Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 07:34, курсовая работа
Добиться овладения учащимися с нарушением интеллекта доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь-главная задача обучения математике. В специальных исследованиях В.А. Крутецкого показано, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним).
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования вычислительных навыков в пределах первого десятка у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
1.1 Значение формирования математических представлений у детей
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта и особенности усвоения ими математических знаний
Глава 2. Изучение сформированности вычислительных навыков в пределах первого десятка у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3 Система задач и упражнений на формирование вычислительных навыков в пределах первого десятка у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Заключение
Список литературы
Приложение
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Оборудование:
Ход урока
1. Организация начала урока.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, где будем смотреть, решать, соображать, удивляться, думать и обязательно считать.
Посмотрите, кого мы возьмем с собой? Почему?
(На доске изображены лица – веселое, грустное, злое, недовольное. Дети делают выбор и объясняют его)
- Улыбнемся друг другу
и с хорошим настроением
Не забудьте взять с собой маршрутные листы – рабочие тетради.
Звучит музыка Шаинского.
2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
На доске рисунок улицы с изображением домов и дороги.
1) – Ребята, посмотрите внимательно, где мы находимся?
- Сколько домов с правой стороны улицы? Сколько с левой? Где больше домов и на сколько? Как вы это узнали?
- Продолжите нумерацию домов с правой и левой сторон до 20. Какие это числа?
2) –Сейчас мы будем переходить дорогу. Что мы должны при этом помнить?
( Повторение правил поведения на улице и при переходе дороги)
- А теперь внимательно послушайте задачи:
На стоянке около метро стояло 7 машин, две машины уехали. Сколько машин осталось на стоянке?
- Выберете верное выражение и объясните свой выбор:
7-2
7+2
На одной улице 4 светофора, на другой - на 2 светофора больше. Сколько светофоров на другой улице?
4-2
4+2
3)- Наше путешествие продолжается.
Посмотрите направо, где идет строительство нового дома. Кто из вас найдет спрятанную цифру. (На большом листе изображен подъемный кран, где спряталась цифра 7).
- Возьмите свои листы (рабочие тетради).
Я возьму листочек свой,
Положу перед собой.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Ручку правильно держу
И красиво напишу.
(Письмо цифры 7 в тетрадях).
4) – Мы вышли к трем дорогам. По какой из них нам пойти дальше?
Верная та дорога, которая длиннее синей, но короче красной.
5) - Вот и попали мы
на поляну Радости, на которой
растут необычные цветы с запис
- А вдали растут елочки. Посмотрите на них. Из каких геометрических фигур состоят эти елочки? Где больше и на сколько?
Физминутка.
3. Первичная проверка усвоения знаний.
Вон вдали мудрец стоит,
Он нам что-то говорит.
Подойдем к нему поближе,
И задачи мы услышим.
(Рисунок мудреца со свитком, на котором записаны логические задачи)
Решение логических задач.
Решение задач из учебника.
4. Контроль и самопроверка знаний.
Продолжаем наш путь на велосипедах ( под музыку дети выполняют упражнения).
- На нашем пути возникла пропасть, над которой сидит на ветке сова с письмом. Что это сова нам приготовила?
Чтение письма: “В пропасти можно и пропасть”.
- При выполнении заданий (по выбору на индивидуальных карточках) вы должны быть внимательными и помнить слова мудрой совы:
6 *2=8 |
4+*= 8 |
6 - *=4 |
8 *3=5 |
*+7=9 |
* - 5=2 |
9 *1=8 |
6+*=10 |
* - 1=9 |
4 *3=7 |
*+3=7 |
5 - *=3 |
5. Подведение итогов урока.
Звучит тихая музыка.
- Есть такая традиция – оставлять о себе на память доброе имя.
Ребята, давайте посадим дерево на аллее Дружбы.
(На доске дерево с
числами, на партах у детей
нарисованные птички, на обратной
стороне которых выражения, к
каждой птичке прикреплена
Птички “летят” на свои места на дереве, читаем получившееся предложение:
“В дружбе сила”.
Чтение письма, записанного на листе, который упал с дерева:
“Пусть ваша дружба будет большая, как это дерево, прочная и надежная, как корни этого дерева. Пусть дружба рождает только прекрасные плоды!
В дружбе сила!”
-А теперь, ребята, посадите
свои цветы на нашей аллее.
(Дети прикрепляют к доске
- Символ успеха – наша красивая поляна.
Благодарю всех за работу на уроке
Приложение 4.
Школьники с нарушением интеллекта с большим трудом улавливают связь между сложением и вычитанием. Понимание этой связи достигается только практически с использованием игр и игровых упражнений:
Игра с мячом
Учитель называет пример на умножение или деление (4+1; 3-2 и т.д.) и бросает мяч ученику. Ученик должен назвать результат и вернуть мяч учителю.
Круговые примеры
Составляются примеры, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Ученики составляют пример с ответом, равным первому компоненту следующего примера.
Например, на доске дана запись:
1+1=2 2+1=3 4+1=5
5-1=4
Счетные полосы
Каждый ученик получает столбик с цифрами и по нему решает примеры на умножение, последовательно называя и умножая полученное число на следующее за ним. Например,
1 2 3 4 5
1+1=2 2+1=3
В следующий раз каждый ученик получает один или два столбика и самостоятельно составляет примеры.
Составление примеров с заданным результатом
Учитель записывает на доске число и предлагает ученикам составить по 2-3- примера на сложение и вычитание так, чтобы в результате каждого примера было получено заданное учителем число. Составляются примеры устно.
Например:
На доске записано число 5.
Дети составляют и решают простые примеры:
3+2=5 1+4=5
Сложные примеры:
1+1+2+1=5
Счетная линейка
На доске нарисована линейка с делением 1, 2, 3, 4, 5, у детей просят найти составить примеры на сложение и вычитание. При этом дети решают примеры вслух без записи.
«Рыбалка»
Даны три удочки с цифрами (например, 1,2,3,4,5,) и рыбки с примерами (1+1, 1+2, 2+1….). Детям дается установка, сегодня у наших друзей необычная рыбалка. Отгадайте, кто из рыбаков самый удачливый? Решите примеры, которые написаны на рыбках. Если ответ совпадает с цифрами на поплавке, значит, рыбка попадается на эту удочку.