Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 18:54, курсовая работа
Практическая значимость нашего исследования предопределена тем, что результаты теоретического и экспериментального изучения роли дидактических игр в математическом развитии ребенка, могут быть использованы воспитателями, педагогами, психологами, занимающимися с детьми дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………….… 4
Глава I. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста…………………………….….8
1.1 Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников в свете реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.……………………………………..8
1.2. Дидактические игры в системе дошкольного образования…………….13
1.3 Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста………………………………...19
Выводы по главе I……………………………………………………………….23
Глава II. Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…………..24
2.1 Значение дидактических игр в формировании элементарных математических представлений дошкольников…………………………….24
2.2 Методические особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…………………………………………………………27
Выводы по главе II……………………………………………………………. 30
Глава III. Задачи, методы, организация исследования……………………..32
3.1. Задачи исследования…………………………………………………….32
3.2. Методы исследования…………………………………………………….32
3.3. Организация исследования………………………………………………32
3.4. Результаты исследования педагогического проекта по теме «Дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» для детей подготовительной к школе группе МАДОУ детский сад №5 с. Буздяк……….………………….32
Выводы по главе III …………………………………………………………... 40
Заключение…………………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………………………
В процессе таких дидактических игр как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети обучаются свободному оперированию числами в пределах 10 и сопровождению словами своих действий.
Такие дидактические игры, как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие можно использовать в свободное время для развития у дошкольников внимания, памяти, мышления.
Игра «Считай не ошибись!», помогает детям усвоить порядок следования чисел натурального ряда, упражняет в прямом и обратном счете. В игре применяется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитатель задает вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) нужно считать. Затем бросается мяч и называется число. Поймавший мяч, продолжает считать дальше в соответствии с обозначенным порядком. Игра имеет быстрый темп, задания многократно повторяются, чтобы как можно большее количество детей смогло принять в ней участие. Такие разнообразные дидактические игры, упражнения, используемые как на занятиях, так и в свободное время, помогают детям освоить программный материал. Для подкрепления изучения порядкового счета большую помощь оказывают таблицы со сказочными героями.
Вторая группа игр (игры - путешествие во времени) знакомит детей с днями недели. Воспитатель объясняет, что у каждого дня недели есть свое название. Для того, чтобы дети лучше ориентировались в названиях дней недели, их обозначают разноцветными кружочками. Процесс наблюдения проводится в течение нескольких недель, при этом дети обозначают кружочками каждый день. Это делается для того, чтобы у дошкольников появилась возможность самим сделать вывод о том, что последовательность дней недели не изменяется. Воспитатель рассказывает детям о том, что в названии дней недели звучит, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После проведения такой беседы детям предлагается поиграть в игры для того, чтобы закрепить знания о днях недели и их последовательности. Можно поиграть в игру «Живая неделя». Для этого к доске выходят 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, которые обозначают дни недели. Дети должны выстроиться в такой последовательности, в какой по порядку идут дни недели. Затем игру можно усложнить. Дети начинают построение с любого другого дня недели. В дальнейшем необходимо применять следующие игры: «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогут дошкольникам быстрее запомнить название дней недели, названия месяцев и их последовательность.
К третьей группе относятся игры, помогающие ориентироваться в пространстве. Пространственные представления дошкольников расширяются и закрепляются в процессе всех их видов деятельности. Задача педагога - обучить детей ориентировке в специально разработанных пространственных ситуациях и определению своего места по заданному условию. С помощью дидактических игр и упражнений дошкольники овладевают умением определять словом положение какого-либо предмета по отношению к другому. Например, справа от мишки стоит барабан, слева от мишки - заяц и т.д. Игрушку можно спрятать по отношению к любому ребенку (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызовет заинтересованность у дошкольников и организует их на занятие. Для того, чтобы повысить интерес детей с целью улучшения результата, можно использовать предметные игры с участием какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку», - «Ночью, когда в группе никого не было» - говорит воспитатель детям, - «к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит пошутить, поэтому он спрятал все игрушки, а в записке написал, где и как их можно разыскать». Затем детям показывается письмо, в котором написано: «Нужно встать перед столом воспитателя, потом пройти 3 шага влево и т.п.». Дети, выполняя задачу, находят игрушку. Затем, условие усложняется - т.е. в письме есть не описание местоположения игрушки, а только схема. По схеме детям нужно определить, где находится предмет.
Существует множество других игр и упражнений, которые развивают пространственное ориентирование у дошкольников: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие. Играя в дидактические игры данной группы, дети обучаются употреблению слов для обозначения положения разных предметов [13].
К четвертой группе относятся игры, направленные на закрепление знаний о форме геометрических фигур. В процессе данных игр детям предлагают узнать в окружающих их предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивают: «Какую геометрическую фигуру напоминает лист бумаги?» ( дно тарелки, поверхность крышки стола и т.п.). можно проводить игры типа «Лото». Детям предлагают посмотреть на картинки ( по 3-4 шт. на каждого), в которых они должны найти фигуру, похожую на ту, которая демонстрируется. Затем дети должны назвать и рассказать, что они нашли.
Дидактические игры типа «Геометрическая мозаика» можно применять как на занятиях, так и в свободное время, для закрепления знаний о геометрических фигурах, для развития внимания и воображения у дошкольников. Применение данных дидактических игр способствует развитию у дошкольников памяти, внимания, мышления [20].
К пятой группе относятся так называемые логические игры. Очень часто используются «Логические блоки Дьенеша» для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В дидактический набор «Логические блоки» входят 48 объемных геометрических фигур, которые различаются по форме, размеру, цвету и толщине. Каждую фигуру можно охарактеризовать четырьмя свойствами. В наборе нет одинаковых фигур по всем свойствам.
В процессе игры с логическими блоками (разбить, выложить по определенным правилам, перестроить и др.) дошкольники получают мыслительные умения, важными для общего интеллектуального развития (анализ, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование-декодирование, а также логические операции «не», «и», «или»).
Специально разработанные дидактические игры и упражнения развивают у детей элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков тренируются внимание, память, восприятие.
Выводы по главе I
Математика является одним из основных предметов, которые должен знать человек. У математики есть уникальный развивающий эффект. При ее изучении развивается память, речь, воображение, эмоции, формируется настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основной целью занятий математикой является создание у ребенка ощущения уверенности в своих силах, основанного на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
Для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста можно использовать разнообразные дидактические игры.
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Глава II. Роль дидактических игр в формировании
элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста
2.1 Значение дидактических игр в формировании
элементарных математических представлений дошкольников
Математическое развитие детей дошкольного возраста – это качественные изменения в познавательной сфере детей, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и логических операций, связанных с ними. Математическое развитие является значимым компонентом в формировании «картины мира» детей [27].
Самым эффективным приемом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений считается использование в процессе обучения в дошкольном учреждении различных дидактических игр.
Дидактические игры помогают детям разобраться в некоторых сложных математических понятиях, в формировании представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы. Дидактические игры интересуют детей намного больше, чем традиционные задания, игры привлекают детей и тем самым становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и т.д.
Игры, которые развивают восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности, направлены на умственное развитие дошкольников в целом.
Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. В процессе дидактической игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений дети приобретают новые знания, умения, навыки. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования. Игра станет средством воспитания, при условии ее включения в целостный педагогический процесс. Руководя игровой деятельностью детей, организуя их жизнь в игре, педагог оказывает воздействие на все стороны развития личности ребенка: чувства, сознание, волю и поведение.
Значение простого, но занимательного математического материала определяется, учитывая возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития и воспитания: активизация умственной деятельности, повышение интереса средствами математического материала, увлечение и развлечение детей, развитие ума, расширение, углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, формирование навыков их применения в других видах деятельности [18].
Таким образом, приобщение детей к математике в игровой и занимательной форме может помочь ребенку в будущем быстрее и легче осваивать школьную программу.
В настоящее время педагоги используют систему дидактических игр. В отличие от других видов игр, они формируют у детей принципиально новые знания, которые невозможно получить прямо из окружающей действительности, так как их содержание составляют абстрактные понятия математики. Основная их задача - подготовить мышление дошкольников для восприятия фундаментальных математических понятий: «множество и операции над множествами», «функция», «алгоритм» и т. д. В этих играх необходимо использовать специфические дидактические материалы, подобранные по определенным признакам. Моделируя математические понятия, можно выполнить логические операции: разбить множества на классы, отыскать объекты по необходимым и достаточным критериям и т. д. Игры, содержание которых направлено на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат действовать с обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления.
Обучающая функция дидактических игр станет гораздо эффективнее, при условии, что игры будут применяться в вариативной системе, предполагающей постепенное усложнение по содержанию, по структуре, связанной с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.
Дидактические игры включаются непосредственно в структуру занятий для повышения эффективности реализации программных задач. Место дидактических игр в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений зависит от возраста детей, цели, назначения, содержания занятия. Дидактические игры можно использовать как учебное задание, упражнение, направленное на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие полностью целесообразно проводить в форме игры. Дидактические игры играют большую роль и в конце занятия при воспроизведении, закреплении ранее изученного материала [14].
В формировании у детей математических представлений большую роль играют занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения, которые имеют характерные отличия от стандартных учебных заданий и упражнений необычностью постановки проблемы (найди, догадайся), эффектом неожиданности преподнесения ее от имени какого-нибудь литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличаются от дидактических игр по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли воспитателя. Как правило, в их структуру не включаются все структурные элементы дидактических игр (дидактические задачи, правила, игровые действия). Их задача – упражнять детей, вырабатывая у них умения, навыки. В младшей группе обычные учебные упражнения можно в виде игры и тогда они получат роль метода ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнения проводит педагог (дает задание, контролирует результат), однако дети при этом получают меньше самостоятельности, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении практически отсутствуют.
Не смотря на разнообразие дидактических игр, их главной задачей является развитие логического мышления, а именно способность установить простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому также могут способствовать игровые упражнения на нахождение фигуры, пропущенной в ряду.
Систематическое использование специальных дидактических игр играет огромную роль в пробуждении у детей дошкольного возраста интереса к математическим знаниям, совершенствовании познавательной деятельности, в общем умственном развитии.
Информация о работе Роль дидактической игры в математическом развитии дошкольника