Логические задачи
и головоломки
Цель: Развитие вариативного мышления,
фантазии, творческих способностей; развитие
речи, умения аргументировать свои высказывания,
строить простейшие умозаключения; формирование
приёмов умственных действий (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация,
аналогии); увеличение объёма внимания
и памяти;
Логические задачи помогут детям освоить
логическую операцию «сериации», лучше
ориентироваться в пространстве. Загадки
и предлагаемые упражнения позволят овладеть
такими логическими операциями мышления,
как анализ и синтез, способность рассуждать,
делать выводы.
Самый важный этап работы над проектом
продолжался в течение 4 месяцев. На занятиях
математики широко использовались разработанные
дидактические игры (Приложение А)
Написаны планы-конспекты занятий с активным
использованием дидактических игр, направленных
на развитие математических способностей дошкольников. (Приложение Б)
Было предположено, что при
использовании дидактических игр на занятиях
математикой у детей старшего дошкольного
возраста будут сформированы следующие
умения:
- выделять и выражать в речи
признаки сходства и различия отдельных
предметов и совокупностей.
- считать в пределах 10 в прямом
и обратном порядке, правильно пользоваться
порядковыми и количественными числительными.
- сравнивать, опираясь на наглядность,
рядом стоящие числа в пределах 10.
- называть для каждого числа
в пределах 10 предыдущее и последующее
числа.
- определять состав чисел первого
десятка на основе предметных действий.
- соотносить цифру с количеством
предметов.
- составлять и решать задачи.
- измерять длину предметов.
- разбивать фигуры на несколько
частей и составлять целые фигуры из их
частей.
- ориентироваться на листе
бумаги в клетку.
- называть части суток, последовательность
дней в неделе, последовательность месяцев
в году.
- продолжать заданную закономерность.
- узнавать, называть геометрические
фигуры, находить в окружающей обстановке
предметы, сходные по форме. А также будут
сформированы приёмы умственных действий
(анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, аналогия).
В мае 2014г. была проведена диагностика , целью которой
было выявление успешности обучения дошкольников
математическим представлениям по разработанной
системе развивающих игр.
Для диагностики используется комплекс
методик, состоящий из различных заданий.
Например, некоторые из них:
- Задания,
направленные на выявления знаний количественных
отношений в натуральном ряду чисел, количественный
состав числа; сложение, вычитание.
- Задания, направленные на ознакомление
с плоскими геометрическими фигурами;
выделение сходных и отличительных признаков
геометрических фигур; определение формы
предметов, сравнение их с геометрическими
фигурами.
- Задание,
направленное на умение ориентироваться
в пространственных отношениях: справа
– слева, впереди - позади, вверху - внизу,
на, под, над.
- Задание,
направленное на определение умений ориентироваться
во времени.
Оценка выполнения
заданий:
высокий уровень - задание выполнено
правильно,
средний уровень - при выполнении
задания допущено 2-3 ошибки.
низкий уровень - при выполнении
задания допущено 3-4 ошибки.
Все результаты диагностирования детей
заносятся в итоговую таблицу, по которой
виден рост развития элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста.
В результате использования дидактических
игр в образовательной деятельности по
математике были зафиксированы изменения
в развитии элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного
возраста: в группе значительно увеличилось
количество детей с высокими показателями.
В процентном отношении это составило
более 50% от предыдущих показателей диагностики.
|
Сентябрь 2013г. |
Май 2014г. |
Количество детей |
20 |
20 |
Высокий уровень развития |
5% |
55% |
Средний уровень развития |
39 % |
45% |
Ниже среднего |
56% |
0% |
Данные
диагностики полностью подтвердили гипотезу
о том, что развитие элементарных математических
представлений у дошкольников посредством
дидактических игр будет эффективно при
условии использования игровых методов
и приемов в образовательном процессе.
Выводы по главе III
Педагогический проект «Дидактические
игры как средство развития элементарных
математических представлений у детей
дошкольного возраста» реализован полностью.
На основании анализа итоговой диагностики
можно сделать вывод о том, что накопление
математических навыков и представлений
происходит с помощью дидактических игр,
в процессе которых дошкольник приобретает
отчетливые числовые представления и
умение ориентироваться в пространстве,
правильное употребление слов: направо,
налево, вверх, вниз, прямо, поровну, одинаково,
пополам. Большую пользу принесли игры
и упражнения на составление фигур из
частей, сопоставление форм и предметов
с геометрическими образцами. Эти игры
способствовали развитию зрительного
анализа. Таким образом, игры, используемые
в образовательной деятельности по математике,
содействуют математическому развитию
детей дошкольного возраста. Теоретическая
и практическая значимость проекта заключается
в том, что изучено значение дидактических
игр как основы математического развития
э детей дошкольного возраста, разработана
вариативная форма использования игр
на занятиях математикой, которая апробирована
и подтверждена результатами диагностики.
Используя различные развивающие игры
в работе с детьми, мы убедилась в том,
что, играя, дети лучше усваивают программный
материал, правильно выполняют сложные
задания. Применение дидактических игр
повышает эффективность педагогического
процесса.
Заключение
Цель исследования заключалась
в изучении роли дидактических игр в формировании
элементарных математических представлений
у детей дошкольного возраста.
Для ее достижения был выполнен
анализ психолого-педагогической литературы,
рассмотрено применение дидактических
игр в образовательном процессе дошкольников,
изучены возможности применения дидактических
игр для формирования элементарных математических
представлений у дошкольников.
По результатам анализа, мы
можем сделать следующие выводы:
- Дидактическими называются
игры, которые разработаны для детей с
целью их обучения.
- Основными структурными компонентами
дидактической игры являются игровой
замысел или задача, игровые действия
и правила игры. При отсутствии хотя бы
одного из компонентов может снизиться
ее воспитательно-образовательное воздействие.
- Дидактические игры по формированию
элементарных математических представлений
делятся на пять групп:
1. Игры с цифрами и
числами
2. Игры путешествие во
времени
3. Игры на ориентирование
в пространстве
4. Игры с геометрическими
фигурами
5. Игры на логическое
мышление
- Дидактические игры, направленные
на формирование элементарных математических
представлений у дошкольников помогают
детям разобраться в некоторых сложных математических понятиях, в формировании представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы, а в целом развивают
восприятие, внимание, память, мышление,
творческие способности, умственное развитие.
- Систематическое использование
специальных дидактических игр играет
огромную роль в пробуждении у детей дошкольного
возраста интереса к математическим знаниям,
совершенствовании познавательной деятельности,
в общем умственном развитии.
- Успешность руководства дидактическими
играми зависит от отбора и продумывания
программного содержания, четкого определения
задач, определения места и роли в воспитательном
процессе, взаимодействия с другими играми
и формами обучения. Педагогическое руководство
должно развивать и поощрять познавательную
активность, самостоятельность и инициативу
дошкольников.
Список литературы
- Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.
- Бондаренко, А.К. Дидактические
игры в детском саду / А.К. Бондаренко. –
М.: Просвещение, 1985.
- Будько, Т.С. Теория и методика
формирования элементарных математических
представлений у дошкольников: конспект
лекций / Под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный
университет им. А.С. Пушкина, - Брест: Издательство БрГУ, 2006.
- Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989 г.
- Веракса Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мазаика-Синтез 2014г.
- Веракса, Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Дошк. воспитание, 1996. - № 5.
- Водопьянов, Е.Н. Формирование
начальных геометрических понятий у дошкольников.
/ Е.Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000. - № 3.
- Глаголева, Л.В. Сравнение величин
предметов в нулевых группах школ. // Работник
просвещения. - 1930. - С. 4-6, 12-13.
- Давайте поиграем. Математические
игры для детей 5-6 лет. / Под ред. А.А. Столяра.
- М.: Просвещение, 1991.
- Дурова, Н.В. Ступеньки к познанию:
пособие для занятий родителей с детьми
5-6 лет. / Н.В. Дурова, В.П. Новикова. - М.: Детство
- пресс, 2003.
- Интеграция образовательных
областей в педагогическом процессе ДОУ
/под ред.О.В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Канашевич, Т. Математика. Пространственные отношения. - М.: Современная школа, 2008.
- Каразану, В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н. Каразану. // Дошк. воспитание, 2000. - № 5.
- Корнеева, Г.А. Методические
указания к изучению курса «Формирование
элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусеибова. - М., 2000.
- Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.
- Менчинская, Н.А. Психология обучения арифметике. АПН РСФСР, 1955.
- Метлина, А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение,
1985.
Михайлова З.А. Носова Е.А., Столяр
А.А. и др. Теории и технологии математического
развития детей дошкольного возраста.
- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Новикова, В.П. Мои часы: Время,
часы, календарь: практические занятия:
для детей 5-7 лет. - М.: Карапуз, 2003.
- Новикова, В.П. Геометрическая
мозаика в интегрированных занятиях. /
В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. - М.: Мозаика
- Синтез, 2007.
- Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические
сочинения.Т-1.,-М.: Педагогика, 1981.
- Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два - ступенька» Практический курс математики для дошкольников. Москва 2010 г.
- Помораева, И.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа/ Мозаика-Синтез, 2014.
- Сорокина А.И. Дидактические
игры в детском саду. - М.: Просвещение,
1982. - 96 с.
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. - М.: ВАКО, 2000
- Федосеева П.Г. «Игровая деятельность на занятиях по математике» (подготовительная группа) Волгоград « Корифей » 2009 г.
- Щербакова Е. И. Теория и методика
математического развития дошкольников:
Учеб. пособие: Издательство НПО «МОДЭК»,
2005. - 392 с.
Приложение.
Приложение А
«Матрешки»
Цель: упражнять в порядковом
счете; развивать внимание, память.
Материал. Цветные косынки от
5 до 10.
Содержание. Выбирается водящий.
Дети повязывают косынки и становятся
в ряд — это матрешки. Они пересчитываются
вслух по порядку: первая, вторая, третья
и т. д. Водящий запоминает, на котором
месте стоят все матрешки и выход? за дверь.
В это время две матрешки меняются местами.
Водящий входит и говорит, что изменилось,
например: «Красная матрешка была пятой,
а стала второй, а вторая стала пятой»
Иногда матрешки остаются на местах.
«Сложи из
палочек»
Цель: упражнять в составлении
из палочек геометрические фигуры.
Материал: счетные палочки на
каждого ребенка.
Содержание. Ребенок по образцу
выкладывает из счетных папочек какое
- либо изображение или фигуру.
«Аэродром»
Цель: упражнять в счете
предметов и в порядковом счете в пределах
10. Материал. Игрушки ( самолеты, 5ракеты).