Теоретические основы формирования вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 07:34, курсовая работа

Описание работы

Добиться овладения учащимися с нарушением интеллекта доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь-главная задача обучения математике. В специальных исследованиях В.А. Крутецкого показано, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним).

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования вычислительных навыков в пределах первого десятка у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
1.1 Значение формирования математических представлений у детей
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта и особенности усвоения ими математических знаний
Глава 2. Изучение сформированности вычислительных навыков в пределах первого десятка у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3 Система задач и упражнений на формирование вычислительных навыков в пределах первого десятка у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

математика курсовая печать.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

2. Развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание, память, речь, пространственное воображение.

3. Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность, дружелюбные отношения.

Оборудование:

  • рисунок с изображением улицы;
  • демонстрационные картинки с изображением бабочек, цветов;
  • карточки с числами и буквами;
  • карточки с примерами для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Организация  начала урока.

Громко прозвенел звонок, 
Начинается урок. 
Наши ушки на макушке,  
Глазки широко открыты, 
Слушаем, запоминаем, 
Ни минуты не теряем!

- Ребята, сегодня мы отправимся  с вами в увлекательное путешествие, где будем смотреть, решать, соображать, удивляться, думать и обязательно считать.

Посмотрите, кого мы возьмем с собой? Почему?

(На доске изображены  лица – веселое, грустное, злое, недовольное. Дети делают выбор и объясняют его)

- Улыбнемся друг другу  и с хорошим настроением отправимся  в путь.

Не забудьте взять с собой маршрутные листы – рабочие тетради.

Звучит музыка Шаинского.

2. Подготовка учащихся  к усвоению новых знаний.

На доске рисунок улицы с изображением домов и дороги.

1) – Ребята, посмотрите  внимательно, где мы находимся?

- Сколько домов с правой  стороны улицы? Сколько с левой? Где больше домов и на сколько? Как вы это узнали?

- Продолжите нумерацию  домов с правой и левой сторон  до 20. Какие это числа?

2) –Сейчас мы будем переходить дорогу. Что мы должны при этом помнить?

( Повторение правил поведения  на улице и при переходе  дороги)

- А теперь внимательно  послушайте задачи:

На стоянке около метро стояло 7 машин, две машины уехали. Сколько машин осталось на стоянке?

- Выберете верное выражение  и объясните свой выбор:

7-2

7+2

На одной улице 4 светофора, на другой - на 2 светофора больше. Сколько светофоров на другой улице?

4-2

4+2

3)- Наше путешествие продолжается.

Посмотрите направо, где идет строительство нового дома. Кто из вас найдет спрятанную цифру. (На большом листе изображен подъемный кран, где спряталась цифра 7).

- Возьмите свои листы (рабочие  тетради).

Я возьму листочек свой,

Положу перед собой.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Ручку правильно держу

И красиво напишу.

(Письмо цифры 7 в тетрадях).

4) – Мы вышли к трем  дорогам. По какой из них нам  пойти дальше?

Верная та дорога, которая длиннее синей, но короче красной.

5) - Вот и попали мы  на поляну Радости, на которой  растут необычные цветы с записанными выражениями. На эти цветы сели бабочки с числами 5, 6, 7. Найдите ошибки и исправьте их.

- А вдали растут елочки. Посмотрите на них. Из каких  геометрических фигур состоят  эти елочки? Где больше и на  сколько?

Физминутка.

3. Первичная проверка  усвоения знаний.

Вон вдали мудрец стоит, 
Он нам что-то говорит. 
Подойдем к нему поближе, 
И задачи мы услышим.

(Рисунок мудреца со  свитком, на котором записаны  логические задачи)

Решение логических задач.

Решение задач из учебника.

4. Контроль и  самопроверка знаний.

Продолжаем наш путь на велосипедах ( под музыку дети выполняют упражнения).

- На нашем пути возникла  пропасть, над которой сидит на  ветке сова с письмом. Что это  сова нам приготовила?

Чтение письма: “В пропасти можно и пропасть”.

- При выполнении заданий (по выбору на индивидуальных карточках) вы должны быть внимательными и помнить слова мудрой совы:

6 *2=8

4+*= 8

6 - *=4

8 *3=5

*+7=9

* - 5=2

9 *1=8

6+*=10

* - 1=9

4 *3=7

*+3=7

5 - *=3


5. Подведение итогов  урока.

Звучит тихая музыка.

- Есть такая традиция – оставлять о себе на память доброе имя.

Ребята, давайте посадим дерево на аллее Дружбы.

(На доске дерево с  числами, на партах у детей  нарисованные птички, на обратной  стороне которых выражения, к  каждой птичке прикреплена буква).

Птички “летят” на свои места на дереве, читаем получившееся предложение:

“В дружбе сила”.

Чтение письма, записанного на листе, который упал с дерева:

“Пусть ваша дружба будет большая, как это дерево, прочная и надежная, как корни этого дерева. Пусть дружба рождает только прекрасные плоды!

В дружбе сила!”

-А теперь, ребята, посадите  свои цветы на нашей аллее. (Дети прикрепляют к доске цветы, полученные за правильные ответы  на уроке).

- Символ успеха – наша  красивая поляна.

Благодарю всех за работу на уроке

 

 

 

 

Приложение 4.

Школьники с нарушением интеллекта с большим трудом улавливают связь между сложением и вычитанием. Понимание этой связи достигается только практически с использованием игр и игровых упражнений:

Игра с мячом

Учитель называет пример на умножение или деление (4+1; 3-2 и т.д.) и бросает мяч ученику. Ученик должен назвать результат и вернуть мяч учителю.

Круговые примеры

Составляются примеры, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Ученики составляют пример с ответом, равным первому компоненту следующего примера.

Например, на доске дана запись:

1+1=2                  2+1=3                      4+1=5

5-1=4                           4-1=...             …-1=…

Счетные полосы

Каждый ученик получает столбик с цифрами и по нему решает примеры на умножение, последовательно называя и умножая полученное число на следующее за ним. Например,

1   2   3   4    5

1+1=2                  2+1=3

В следующий раз каждый ученик получает один или два столбика и самостоятельно составляет примеры.

Составление примеров с заданным результатом

Учитель записывает на доске число и предлагает ученикам составить по 2-3- примера на сложение и вычитание так, чтобы в результате каждого примера было получено заданное учителем число. Составляются примеры устно.

Например:

На доске записано число 5.

Дети составляют и решают простые примеры:

3+2=5             1+4=5

Сложные примеры:

1+1+2+1=5

Счетная линейка

На доске нарисована линейка с делением 1, 2, 3, 4, 5, у детей просят найти составить примеры на сложение и вычитание. При этом дети решают примеры вслух без записи.

«Рыбалка»

Даны три удочки с цифрами (например, 1,2,3,4,5,) и рыбки с примерами (1+1, 1+2, 2+1….). Детям дается установка, сегодня у наших друзей необычная рыбалка. Отгадайте, кто из рыбаков самый удачливый? Решите примеры, которые написаны на рыбках. Если ответ совпадает с цифрами на поплавке, значит, рыбка попадается на эту удочку.


Информация о работе Теоретические основы формирования вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта