Роль дидактической игры в математическом развитии дошкольника
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 18:54, курсовая работа
Описание работы
Практическая значимость нашего исследования предопределена тем, что результаты теоретического и экспериментального изучения роли дидактических игр в математическом развитии ребенка, могут быть использованы воспитателями, педагогами, психологами, занимающимися с детьми дошкольного возраста.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….… 4 Глава I. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…………………………….….8 1.1 Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников в свете реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.……………………………………..8 1.2. Дидактические игры в системе дошкольного образования…………….13 1.3 Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста………………………………...19 Выводы по главе I……………………………………………………………….23 Глава II. Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…………..24 2.1 Значение дидактических игр в формировании элементарных математических представлений дошкольников…………………………….24 2.2 Методические особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…………………………………………………………27 Выводы по главе II……………………………………………………………. 30 Глава III. Задачи, методы, организация исследования……………………..32 3.1. Задачи исследования…………………………………………………….32 3.2. Методы исследования…………………………………………………….32 3.3. Организация исследования………………………………………………32 3.4. Результаты исследования педагогического проекта по теме «Дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» для детей подготовительной к школе группе МАДОУ детский сад №5 с. Буздяк……….………………….32 Выводы по главе III …………………………………………………………... 40 Заключение…………………………………………………………………….41 Список литературы……………………………………………………………
- Возьмите правой рукой
за нос. А левой - за правое ухо.
- А теперь хлопните
в ладоши и поменяйте руки
местами.
- А теперь левой рукой
возьмитесь за нос, а правой - за
левое ухо.
- Хлопните в ладоши
и поменяйте руки местами.
- А теперь все движения
повторяйте в быстром темпе
с самого начала.
4. Основная
часть
а). Задачки – шутки.
Педагог:
- Послушайте задачки – шутки.
Над рекой летели птицы: голубь,
щука, две синицы, два стрижа и пять угрей.
Сколько птиц? Ответь скорей. (Дети отвечают)
Сколько стоит пятирублёвая
булочка? (Дети отвечают)
У палки два конца. Один конец
отпилили. Сколько концов у двух палок?
(Дети отвечают)
Бревно распилили на шесть частей.
Сколько надо сделать распилов? (Дети отвечают)
б). Работа
с карточками.
Педагог:
Сейчас я вам раздам карточки,
а вы внимательно послушайте задание.
Катина игрушка нарисована
в левом нижнем углу листа. Костина – в
правом
верхнем, Машина - в левом верхнем, а Ромина
- в правом нижнем. Найди и покажи стрелками,
где чья игрушка.
- Умницы, все
справились правильно.
в). Игра «Найди
двух одинаковых божьих коровок».
Педагог:
- А сейчас мы узнаем, кто у нас
самый внимательный.
На карточке надо найти двух
одинаковых божьих коровок.
(дети отыскивают одинаковых божьих
коровок.)
- Молодцы, все справились
с заданием.
г). Игра «Сколько?»
Педагог:
- Посмотрите, все божьи
коровки кажутся одинаковыми, но
на самом деле среди них
есть и непохожие на других.
Найдите их и сосчитайте. (Дети выполняют
задание).
- А теперь
следующее задание: котёнку снятся
чудесные сны. Сосчитайте и запишите
в табличку, сколько всего хвостов
у рыбок, сколько лап у щенков.
Сколько крыльев у птичек и сколько ушек
у мышек. (Дети выполняют
задание).
- Правильно все
сосчитали. Молодцы.
5. Итог занятия.
Педагог:
- Ребята, какое задание
вам понравилось?
- Что вызвало затруднение?
Тема: «Количество и счёт.
Решение задач на смекалку»
Цель: Обеспечить развитие у детей
временных представлений;
систематизировать знания детей
о числе 10 и цифре 10;
создать условия для развития
внимания, логического мышления
и речи.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: карточки с цифрами от 1-10
Раздаточный: карточки с цифрами от 1-10; индивидуальные
карточки с
заданиями; игра «Колумбово яйцо»
Ход занятия:
1. Организационный
момент.
Педагог:
- Здравствуйте, дети.
2. Повторение ранее
изученного материала.
а). временные представления
Педагог:
- Какое сейчас время
года? (ответы детей:
весна)
- Какие весенние месяцы
вы знаете? (дети называют)
- Какое сегодня число,
какой месяц? (ответы детей)
- Какой день недели? (ответы детей)
(среда)
- Если сегодня среда, то
какой день был вчера и какой
будет завтра? (ответы детей:
вчера был вторник, завтра - четверг)
- Посчитаем от 1-10 и обратно.
Кружки с какими цифрами перевёрнуты?
Почему именно с этими цифрами? (ответы детей:
цифра 3, потому что после 2 следует цифра3.
Перед цифрой 4 должна быть цифра 3. Между
цифрами 2 и 4 стоит цифра 3.
- Молодцы, правильно.
б). игра с цифрами
- А сейчас разложите
по порядку цифры от 1 до 10. Покажите
число: предыдущее 9; следующее за 7;
число больше, чем 5, но меньше, чем
7 . Покажите соседние числа 4, 8. Какое
число больше, чем 8 на один; меньше,
чем 10 на 1; (Дети выполняют
задание)
- Молодцы, все очень хорошо
справились.
- Дети, скажите, а кому
весной особенно трудно живётся?
(лесным жителям)
- Почему? (ответы детей)
- Я вчера получила письмо
из леса. Белочка просит о помощи:
ей нужно прислать посылку
с фруктами и овощами. Помогите
мне выбрать из предложенных
грибов и фруктов те, что белочка
ест. Но прежде чем вы их
возьмёте, надо решить пример, который
лежит около этого гриба или
фрукта.
- Молодцы. Белочка будет
рада. Сколько грибов мы положили
в посылку? (2)
- Положите эту цифру. Сколько
фруктов? (4)
- Чего в посылке больше
– грибов или фруктов? (фруктов)
3. Физкультминутка:
Хомячок.
Хомка, хомка, хомячок, полосатенький
бочок.
Хомка раненько встаёт, щёчки
моет, ушки трёт.
Прибирает хомка хатку и выходит
на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хочет хомка сильным стать.
4. Основная
часть
а). работа с карточкой.
Педагог:
- Ребята, у лесного короля
разбилось зеркало. Помогите королю
найти подходящий осколок, чтобы
склеить зеркало. (Дети выполняют
задание)
- Сколько углов у подходящего
осколка? (Дети отвечают)
- А теперь переверните
карточку и определите, какому
животному какая тень принадлежит.
(Дети выполняют
задание)
- Молодцы. Все справились.
- Ребята, в гости к нам
пришла девочка. Она просит вас
отгадать, как её зовут.
Выпишите буквы из левого ряда
цветов точно в такие же цветы в правом
ряду и прочитайте её имя. (Дети выполняют
задание)
б) логические задачки.
У Егора и Алёны живут дома животные.
У Алены попугай и канарейка, а у Егора
собака и кошка. У кого из детей живут дома
птицы? (ответы детей:
у Алёны)
Мама купила дочкам платья разного
цвета: красное и зелёное. У Ани платье
не красного цвета. Какого цвета платье
у каждой девочки? (ответы детей:
у Ани зелёное)
Даша и Наташа помогали маме.
Даша мыла фрукты, а Наташа овощи. Кто из
девочек мыл яблоки? (ответы детей:
Даша)
Трём братьям три, четыре и пять
лет. Максим младше Ильи, Илья младше Антона.
Кому сколько лет? (ответы детей:
Антон – 5; Илья- 4; Максим- 3)
- Молодцы, правильно решили
задачки.
в.) игра «Колумбово яйцо»
Педагог раздаёт
детям части игры.
Педагог:
- Ребята, сейчас вам надо
составить у себя на столе
яйцо из отдельных частей (Педагог помогает
детям, которые затрудняются)
- Молодцы, правильно выложили.
5. Итог занятия.
Педагог:
- Ребята, какое задание
вам понравилось на занятии? Что
вызвало затруднение? Как с ним
справились? Молодцы!