Курс лекций по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:24, лекция

Описание работы

При изучении логики на первом месте должно стоять не запоминание, а формирование практических навыков.
Важным условием усвоения курса является последовательное изучение тем, поскольку изучение предшествующих тем необходимо для понимания последующих.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 6
Тема 2. ЛОГИКА И ЯЗЫК ПРАВА 8
Тема 3. СУЖДЕНИЕ И НОРМА 16
Тема 4. ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЕ СИТУАЦИИ 27
Тема 5. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ 30
Тема 6. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Тема 7. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ 63
Тема 8. ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ 71
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 105
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 107
Приложение. Извлечение из рабочей программы дисциплины 118

Файлы: 1 файл

логика.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

Логика, как наука о мышлении является необходимым элементом образования для подготовки полноценных специалистов во всех сферах профессиональной деятельности.

Логика способствует формированию логической культуры любого человека. Логически образованный человек способен мыслить точно, последовательно, доказательно. Логика формирует дисциплину мышления, обостряет критическую функцию ума, исключает бездоказательные, голословные утверждения и мнения, приучает к обстоятельности в суждениях и оценках, совершенствует полемическое мастерство личности.

Требования логики очень  прости, четки, однозначны, нормативны. Нарушать эти требования недопустимо. В простых ситуациях они, как правило, и не нарушаются, но в более сложных случаях логические неточности, небрежности, тем более ошибки далеко не очевидны и могут приводить к очень серьезным негативным последствиям принципиального характера в самых различных сферах человеческой деятельности.

Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять чёткие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при составлении официальных документов: протоколов допроса и осмотра, обвинительных заключений, решений и постановлений и т. д.

Несмотря на то, что  формальная логика существует более 2 тысячелетий, она продолжает развиваться. Развитие логики происходит за счёт расширения области применения логических знаний. Таким образом, формируются новые разделы логики. Одним из таких разделов является логика норм или деонтическая логика. Логика норм играет важную роль при совершенствовании законодательства. Например, деонтическая логика позволяет находить противоречия в кодексах и других нормативных актах, выяснять, вытекает ли данная норма из других норм, является ли она излишней или же дополняет ранее принятый нормативный акт.

При изучении логики на первом месте должно стоять не запоминание, а формирование практических навыков.

Важным условием усвоения курса является последовательное изучение тем, поскольку изучение предшествующих тем необходимо для понимания последующих.

  
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

 

Изучив материалы темы, Вы сможете:

  • уяснить предмет логики, её основные принципы и понятия;
  • назвать основные этапы развития логики;
  • понять, в чём заключается отличие между традиционной и математической логиком, между классической и неклассической логикой;
  • перечислить основные направления современной неклассической логики.

 

Логика – это наука о формах и средствах познания мира на ступени абстрактного мышления. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения, а к общезначимым средствам мысли – определения, правила образования понятий, суждений и умозаключений, правила перехода от одних суждений или умозаключениям к другим как следствиям из первых (правила рассуждений).

В отличие от других наук, изучающих мышление, логика изучает  особенности, свойства форм мысли, отвлекаясь при этом от того конкретного содержания, которое могут нести эти формы мысли; она изучает их со стороны строения, структуры, т.е. внутренней закономерной связи составляющих форму мысли элементов.

Следует иметь в виду, что логические формы и законы носят всеобщий и объективный характер, то есть они не связаны с какими-либо психофизиологическими особенностями людей или с теми или иными культурно-историческими факторами.

Мышление тесно связано  с языком, однако, это не тождественные понятия. Язык – это материальное образование, представляющее собой определенную знаковую систему, позволяющую выражать мысли, хранить их и передавать. Мышление же – система идеальная. Если основные элементы языка – буквы, слова, словосочетания и предложения, то элементами мышления выступают отдельные формы мысли (понятия, суждения, умозаключения) и их сочетания.

Основная цель логики – выяснение условий истинности знания и выработка эффективных  познавательных процедур. Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи. Логическая культура – это не врожденное качество.

Формальная логика в  своем развитии прошла два основных этапа. Начало первого этапа связано  с работами древнегреческого философа Аристотеля, в которых впервые дано систематическое изложение логики. Логику Аристотеля и всю доматематическую логику обычно называют «традиционной»  логикой. Традиционная логика выделяет и описывает зафиксированные в языке некоторые простейшие формы рассуждений. Второй этап – это появление математической или символической логики. Впервые в истории идеи о построении логики на математической основе были высказаны немецким математиком Г. Лейбницем в конце XVII в. Первая реализация идеи Лейбница принадлежит английскому ученому Д. Булю (середина XIX в.). Он создал алгебру, в которой буквами обозначены высказывания. Благодаря введению символов в логику была получена основа для создания новой науки – математической логики. Применение математики к логике позволило представить логические теории в новой удобной форме и применить вычислительный аппарат к решению задач, малодоступных человеческому мышлению в виду их сложности.

Современная символическая  логика представляет собою весьма разветвленную область знания. Символическая логика подразделяется на классическую и неклассическую. Неклассическая же логика подразделяется также на интуиционистскую логику, модальную логику, логику вопросов, релевантную логику и  др.

Современная символическая логика тесно связана с развитием вычислительной техники.

 

Контрольные вопросы:

  1. Как Вы поняли, почему необходимо изучать логику?
  2. Какие основные этапы развития логики Вы знаете?
  3. Мышление изучается не только логикой, но и другими науками. Какие аспекты мышления изучаются логикой?
  4. Чем отличается неклассическая логика от классической?
  5. В чём состоит отличие между мышлением и языком?
  6. Что такое чувственные и рациональные формы познания?

Тема 2. ЛОГИКА И ЯЗЫК ПРАВА

 

Изучив материалы темы, Вы сможете:

  • уяснить логические приёмы образования понятий;
  • дать логическую характеристику любому понятию, опираясь на классификацию понятий;
  • определить отношения между понятиями по объёму;
  • понять суть таких логических действий над понятиями, как обобщение, ограничение, деление и определение;
  • назвать логические ошибки, возникающие при нарушение правил деления и определения.

 

Понятие есть форма мысли, отражающая общие, существенные и специфические признаки предметов, явлений, процессов.

Формирование понятие возможно путём применения таких логических приёмов, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков (т. е. свойств и отношений). Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа, которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. Абстрагирование – мысленное выделение, вычленение отдельных интересующих нас признаков, свойств, связей и отношений конкретного предмета или явления и мысленное отвлечение их от множества других признаков, свойств, связей и отношений этого предмета. Обобщение – мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Знакомясь с учением о понятии, важно четко уяснить, что понятие  как мысль не тождественно ни слову  его выражающему, ни предмету, который  оно отражает.

Понятие имеет только два элемента своей структуры - содержание и объем. Объем – это множество предметов мысли, объединенных в понятии. Содержание – множество признаков предметов, объединенных в понятии.

Выделение элементов  структуры понятия и знакомство с их особенностями, свойствами дает возможность рассмотреть виды понятий, отношения между ними и, наконец, операции над понятиями.

По количеству понятия делятся на общие, единичные и «пустые». Общими называются понятия, объём которых содержит два и более элемента. Например, понятие «дерево». Единичными называются понятия, объём которых содержит только один элемент. Например, понятие «Наполеон Бонапарт». По сути, все имена собственные являются единичными понятиями. Пустыми понятиями называются понятия, объём которых не содержит ни одного элемента. Например, понятие «русалка» или понятие «круглый квадрат».

 По качеству понятия делятся на положительные, отрицательные, конкретные, абстрактные, соотносительные и безотносительные, сравнимые, несравнимые, собирательные и разделительные, регистрирующие, нерегистрирующие.

Положительные понятия – это понятия, которые указывают на наличие у предмета того или иного качества или отношения. Например, понятие «рассудительность». Отрицательные понятия – это понятия, которые указывают на отсутствие у предмета некоторого качества или отношения. Например, понятие «безрассудство».

Конкретные понятия – это понятия, которые отражают предметы. Например, понятие «стол». Абстрактные понятия – это понятия, которые отражают свойства и отношения между предметами. Например, понятие « красота».

 Собирательные понятия – это понятия, признаки которых относятся не к каждому элементу множества, а ко всему множеству в целом. Например, понятие «созвездие». Разделительные понятия – это понятия, признаки которых относятся к каждому элементу множества предметов. Например, понятие «звезда».

Соотносительное понятие – это понятие, содержание которого представляет собой наличие или отсутствие отношения мыслимого в нём предмета к некоему другому предмету. В соотносительном понятии мыслится предмет, обусловливающий существование другого предмета. Например, понятие «родители» обусловливает существование понятия «дети». Безотносительное понятие – это понятие, содержание которого не связано каким-либо отношением, где мыслимые предметы (признаки) существуют вполне самостоятельно, независимо от других предметов (свойств). Например, понятие «книга».

Сравнимые понятия – это понятия, связь по содержанию между которыми близка. Например, понятие «спортсмен» и понятие «футболист». Несравнимые понятия – это понятия, связь по содержанию между которыми далека. Например, понятия «стол» и «человек» - несравнимые понятия.

Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе). Например, «студенты ИНЖЭКОНА», «день недели». Регистрирующие понятия имеют конечный объем. Нерегистрирующими называются понятия, относящиеся к неопределенному числу элементов. Так, в понятиях «человек», «кошка» множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, все кошки. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Отношения между понятиями есть отношения между видами понятий. Отношения между понятиями бывают совместимыми и несовместимыми.

Совместимые понятия  – это понятия, объёмы которых частично или полностью совпадают. Отношения совместимости: тождество, подчинение, пересечение. Тождественные понятия – это понятия, объёмы которых полностью совпадают. Подчиненные понятия – это понятия, объёмы которых имеют такое отношение, что объём одного из понятий полностью входит в объём другого, но не совпадает с ним. Подчиненные понятия отражают родовидовые отношения. Перекрещивающиеся (находящиеся в отношении пересечения) понятия – это понятия, объёмы которых частично совпадают.

Несовместимые понятия – это понятия, объёмы которых не имеют общих элементов. Отношения несовместимости: противоречие, противоположность, соподчинение. Соподчинённые понятия – это понятия, объёмы которых исключают друг друга, но одновременно входят в объём некоторого более широкого (родового) понятия. Противоречащие понятия – это понятия, которые являются видами некоторого рода, признаки которых взаимоисключают друг друга, а сумма их объёмов исчерпывает объём родового понятия. Противоположные понятия – это понятия, входящие в объём некоторого родового понятия и объёмы которых исключают друг друга. Объёмы противоположных понятий в своей совокупности не исчерпывают объёма родового понятия. 

Для лучшего запоминания  и ориентации в этих отношениях принято  изображать все виды отношений при помощи кругов Эйлера:

 тождество            пересечение               подчинение

 

A – М.Ф. Булгаков          A – студент             A – животное

B – автор пьесы «Бег»    B – шахматист        B – собака

 

противоречие   противоположность   соподчинение

 

    

 

 

A – человек                    A – великан           A – наука

не A – не человек          B – карлик             B – история

                                                                        C – математика

 

Необходимо обратить внимание на то, что понятия близкие  по содержанию не всегда соотносимы по объему. Например, понятия «город» и «метро» связаны по содержанию, так как только в городе может находиться метро, но объемы этих понятий не имеют общих элементов.

Информация о работе Курс лекций по "Логике"