия характеризуются гуманизацией
познавательного процесса, обращением
к личности ребенка, развитию лучших его
качеств, формированию разносторонней
и полноценной личности. Реализация этой
задачи объективно требует качественно
нового подхода к обучению и воспитанию
детей, организации всего образовательного
процесса. В первую очередь, это означает
отказ от авторитарного способа обучения
и воспитания детей. Обучение должно быть
развивающим, обогащать ребенка знаниями
и способами умственной деятельности,
формировать познавательные интересы
и способности. Соответственно, должны
претерпеть изменения способы, средства
и методы обучения и воспитания детей.
В связи с этим особое значение приобретают
игровые формы обучения и воспитания детей,
в частности, дидактические игры.
Цель исследования – изучение роли дидактических
игр в математическом развитии дошкольников.
Объект исследования - дидактическая игра
как средство развития личности ребенка
дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактическая игра
в математическом развитии дошкольников.
В период работы над данной
проблемой познакомилась с вопросами
теории и практики дидактической игры
таких исследователей как А.П.Усовой, П.А.
Венгера, А.К. Бондаренко О.М.Дьяченко А.В.Запорожец,
Н.Я. Михайленко, Н.А.Коротковой и др. и
это явилось методологической
основой работы.
Гипотеза исследования: применение дидактических
игр на занятиях по математике с дошкольниками
поможет детям овладеть необходимыми
знаниями в этой области.
Задачи
исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую
литературу по данной проблеме.
- Изучить игровые технологии в обучении математике детей
дошкольного возраста;
- Определить значение дидактических
игр при формировании элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста.
- Экспериментально
изучить проблему применения дидактических
игр по математике у дошкольников.
Эксперимент проводился
на базе МАДОУ д/с № 5 с.Буздяк. В эксперименте приняли
участие ребенка в возрасте 6-7 лет подготовительной группы.
Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Глава I. Формирование
элементарных математических представлений
у детей дошкольного возраста
1.1.Педагогические
условия развития математических представлений
у дошкольников в свете реализации Федеральных
государственных образовательных стандартов
дошкольного образования.
Развитие
элементарных математических представлений
- это исключительно важная часть интеллектуального
и личностного развития дошкольника. В
старшем дошкольном возрасте проблема
развития элементарных математических
представлений актуализируется в наибольшей
степени, это связано с предстоящим переходом
ребенка к систематическому обучению
в школе. Многочисленными исследованиями
(Н.А. Менчинская, А.М. Леушина, Г.С. Костюк
и др.) доказано, что возрастные возможности
детей дошкольного возраста позволяют
формировать у них научные, хотя и элементарные,
начальные математические знания. При
этом подчеркивается, что в соответствии
с возрастом ребенка необходимо подбирать
и формы, и способ обучения. В связи с этим
на конкретных возрастных этапах создаются
наиболее благоприятные условия формирования
определенных знаний и умений.
Под формированием
элементарных математических представлений
многие авторы понимают целенаправленный
и организованный процесс передачи и усвоения
знаний, приемов и способов умственной
деятельности, предусмотренных программными
требованиями. Математические представления
являются средством математического развития
ребенка. При постановке и реализации
задач математического развития дошкольников
учитывают:
- закономерности становления
и развития познавательной деятельности,
умственных процессов и способностей,
личности ребенка в целом;
- возрастные возможности
дошкольников в усвоении знаний
и связанных с ними навыков
и умений;
- принцип преемственности
в работе детского сада и
школы.
Выделяют пять видов математических
представлений: количественные, величинные,
геометрические, пространственные и временные.
Среди задач по формированию элементарных
математических представлений у детей
выделяются главные, а именно:
- приобретение знаний
о множестве, числе, величине, форме,
пространстве и времени как
основы математического развития;
- формирование широкой
начальной ориентации в количественных,
пространственных и временных
отношениях окружающей действительности;
- формирование навыков
и умений в счете, вычислениях,
измерении, моделировании, общеучебных
умений;
- овладение математической
терминологией;
- развитие познавательных
интересов и способностей, логического
мышления, общее развитие ребенка.
З.А. Михайлова
рассматривая проблему формирования элементарных
математических представлений, отмечает,
что для возникновения мыслительной деятельности
ребенка необходимо подвести его к осознанию
способов выполнения какого-либо задания.
Это возможно при условии логико-математического
развития детей, которое предполагает
развитие умения анализировать (выделять
признаки), сопоставлять (видеть отличия),
обобщать (выделять закономерности). Следовательно,
под логико-математическим развитием
следует понимать подготовку мышления
детей к применяемым в математике способам
рассуждений. А.В. Белошистая формулирует
актуальные задачи курса предматематической
подготовки, ориентированной на развитие
мышления и познавательных способностей
старших дошкольников:
- обучение ребенка доступным
ему видам моделирования и
формирование на этой основе
начальных математических представлений
(число, величина, геометрическая фигура
и т.д.);
- формирование и развитие
общих приемов умственной деятельности
(классификация, сравнение, обобщение
и т.д.);
- формирование и развитие
пространственного мышления;
- формирование конструктивных
умений и развитие на этой
основе конструктивного мышления;
- формирование простейших
графических умений и навыков;
- подготовка к изучению
математики в начальной школе.
Согласно
ФГОС дошкольного образования содержание
образовательной работы должно, в том
числе обеспечивать развитие первичных
представлений о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе,
количестве, числе, части и целом, пространстве
и времени, движении и покое, причинах
и следствиях и др.). Стандарт предполагает
комплексный и интегрированный подход,
обеспечивающий развитие воспитанников
во всех заявленных взаимодополняющих
направлениях развития и образования
детей:
● социально-коммуникативное
развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно-эстетическое
развитие;
● физическое развитие.
Одним
из условий развития математических
представлений у дошкольников является
интеграция образовательных областей.
Интеграция (от лат integratio – соединение,
восстановление) представляет объединение
каких-либо элементов (частей) в целое
и процесс взаимного сближения и образования
взаимосвязей; объединение и структурирование
неупорядоченных явлений, повышение интенсивности
взаимодействия между элементами системы,
упорядоченное функционирование частей
целого; [2] объединение и структурирование
неупорядоченных явлений, повышение интенсивности
взаимодействия между элементами системы,
упорядоченное функционирование частей
целого. Анализ научной литературы
и исследования различных авторов (Л.М.Баженова,
А.М. Вербенец, Н.А. Ветлугина, О.В. Дыбина,
Т.И.Комарова, М.В. Лазарева, В.И. Логинова
и др.) рассматривают интеграцию на этапе
дошкольного образования. Мы выделили
несколько видов интеграции: межпредметная
интеграция (междисциплинарная); внутрипредметная
интеграция (внутридисциплинарная); интеграция
дидактических принципов; взаимодействие
методов и приемов воспитания и организации
непосредственной образовательной деятельности
детей (методическая интеграция); интеграция
разнообразных видов детской деятельности
(игровой, учебной, художественной, двигательной,
элементарно-трудовой); внедрение интегрированных
форм организации совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности
детей, имеющих сложную структуру и др.
О.В. Дыбина выделяет двух уровневую интеграцию:
интеграция основных направлений развития
ребенка (физическое, социально-личностное,
познавательно-речевое и художественно-эстетическое)
и интеграция образовательных областей.