Теоретические основы формирования вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 07:34, курсовая работа

Описание работы

Добиться овладения учащимися с нарушением интеллекта доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь-главная задача обучения математике. В специальных исследованиях В.А. Крутецкого показано, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним).

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования вычислительных навыков в пределах первого десятка у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
1.1 Значение формирования математических представлений у детей
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта и особенности усвоения ими математических знаний
Глава 2. Изучение сформированности вычислительных навыков в пределах первого десятка у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3 Система задач и упражнений на формирование вычислительных навыков в пределах первого десятка у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

математика курсовая печать.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Многократная повторяемость подобных упражнений приводит к тому, что форма задания не отвлекает учеников, и внимание их сосредоточивается на счете.

Учащиеся выполняют практические задания: обводку, лепку, аппликацию, раскрашивание, связывая эту работу со счетом. Учитель просит обвести три кружка, раскрасить два гриба, наклеить три листочка дуба, вылепить четыре шарика.

Уроки математики должны быть тесно связаны с уроками ручного труда, рисования: учащиеся лепят большие и маленькие шарики, пересчитывают их, лепят грибы, овощи, фрукты и они становятся предметом счета на уроках математики.

Сравнение предметных совокупностей. Сравнение чисел.

Учащиеся должны хорошо усвоить, что все числа, предшествующие данному (те, которые стоят в числовом ряду перед данным числом, раньше его, ближе к началу числового ряда), меньше данного, а все последующие числа (те, которые стоят после данного в числовом ряду, дальше от начала) больше данного. Использование иллюстративной таблицы с изображением множеств и чисел, а также «числовой лестницы» поможет учащимся в сравнении чисел, известного им отрезка числового ряда.

Обучение сложению и вычитанию в пределах 10.

При изучении состава чисел первого десятка необходимо использовать как можно больше различных предметов. Это ускорит запоминание состава числа.

При изучении состава числа в качестве дидактического материала необходимо использовать пальцы рук ребенка (это «пособие» всегда налицо). Надо научить ребенка любое число первого десятка представлять на пальцах и раскладывать на две группы с помощью пальцев.

Для закрепления состава чисел наряду с пальцами надо использовать работу с косточками на первой проволоке счетов. Лучшему запоминанию состава чисел способствуют упражнения с частичным использованием предметных пособий и без них.

Важно систематически повторять с учащимися состав чисел.

Школьники с нарушением интеллекта с большим трудом улавливают связь между сложением и вычитанием. Понимание этой связи достигается только практически.

 

 

 

 

Заключение

Целью нашего исследования было   изучить теоретически и определить состояние сформированности вычислительных навыков в пределах первого десятка у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую, теоретическую и методическую литературу по теме сформированности вычислительных навыков в пределах первого десятка у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Анализ литературных источников показал, что для успешного формирования вычислительных навыков  дети с нарушением интеллекта должны приобрести наглядно-практический опыт, что усвоение ими вычислительных приемов возможно только путем опоры на наглядность и иллюстрирования каждого выражения.

 2. Определить степень разработанности проблемы в теории и практики специальной педагогики. Анализ методических основ преподавания математики в школе VIII вида дает возможность сделать вывод, что в настоящее время в методике обучения математике сделаны значительные шаги в поисках эффективных дидактических приемов корригирующего обучения математики на основе учета особенностей умственной деятельности учащихся и усвоения ими математических знаний.

3. Выявить особенности сформированности математических знаний, умений и навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.  После изучения особенностей сформированности вычислительных навыков мы пришли к выводу, что для успешного обучения учащихся школы VIII вида математике учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причины умственной отсталости каждого ученика, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учетом его психофизических особенностей, степени дефекта. Это даст возможность правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы.

4. Провести исследование  сформированности математических знаний, умений и навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

В эксперименте участвовало 6 учащихся 1 класса. В качестве метода исследования использовался метод наблюдения, для проверки сформированности вычислительных навыков, использовались самостоятельная работа и математический диктант.

5.Оформить результаты  работы.

Как показало исследование, сформированность математических знаний, умений и навыков имеет положительную динамику у 67% учащихся.  Из числа участников эксперимента только 1 ученик справился со всеми заданиями.

Результаты исследования показали актуальность выдвинутой нами темы сформированности вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Для повышения уровня сформированности вычислительных навыков, на разных этапах урока математики  систематически использовать игры и игровые  упражнения в различных формах.

Методика обучения математике строит модель учебной деятельности, опираясь на психологические, дидактические концепции деятельности и учитывая специфику творческой математической деятельности. Чтобы деятельность привела к формированию личности, ее нужно организовать и разумно ею управлять. Деятельностный подход предопределяет такую модель, которая «имитирует» творческую математическую деятельность, что позволяет приобщить учащихся к этой деятельности, овладеть соответствующим опытом на уровне своих индивидуальных способностей.

Важно отметить так же, что трудности в закреплении математических представлений испытывают все учащиеся с нарушением интеллекта не только в начальных классах, но и старших.

Анализ математической подготовки учащихся с нарушением интеллекта, а также организации и содержания обучения математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволяет сделать следующие выводы:

У учеников практически не развито наглядно-образное мышление, они с трудом представляют образ того геометрического объекта, о котором идет речь. В отличие от нормально развивающихся учащихся, у них нет потребности в составлении чертежа при выполнении определенных заданий, уже составленный чертеж не является для них необходимым. Образы геометрических понятий нечетки, расплывчаты и обычно не соответствуют действительному образу геометрического объекта. Школьники плохо владеют действиями по преобразованию, моделированию геометрических фигур.

Учащиеся не могут дать четкого определения понятия, затрудняются указать в определении существенные признаки понятия, при воспроизведении определения понятия и рассмотрении соответствующего ему образца в большинстве случаев не могут установить связи между ними.

Для школьников с нарушением интеллекта является типичным неумение пользоваться чертежными и измерительными инструментами. Ученики испытывают затруднения при построении при помощи линейки и чертежного угольника параллельных и перпендикулярных прямых, с трудом измеряют транспортиром градусную меру углов и др.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что плохое усвоение математических знаний школьниками с нарушением интеллекта обусловлено не только нарушениями в их познавательной деятельности. Характер обучения не способствует в должной мере формированию необходимых обобщений и развитию пространственного мышления учеников.

Список использованной литературы

1. Алышева Т.В. Изучение арифметических  действий с обыкновенными дробями  учащимися вспомогательной школы //Дефектология. - 1992. - № 4.

2. Бибина О.А. Изучение геометрического  материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы VIII вида. - М.: Владос, 2005. - 136 с.

3. Горскин Б.Б. Система и методика  изучения нумерации многозначных чисел во вспомогательной школе //Дефектология. - 1994. - № 4.

4. Истомина Н.Б. Методика преподавания  математики в начальных классах. - М., 1992.

5. Крутецкий В.А. Психология математических  способностей. - М.

6. Матасов Ю.Г. Особенности восприятия  и понимания основ наглядной геометрии учениками младших классов вспомогательной школы //Дефектология. - 1972. - № 5.

7. Менчинская Н. А., Моро М. И. Вопросы  методики и психологии обучения  арифметике в начальных классах. - М., 1965.

8. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М., 1977.

9. Обучение детей с нарушениями  интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова.- М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 267 с.

10. Отто Шпек. Люди с умственной  отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. -432 с.

11. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. -512 с.

12. Перова М.И., Эк В.В. Программа по математике для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -С. 29-43.

13. Перова М.Н. Дидактические игры  и занимательные упражнения по математике. - М., 1997.

14. Перова М. Н.Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста:Пособие для учителя.-2-е изд.,перераб.-М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.-144с.

15. Перова М.Н. Методика преподавания  математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект, фак. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. -408 с.

16. Перова М.Н. Методика преподавания  математики во вспомогательной школе. -  М., 1989.

17. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. - М., 1992.

18. Программы для 0-4-х классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). - М., 1997.

19. Программы специальных общеобразовательных  школ для умственно отсталых детей. - М., 1991.

20. Розанова Т.В. Развитие мышления  аномальных младших школьников  на уроках математики //Дефектология. - 1985. - № 3.

21. Саранцев Г. И. Методика обучения  математике в средней школе: Учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. Вузов и ун-тов: М.: Просвещение, 2002.

22. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой.- М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 390 с.

23. Учебники математики для учащихся  школ VIII вида.

24. Шеина И.М. Трудности выполнения  умственно отсталыми школьниками  вычислительных операций с многозначными числами // Дефектология. - 1994. - № 4.

25. Эк В.В. Обучение математике  учащихся младших классов вспомогательной школы. - М., 1990

 

 

 

Приложение 1

Имя ребенка

возраст

Заключение психолога

Заключение психиатра

1.

Андрей Д.

7 лет

уровень психологического развития не соответствует возрасту, но данных за стойкое снижение познавательной деятельности недостаточно

F06.827

F80.82

F70?

2.

Лена А.

7 лет

уровень психологического развития не соответствует возрасту, данные за стойкое снижение познавательной деятельности

F70

3.

Дима Ш.

7 лет

уровень психологического развития не соответствует возрасту,  данные за стойкое снижение познавательной деятельности

F70

4.

Илья Е.

7 лет

уровень психологического развития не соответствует возрасту, но данных за стойкое снижение познавательной деятельности недостаточно. Необходимо динамическое наблюдение и повторное обследование.

F70?

5.

Сережа К.

7 лет

уровень психологического развития не соответствует возрасту, но данных за стойкое снижение познавательной деятельности недостаточно.

F70

6.

Ира Т.

7 лет

уровень психологического развития не соответствует возрасту,  данные за стойкое снижение познавательной деятельности. Необходимо динамическое наблюдение и повторное обследование.

F70?


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Получение чисел

Тема урока: Число и цифра 5.

Цель: познакомить учащихся с новым числом и научить обозначать его цифрой 5; познакомить с печатной и письменной цифрой 5;

корригировать мышление, развивать речь учащихся;

работать над орфографическим режимом.

Наглядные пособия, дидактический материал: кубики двух цветов, круги, матрешки, магнитные доски с набором цифр, игрушки.

План урока:

1. Организация учащихся на урок. Физкультминутка.

2. Повторение образования чисел 2, 3, 4 с помощью игры «Один да один».

- Какие числа вы знаете?

- Посчитайте до четырех.

- Игра «Один да один». К доске вызываются четыре ученика, они становятся в шеренгу. Первый делает шаг вперед и говорит: «Я один». Второй делает шаг вперед и говорит: «Один да один - будет два» и т.д.

3. Закрепление соотношения числа, количества и цифры.

- Отложите 2, 3, 4 предмета из имеющегося у вас раздаточного материала и под каждой группой предметов (картинок) поставьте соответствующую цифру.

4. Сообщение темы урока: «На уроке  будем изучать число 5, будем учиться писать цифру 5».

Получение числа 5 разбирается на всевозможном дидактическом материале:

а) «Поставьте 4 матрешки и еще одну. Сосчитаем, сколько стало матрешек»;

б) Обведите в тетрадях 4 квадрата (треугольника, круга)

- «Сколько квадратов надо обвести, чтобы их стало 5?»

Вывод: «Чтобы получить число 5, нужно к четырем прибавить один». Отсчитывание от пяти одного позволяет познакомить со вторым способом получения числа 4: «Если от пяти отсчитать один, то получится 4»;

в) счет конкретных множеств (5 тетрадей, 5 ручек, 5 карандашей и т.д.);

г) отсчитывание 5 предметов (возьми из пачки 5 тетрадей и т.д.).

Знакомство с печатной цифрой 5. Место числа в числовом ряду.

Физкультминутка.

5. Коррекция и закрепление нового: работа с учебником. По рисункам учащиеся еще раз закрепляют получение числа 5, соотносят число, количество и цифру 5.

6. Знакомство с написанием цифры 5.

7. Самостоятельное написание цифры 5 в тетрадях.

8. Подведение итогов урока. (Какое  новое число узнали? Как можно  получить число?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение сложению и вычитанию в пределах 10

Тема  урока: "Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Решение простых задач"

Цели урока:

1. Образовательные:

  • повторение знания состава чисел, компонентов при сложении;
  • закрепление умения применять приемы сложения и вычитания чисел в пределах 10;
  • формирование умения решать простые задачи,
  • формирование геометрических представлений.

Информация о работе Теоретические основы формирования вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта