Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 18:54, курсовая работа
Практическая значимость нашего исследования предопределена тем, что результаты теоретического и экспериментального изучения роли дидактических игр в математическом развитии ребенка, могут быть использованы воспитателями, педагогами, психологами, занимающимися с детьми дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………….… 4
Глава I. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста…………………………….….8
1.1 Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников в свете реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.……………………………………..8
1.2. Дидактические игры в системе дошкольного образования…………….13
1.3 Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста………………………………...19
Выводы по главе I……………………………………………………………….23
Глава II. Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…………..24
2.1 Значение дидактических игр в формировании элементарных математических представлений дошкольников…………………………….24
2.2 Методические особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…………………………………………………………27
Выводы по главе II……………………………………………………………. 30
Глава III. Задачи, методы, организация исследования……………………..32
3.1. Задачи исследования…………………………………………………….32
3.2. Методы исследования…………………………………………………….32
3.3. Организация исследования………………………………………………32
3.4. Результаты исследования педагогического проекта по теме «Дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» для детей подготовительной к школе группе МАДОУ детский сад №5 с. Буздяк……….………………….32
Выводы по главе III …………………………………………………………... 40
Заключение…………………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………………………
2.2 Методические особенности использования дидактических игр
в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Педагог организует дидактические игры с дошкольниками в трех основных направлениях:
На первом этапе:
На втором этапе процесс проведения дидактических игр состоит из:
Самый ответственный момент в руководстве игрой – подведение ее итогов, т. к. по результатам, которые дети получают в игре, можно судить об ее эффективности, о том, можно ли ее использовать в самостоятельной игровой деятельности дошкольников.
В конце игры (третий этап) воспитатель должен спросить у детей, понравилась ли им игра, и пообещать, что в следующий раз они поиграют в новую игру, и она также будет интересной. Как правило, дети с нетерпением ждут этого дня.
При анализе проведенной игры выявляются приемы ее подготовки и проведения: какие приемы оказались наиболее эффективны в достижении поставленной цели, что не получилось и по каким причинам. Это поможет в усовершенствовании подготовки и процесса проведения дидактической игры, избежать ошибок. Помимо этого, анализ дидактической игры способствует выявлению индивидуальных особенностей в поведении и характере дошкольников и, значит, правильно организовать процесс индивидуальной работы с ними.
Следует учесть, что в дидактической игре необходимо гармоничное сочетание наглядных пособий, слов педагога и действий самих детей с дидактическими предметами. К наглядным пособиям можно отнести:
1) предметы, являющиеся материальным центром игры, с ними играют дети;
2) картинки, которые изображают
предметы и манипуляции с ними,
отчетливо выражающие
3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.
При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.
Необходимо помнить, что чрезмерное усиление обучающих моментов может ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а чрезмерное усиление занимательности уведет игру от задачи обучения.
В дидактических играх всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения ее замысла в связи с инициативой, проявляемой дошкольниками, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах ограниченного времени является большим искусством. Воспитатель может уплотнить время, прежде всего, за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является основным условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.
Огромное значение для умственного развития в целом и формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в частности имеют дидактические игры, которые оказывают активное влияние на формирование умственных действий, необходимых, чтобы познавать окружающий мир и решать практические задачи.
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений не только расширяют, но и закрепляют знания дошкольников о количестве, величине, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени, развивают логическое мышление.
Содержание игры помогает выявить закономерности, связи и зависимости предметов и явлений окружающей среды.
Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельного мышления, а главное – учит осваивать способы познания.
Успешность руководства дидактическими играми зависит от отбора и продумывания программного содержания, четкого определения задач, определения места и роли в воспитательном процессе, взаимодействия с другими играми и формами обучения. Педагогическое руководство должно развивать и поощрять познавательную активность, самостоятельность и инициативу дошкольников.
Глава III. Задачи, методы, организация исследования
3.1. Задачи исследования
3.2. Методы исследования.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы
исследования:
3.3. Организация исследования.
Все исследование, проводимое в рамках написания курсовой работы, проходило несколько этапов:
С целью выявления проблемной ситуации была проведена обзорно-аналитическая работа по анализу научных данных о роли дидактических игр в математическом развитии дошкольников.
Сравнение предметов
Цель: развитие умений различать предметы по величине, длине, ширине и толщине; формирование представлений о свойствах предметов.
Пространственно – временные представления
Геометрические фигуры
Цифры и числа
Информация о работе Роль дидактической игры в математическом развитии дошкольника