Курс лекций по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:24, лекция

Описание работы

При изучении логики на первом месте должно стоять не запоминание, а формирование практических навыков.
Важным условием усвоения курса является последовательное изучение тем, поскольку изучение предшествующих тем необходимо для понимания последующих.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 6
Тема 2. ЛОГИКА И ЯЗЫК ПРАВА 8
Тема 3. СУЖДЕНИЕ И НОРМА 16
Тема 4. ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЕ СИТУАЦИИ 27
Тема 5. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ 30
Тема 6. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Тема 7. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ 63
Тема 8. ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ 71
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 105
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 107
Приложение. Извлечение из рабочей программы дисциплины 118

Файлы: 1 файл

логика.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос всегда базируется на определенной предпосылочной информации (контексте), в рамках которой он и формулируется. Необходимо уточнить, во-первых, что сама информация вопроса может задавать контекст и, во-вторых, один и тот же контекст может допускать ряд различных вопросов, но они всегда вызваны именно этим контекстом.

Вопросы бывают корректные и некорректные, открытые и закрытые, простые и сложные.

Корректные вопросы основываются на истинных предпосылках, и на которые поэтому могут быть даны истинные ответы. Некорректными являются вопросы, у которых хотя бы одна предпосылка является ложной и поэтому на них в принципе нельзя дать истинный ответ.

Для того чтобы установить является ли вопрос корректным, надо выявить его предпосылочную информацию, представить ее в виде перечня высказываний, оценить ее с точки зрения истинности. Например, вопрос: «Назовите, пожалуйста, автора романа «Бесы»» основывается на следующих истинных высказываниях: существует роман «Бесы» и у этого романа имеется автор. Это вопрос является корректным.

Открытый вопрос – вопрос, на который существует бесчисленное множество ответов. Например: «Как вы считаете, что является причиной странного поведения Н.?».

Закрытый вопрос – вопрос, на который существует конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов. Этот тип вопросов широко используется в судебной и следственной практике. Например: «Где вы были вчера с 17 до 19 часов?».

Простой вопрос – вопрос, который выражен простым предложением. Например: «В каком году произошла Куликовская битва?».

Сложный вопрос – вопрос, который выражается с помощью различных сложносочинённых предложений. Например: «Кто и когда должен давать подписку о невыезде?», или «Вы предпочитаете поехать на море или провести лето в деревне?».

Ответ – это высказывание, содержащее информацию, затребованную в вопросе. Ответы бывают правильные и неправильные, полные и неполные, сильные и слабые.

Полный ответ – ответ, включающий информацию по всем элементам и составляющим частям вопроса. Например, ответ на вопрос: «Какие виды понятий по объёму вы знаете?» – «единичные, пустые, общие» – будет полным. Ответ: «единичные и общие» на аналогичный вопрос будет неполным. Неполный ответ – ответ, в котором содержится информация лишь относительно отдельных элементов или составных частей вопроса.

Ответ на некоторый вопрос может быть правильным или неправильным. Правильный ответ – это истинное высказывание. Неправильный ответ – ложное высказывание. Естественно, если ответ на вопрос правилен, то он должен включать информацию, содержащуюся в предпосылках, то есть предпосылки должны быть его следствием. Например, ответ на вопрос: «Кто автор картины «Бурлаки на Волге»?» – «И.Е. Репин» будет правильным, а ответ: «А.К. Саврасов» – неправильным.

Сильным или слабым является ответ на вопрос, зависит от того, является ли данный ответ исчерпывающим и определённым. Например, ответ на вопрос: «В каком году произошло разделение христианской церкви на православную и католическую?» – «в 1054 году» будет сильным, а ответ: «примерно в X-XI веке» будет слабым, так как информация, которая содержится в данном ответе, недостаточна определённая.

Эффективность вопросно-ответной ситуации заключается в том, чтобы  участник диалога, которому адресован вопрос, смог дать правильный ответ. Для этого необходимо, чтобы контекст, в рамках которого сформулирован вопрос одинаково понимался участниками вопросно-ответной ситуации. Кроме того, отвечающий на вопрос по возможности должен хорошо ориентироваться в обсуждаемой теме и не иметь намерения ввести в заблуждение спрашивающего.

 

Контрольные вопросы:

  1. На какой вопрос можно дать полный ответ на открытый или закрытый?
  2. Что подразумевается под понятием «предпосылочная информация»?
  3. К какому виду вопросов можно отнести вопрос: «На каком языке Р. Декарт писал свои произведения?»?
  4. В какой ситуации возникает необходимость сформулировать вопрос?
  5. Какой вид вопросов используется в судебной и следственной практике?
  6. Приведите пример сложного вопроса.

 

Тема 5. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

 

Изучив материалы темы, Вы сможете:

  • раскрыть содержание основных законов логики;
  • уяснить практическое и познавательное значение закона тождества, закона непротиворечия, закона исключённого третьего, закона достаточного основания;
  • понять в чём разница между законом противоречия и законом исключённого третьего.

 

Традиционная логика выделяет четыре основных закона: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания.

Согласно закону тождества, всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон требует соблюдать в рассуждениях точность и однозначность. Сколько бы ни повторялось в ходе рассуждения то или иное понятие или суждение, они должны сохранять одно и то же содержание и смысл. Чаще всего нарушение закона тождества происходит при употреблении слов омонимов, т. е. слов, имеющих два или более значений. Например: «Из-за рассеянности шахматист не раз на турнирах терял очки».

Согласно закону непротиворечия, два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере, одно из них ложно. Например, если вы приняли некоторое суждение, скажем: «Картину «Сватовство майора» написал П.А. Федотов» и в то же время соглашаетесь с противоположным суждением: «Неверно, что картину «Сватовство майора» написал П.А. Федотов», то вы включили в своё мышление противоречие. Противоречивыми бывают понятия – когда в их содержание входят несовместимые признаки, например, «жёлтый белок», «женатый холостяк». Нарушения этого закона в процессе рассуждения позволяет сделать вывод о недостоверности сообщаемой информации.

Согласно закону исключенного третьего, если два суждения противоречат друг другу, то одно из них истинно, другое ложно, а третьего не дано. Следует помнить, что противоречащими называются мысли, в одной из которых что-то утверждается, а в другой то же самое отрицается. Например, цветок красный или не красный; Петров – рецидивист или не рецидивист – что-то из этого обязательно истинно. Закон исключённого третьего относится к жёстко фиксированным ситуациям, он справедлив и применим там, где возможно чёткое решение и недвусмысленный ответ – да или нет.

Согласно закону достаточного основания, всякая истинная мысль должна иметь достаточное основание. Соблюдение этого закона ставит заслон для необоснованных заявлений. Данный закон означает, что, высказывая некоторое истинное суждение, мы должны обосновать его с помощью других суждений. Ничего нельзя принимать на веру, всё нужно рационально обосновать. Например, мало сказать: «Сегодня на улице хорошая погода». Для того, чтобы убедить в этом других людей, нужно обосновать это суждение, скажем следующим образом: «Сегодня на улице хорошая погода, так как светит солнце и безветренно».

 

 

 

Контрольные вопросы:

  1. Какие последствия влечёт за собой нарушение закона тождества?
  2. Статья 108 УПК РФ, перечисляет поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Какой закон логики здесь принимается во внимание?
  3. Как Вы думаете, как в следственной практике применяется закон достаточного основания?
  4. Приведите пример противоречащих друг другу суждений.

Тема 6. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив материалы темы, Вы сможете:

  • уяснить, в чём разница между дедуктивным и индуктивным умозаключением;
  • перечислить виды дедуктивного и индуктивного умозаключения;
  • понять от чего зависит получение истинностного или вероятного заключения в различных видах умозаключений;
  • показать в чём состоит отличие между фигурами простого категорического силлогизма;
  • восстановить любую энтимему;
  • определить разницу между соритом и полисиллогизмом;
  • понять закономерности в методах научной индукции.

 

Любое умозаключение  можно определить как такую мыслительную структуру, в которой из двух или более истинных исходных суждений, называемых посылками, на основании определенной логической связи между ними, формируется новое истинное суждение, называемое заключением.

По направленности движения мысли умозаключения подразделяют на дедуктивные и индуктивные. Особенность всех дедуктивных умозаключений является то, что они дают истинностное знание. Индуктивные умозаключения дают не истинностное, а только вероятное знание (за исключением полной индукции, которая дает истинностное знание).

Самым простым видом  умозаключения является непосредственное умозаключение. Непосредственное умозаключение – умозаключение, в котором вывод строится на основе лишь одной посылки. К непосредственным видам умозаключения относятся: превращение, обращение, противопоставление предикату (субъекту).

Превращение – умозаключение, при котором изменяется качество посылки при одновременной замене предиката на противоречащий ему термин.

1) Превращение общеутвердительного суждения:

 

A: Все S есть P

E: Ни одно S не есть не P

 

Все хирурги являются врачами

Ни один хирург не является не врачом

 

2) Превращение общеотрицательного суждения:

 

E: Ни одно S не есть P

A: Все S есть не P

 

Ни один человек  не является растением

Все люди являются не растениями

 

3) Превращение частноутвердительного суждения:

 

I: Некоторые S есть P

O: Некоторые S не есть не P

 

Некоторые книги являются редкими

Некоторые книги не являются нередкими

 

4) Превращение частноотрицательного суждения:

 

 

 

O: Некоторые S не есть P

I: Некоторые S есть не P

 

Некоторые фильмы не являются художественными

Некоторые фильмы являются нехудожественными

 

Обращение – умозаключение, при котором происходит замена субъекта предикатом, а предиката субъектом при сохранении качества суждения. Обращение бывает двух видов: обращение чистое и обращение с ограничением. Чистое обращение – обращение, при котором не меняется количество исходного суждения. Обращение с ограничением – это обращение, при котором меняется количество исходного суждения.

1) Обращение общеутвердительного суждения (с ограничением):

A: Все S есть P

I: Некоторые P есть S

 

Все футболисты являются спортсменами

Некоторые спортсмены являются футболистами

 

Обращение общеутвердительного суждения (чистое):

A: Все S есть P

A: Все P есть S

 

М.Ю. Лермонтов является автором поэмы «Мцыри»

Автором поэмы «Мцыри»  является М.Ю. Лермонтов

 

2) Обращение общеотрицательного суждения (чистое):

 

E: Ни одно S не есть P

E: Ни одно P не есть S

 

Ни один суеверный  человек не является просвещённым

Ни один просвещённый человек не является суеверным

 

3) Обращение частноутвердительного суждения (чистое):

 

I: Некоторые S есть P

I: Некоторые P есть S

 

Некоторые мосты являются памятниками архитектуры

Некоторые памятники  архитектуры являются мостами

 

Обращение частноутвердительного  суждения (с ограничением):

I: Некоторые S есть P

A: Все P есть S

 

Некоторые животные являются млекопитающими

Все млекопитающие являются животными

 

4) Обращение частноотрицательного суждения невозможно.

 

Противопоставление  предикату (субъекту) – умозаключение, в котором субъектом (предикатом) заключения является термин, противоречащий предикату (субъекту) посылки, а предикатом (субъектом) – субъект (предикат) посылки. Противопоставление включает в себя превращение и обращение. Общие суждения можно противопоставить и S и P. Частные суждения можно противопоставить или только S или только P.

1) Противопоставление общеутвердительного суждения:

«Все озёра являются водоёмами»

 

Противопоставление S (сначала применяем операцию обращения, затем операцию превращения):

A: Все S есть P

I: Некоторые P есть S

O: Некоторые P не есть не S

Все озёра являются водоёмами

Некоторые водоёмы  являются озёрами

Некоторые водоёмы не являются не озёрами

 

Противопоставление P (сначала применяем операцию превращения, затем операцию обращения):

 

A: Все S есть P

E: Ни одно S не есть не P

E: Ни одно не P не есть S

 

 

 

Все озёра водоёмы

Ни одно озеро не является не водоёмом

Ни один не водоём не является озером

 

2) Противопоставление общеотрицательного  суждения:

«Ни один кит не является рыбой»

 

Противопоставление S (сначала применяем операцию обращения, затем операцию превращения):

E: Ни одно S не есть P

E: Ни одно P не есть S

A: Все P есть не S

 

Ни один кит не является рыбой

Ни одна рыба не является китом

Все рыбы являются не китами

 

Противопоставление P (сначала применяем операцию превращения, затем операцию обращения):

E: Ни одно S не есть P

A: Все S есть не P

I: Некоторые не P есть S

 

Ни один кит не является рыбой

Все киты являются не рыбами

Некоторые не рыбы являются китами

 

3) Противопоставление частноотрицательного суждения:

«Некоторые студенты не являются музыкантами»

 

Противопоставление P (сначала применяем операцию превращения, затем операцию обращения):

O: Некоторые S не есть P

I: Некоторые S есть не P

I: Некоторые не P есть S

 

 

Некоторые студенты не являются музыкантами

Некоторые студенты являются не музыкантами

Некоторые не музыканты  являются студентами

 

Противопоставление S невозможно.

 

4) Противопоставление  частноутвердительного суждения:

«Некоторые средства передвижения являются автомобилями»

Информация о работе Курс лекций по "Логике"