Роль дидактической игры в математическом развитии дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Практическая значимость нашего исследования предопределена тем, что результаты теоретического и экспериментального изучения роли дидактических игр в математическом развитии ребенка, могут быть использованы воспитателями, педагогами, психологами, занимающимися с детьми дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….… 4
Глава I. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста…………………………….….8
1.1 Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников в свете реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.……………………………………..8
1.2. Дидактические игры в системе дошкольного образования…………….13
1.3 Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста………………………………...19
Выводы по главе I……………………………………………………………….23
Глава II. Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…………..24
2.1 Значение дидактических игр в формировании элементарных математических представлений дошкольников…………………………….24
2.2 Методические особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…………………………………………………………27
Выводы по главе II……………………………………………………………. 30
Глава III. Задачи, методы, организация исследования……………………..32
3.1. Задачи исследования…………………………………………………….32
3.2. Методы исследования…………………………………………………….32
3.3. Организация исследования………………………………………………32
3.4. Результаты исследования педагогического проекта по теме «Дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» для детей подготовительной к школе группе МАДОУ детский сад №5 с. Буздяк……….………………….32
Выводы по главе III …………………………………………………………... 40
Заключение…………………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 100.18 Кб (Скачать файл)

 

            2.2 Методические особенности использования дидактических игр

в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

 

Педагог организует дидактические игры с дошкольниками в трех основных направлениях:

    1. подготовка к проведению дидактической игры;
    2. проведение дидактической игры;
    3. анализ дидактической игры.

На первом этапе:

    • игры отбираются в соответствии с задачами воспитания и обучения: для углубления и обобщения знаний, развития сенсорных способностей, активизации психических процессов (памяти, внимания, мышления и речи) и др.;
    • устанавливается соответствие выбранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
    • определяется наиболее удобное время для проведения дидактической игры (на занятиях или в свободное от занятий время);
    • выбирается место для  игры, где дети могут спокойно поиграть;
    • определяется количество играющих (дети всей группы, разбивка на подгруппы, индивидуально);
    • подготавливается необходимый дидактический материал для выбранной игры (игрушки, различные предметы, картинки, музыкальный фон);
    • определение воспитателем хода игры, методы руководства игровой деятельностью.
    • дети готовятся к игре: получают новые знания, представления о предметах и явлениях, необходимые для решения игровых задач.

На втором этапе процесс проведения дидактических игр состоит из:

    • ознакомления дошкольников с содержанием игры, с дидактическими материалами, которые будут использованы в игре (показ игрушек, предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой будут уточняться знания и представления дошкольников о них);
    • объяснения хода и правил игры. При этом педагог особенно обращает внимание на поведение дошкольников в соответствии с правилами игры, на четкость выполнения правил;
    • показа игровых действий. В процессе показа педагог учит ребят правильному выполнению действий, говоря, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
    • определения роли педагога в игре, его участия в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в дидактической игре определяется возрастом дошкольников, уровнем их знаний, сложностью задачи, игровых правил. Принимая участие в игре, воспитатель контролирует действия участников при помощи совета, вопросов, напоминания.

Самый ответственный момент в руководстве игрой – подведение ее итогов,  т. к. по результатам, которые дети получают в игре, можно судить об ее эффективности, о том, можно ли ее использовать в самостоятельной игровой деятельности дошкольников.  

В конце игры (третий этап) воспитатель должен спросить  у детей, понравилась ли им игра, и пообещать, что в следующий раз они поиграют в новую игру, и она также будет интересной.  Как правило, дети с нетерпением ждут этого дня.

При анализе проведенной игры выявляются приемы ее подготовки и проведения: какие приемы оказались наиболее эффективны в достижении поставленной цели, что не получилось и по каким причинам. Это поможет в усовершенствовании подготовки и процесса проведения дидактической игры, избежать ошибок. Помимо этого, анализ дидактической игры способствует выявлению индивидуальных особенностей в поведении и характере дошкольников и, значит, правильно организовать процесс индивидуальной работы с ними.

Следует учесть, что в дидактической  игре необходимо гармоничное сочетание  наглядных пособий, слов педагога  и действий самих детей с дидактическими предметами. К наглядным пособиям можно отнести:

1) предметы, являющиеся материальным  центром игры,  с ними играют  дети;

2) картинки, которые изображают  предметы и манипуляции с ними, отчетливо выражающие назначение, характерные признаки предметов, свойства материалов;

3) наглядный показ, пояснение  словами игровых действий и  выполнение игровых правил.

При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

Необходимо помнить, что чрезмерное усиление обучающих моментов может ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а чрезмерное усиление занимательности уведет игру от задачи обучения.

В дидактических играх всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения ее замысла в связи с инициативой, проявляемой дошкольниками, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах ограниченного времени является большим искусством. Воспитатель может уплотнить время, прежде всего, за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является основным условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

 

Выводы по главе II

Огромное значение для умственного развития в целом и формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в частности имеют дидактические игры, которые оказывают активное влияние на формирование умственных действий, необходимых, чтобы познавать окружающий мир и решать практические задачи.

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений не только расширяют, но и закрепляют знания дошкольников о количестве, величине, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени, развивают логическое мышление.

Содержание игры помогает выявить закономерности, связи и зависимости предметов и явлений окружающей среды.

Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельного мышления, а главное – учит осваивать способы познания.

Успешность руководства дидактическими играми зависит от отбора и продумывания программного содержания, четкого определения задач, определения места и роли в воспитательном процессе, взаимодействия с другими играми и формами обучения. Педагогическое руководство должно развивать и поощрять познавательную активность, самостоятельность и инициативу дошкольников.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Задачи, методы, организация исследования

            3.1. Задачи исследования

Задачи:

         Изучить игровые технологии  в обучении математике детей дошкольного возраста на опыте работы с детьми подготовительной группы МАДОУ д/с №5 с.Буздяк.

 

3.2. Методы исследования.

Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы

исследования:

  1. Методы отбора текущей информации. Среди разнообразия этих методов был использован метод педагогического анализа и оценки, а так же обобщение педагогического опыта.

 

3.3. Организация исследования.

Все исследование, проводимое в рамках написания курсовой работы,   проходило  несколько   этапов:

  1. Выбор темы исследования;
  2. Выявление проблемной ситуации и постановка проблемы.

С целью выявления проблемной ситуации  была проведена обзорно-аналитическая работа по анализу   научных данных о роли дидактических игр в математическом развитии дошкольников. 

  1. Следующим этапом был сбор и обработка основного фактического материала, его группировка, анализ и обобщение.

           4. На завершающем этапе основой, стала обработка материала по изучению   педагогического проекта по теме  «Дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» для детей подготовительной к школе группе  МАДОУ детский сад №5 с.Буздяк

            3.4. Результаты исследования педагогического проекта по теме  «Дидактические игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» для детей подготовительной к школе группе  МАДОУ детский сад №5 с. Буздяк

                     Проект рассчитан для детей подготовительной группы, тип проекта долгосрочный, рассчитан на учебный год (сентябрь 2013г – май 2014г.)

Работа над проектом  проводилась в четыре этапа.

            На первом этапе (сентябрь-октябрь) проводилось тестирование группы детей с целью выявления их уровня развития элементарных математических представлений. Изучалась и анализировалась литература. Были изучены  произведения и статьи педагогов-новаторов и педагогов-классиков.

           На втором этапе (ноябрь-декабрь) разрабатывалась система развивающих игр.

           Основной этап работы над проектом проходил с января по апрель. В этот период были созданы условия для внедрения разработанной системы развивающих игр в процесс обучения дошкольников математике.

          Четвёртый этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования развивающих игр и игровых приемов в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Диагностика, анализ полученных результатов.

            В сентябре 2013г. в подготовительной к школе группе было проведено тестирование детей с целью выявления их уровня развития элементарных математических представлений. В нём участвовали 20 детей 6-7 лет. Детям были предложены тесты  на  выявление математических представлений. В результате тестирования было обнаружено, что дети не способны оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине; сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности; самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур; выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер; группировать их по признакам, решать логические задачи. В качестве критериев оценки уровня развития элементарных математических представлений использовалась уровневая система. На этом же этапе работы была изучена литература . Затем начался период разработки и систематизации развивающих игр. Было выделено 5 классов игр, направленных на развитие у дошкольников элементарных математических представлений. Игры  подобраны в соответствии с возрастом детей,  с  особенностями  их   психического развития и  постепенного усложнения.

-          Сравнение предметов

-         Пространственно – временные представления

-        Геометрические фигуры и величины

-       Цифры и числа

-         Логические задачи и головоломки

 

 Сравнение предметов

 

 Цель: развитие умений различать предметы по величине, длине, ширине и толщине; формирование представлений о свойствах предметов.

Игры, которые включены в данный раздел, способствуют развитию основных механизмов восприятия человеком свойств окружающего мира.

 

 Пространственно – временные представления

Цель: Развитие навыков восприятия пространства: как далеко, близко;         на - над, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху – снизу; выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще – тоньше, раньше – позже; позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра; установление последовательности событий, последовательности частей суток, дней в неделе, месяцев в году; ориентировка на листе бумаги в клетку.

Пространственные представления расширяются и закрепляются  в  упражнениях на ориентировку в пространстве.

 

 Геометрические фигуры

Цель: Развитие умения различать геометрические фигуры по форме; составление фигур из частей и деление фигур на части, конструирование фигур из палочек; формирование представлений о точке, прямой, луче, многоугольнике, углах.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур  формировали умение узнавать в окружающих предметах круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр; находить предметы одинаковой и разной формы (книга, картина, полотенце – прямоугольные; тарелка, блюдце, часы - круглые и т. д.) С помощью взрослого дети выкладывают из геометрических фигур различные узоры и предметы.

 

 Цифры и числа

Цель: Формирование понятия «один» и «много»; образование последующего числа путём прибавления единицы; состав чисел первого десятка, число ноль и его свойства; формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10; решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

            Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра. С помощью воспитателя дети овладевают количественным и порядковым счётом в пределах 20, сравнивают числа по месту, которое они занимают в числовом ряду, начинают понимать количественное и порядковое значение  числа. Дети упражняются в счёте, отсчитывании, воспроизведении количества предметов и их изображений  на карточках, картинках, а также звуков, движений; учат сравнивать совокупности предметов, сопоставляя их элементы, различать и  сравнивать параметры протяженности; углублять понятие «единица»: знакомятся с количественным составом числа из единиц, с отношением части и целого на основе деления предметов на равные части, расчленения множеств на части  и объединения их в единое целое. В математике важным является не качество предметов, а их количество. В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа.

Информация о работе Роль дидактической игры в математическом развитии дошкольника