Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:55, контрольная работа
В процессе практической деятельности у каждого человека формируется свой логический опыт. В силу объективного неравенства логические навыки у одних людей более развиты и эффективны, а у других - проявляются слабо.
В связи с этим основная цель логики как учебной дисциплины - сформулировать и систематизировать принципы, методы, средства функционирования и регулирования интеллектуальной деятельности. Основной задачей логики является отделение правильных способов рассуждения (выводов, умозаключений) от неправильных. Правильные выводы называются также обоснованными, последовательными или логичными.
Введение…………………………………………………………3
1. Логическая форма и логическое содержание мысли………4-5
1.1 Принципы формальной логики……………………………5-6
1.2 Язык логики………………………………………………....6-7
2. Логика………………………………………………………..7-10
2.1 Предмет логики. Основные логические формы………..10-12
2.2 Логические формы мышления…………………………...12-13
3.Задачи………………………………………………………..13-15
Заключение……………………………………………………16-17
Библиографический список…………………………………….18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГБОУ ВПО БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.Г.ШУХОВА
СЕВЕРО – КАВКАЗСКИЙ
ФИЛИАЛ
По дисциплине: «Логика»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
080502- экономика и управление на предприятии;
Студент (ка)
Фамилия
Отчество
Руководитель:
Фамилия___________
Отчество
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Логическая форма и логическое содержание мысли………4-5
1.1 Принципы формальной логики……………………………5-6
1.2 Язык логики………………………………………………....6-
2.1 Предмет логики. Основные логические формы………..10-12
2.2 Логические формы мышления…………………………...12-13
3.Задачи……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………….18
Введение
Предметом формальной (традиционной) логики являются законы и формы правильного мышления.
Предмет формальной логики составляют:
Таким образом, логика, в наиболее широком понимании ее предмета, исследует структуру абстрактного мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности.
В процессе практической деятельности у каждого человека формируется свой логический опыт. В силу объективного неравенства логические навыки у одних людей более развиты и эффективны, а у других - проявляются слабо.
В связи с этим основная цель логики как учебной дисциплины - сформулировать и систематизировать принципы, методы, средства функционирования и регулирования интеллектуальной деятельности. Основной задачей логики является отделение правильных способов рассуждения (выводов, умозаключений) от неправильных. Правильные выводы называются также обоснованными, последовательными или логичными.
4
В различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Оно характеризуется не только конкретным содержанием этих мыслей, но и типичностью, способом построения. При этом все содержательное многообразие укладывается в сравнительно небольшое число мыслительных форм. Дело в том, что логический строй мышления человека обладает очень важным свойством - какую бы словесную оболочку ни принимали наши мысли, на каком бы языке ни излагались, они обязательно должны принять общечеловеческие формы. Без этого невозможно осуществить обмен мыслями людей разных поколений и профессий, а также взаимное понимание представителей стран и народов.
Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики. Отсюда и ее название - формальная.
Выделяют три логические формы или формы мышления:
Формы мышления (логические формы) - это строение мысли, т.е. способ связи её составных частей. В понятии - это связь существенных признаков, в суждении - связь понятий, в умозаключении - связь суждений; а так же способ связи содержательных частей рассуждения (доказательства, вывода и т. п.). В соответствии с основным принципом логики, правильность рассуждения зависит только от его формы и не зависит от его конкретного содержания. Само название "формальная логика" подчеркивает, что эта
5
логика интересуется только формой рассуждения. В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм.
1.1 Принципы формальной логики
Мышление человека подчинено логическим законам, или законам мышления.
Любой закон - это связь. Логически закон - это связь между мыслями. Но не всякая связь закономерна, а только такая, которая имеет:
Отсюда следует: Закон мышления (логический закон) - это существенные необходимые связи между мыслями.
Выделяют четыре закона мышления, которые иногда называются принципами формальной логик, это:
1. Закон тождества
2. Закон не противоречия
3. Закон исключённого третьего
4. Закон достаточного основания.
Эти законы (принципы) выражают наиболее общие требования, которым должны удовлетворять наши рассуждения и логические операции с мыслями,
6
если мы ставим перед собой цель достигать истину рациональными методами.
«Всякая мысль истина, если имеет достаточное основание». Мысль признаётся истинной, если она достаточно обоснована. Только истинную мысль можно обосновать.
В качестве обоснования используют:
1.2 Язык логики.
Именно искусственный
язык успешно используются и логикой
для точного теоретического и
практического анализа
Специально созданный для целей логики язык получил название формализованного. Слова обычного языка заменяются в нем отдельными
7
буквами и различными специальными символами. Синтаксис языка логики полностью формализован, т. е. существует набор четко сформулированных правил, с помощью которых можно построить любой языковый элемент. Далее, какой бы правильно построенный элемент языка (объект или высказывание) мы ни взяли, всегда можно восстановить путь, которым этот элемент был построен, его структуру. Этот процесс называется синтаксическим анализом элемента.
Формализованный язык применялся еще в Древней Греции. Язык предназначался для выявления логических связей мыслей, для того, чтобы отвлечься от содержания мышления.
Но возможностей для формализации языка в логике меньше, чем в математике. Связано это с тем, что математика оперирует ограниченным числом понятий, а логика пытается охватить всю совокупность понятий, используемых человеком.
Легко убедиться,
что в языке логики синтаксический
анализ чрезвычайно прост и
2.Логика
Логику определяют как науку о правильном мышлении. Основные характеристики познания. Познавать предметы и явления окружающей действительности мы начинаем с помощью органов чувств. В результате воздействия предметов на наши органов чувств мы получаем ощущения.
Ощущения – отражение отдельных свойств, сторон, характеристик этих предметов и явлений. Ощущения составляют источник всего нашего познания. На базе ощущений формируются более чувственные образы предметов.
8
Восприятия – отражение предметов в целом, правда, лишь с внешней их стороны.
Представления о предметах. Представление дает нам возможность сохранить определенную информацию о предметах, когда они находятся вне сферы непосредственного воздействия на наши органы чувств.
Обычно чувственные данные фиксируются в словах и словосочетаниях языка. По средствам языка происходит также переработка чувственных данных, а осознание специфики тех или иных чувственных данных.
Процесс воспроизведения действительности в сознании человека с помощью языка называется рациональной ступенью познания или ступенью абстрактного познания в отличии т чувственной ступени. Логика, как наука, возникла в IV веке до н.э. Ее создателем был древнегреческий философ Аристотель (в 384 – 322 гг. до н.э.), который систематизировал и развил логические изыскания своих предшественников.
Логику часто определяют как науку о формах правильных рассуждений, имея ввиду выявление законов и форм, правильных выводов и доказательств. Точнее было бы определить логику, как науку о формах и приемах познания на ступени абстрактного мышления, о законах, которые составляют основу правильных методов, и языке, как средстве познания. Логика изучает то, каким образом осуществляется мыслительно-познавательная деятельность в различных науках.Логику в первую очередь интересует не то как мыслит человек, а то, как он должен мыслить для решения тех или иных отношений логико-познавательного характера. Рассмотрим понятие логической формы содержание мысли на примере такого наиболее знакомого вида знания, как суждение (высказывание) в
9
котором утверждается наличие или отсутствие какой-либо ситуации в некоторой действительности.
Действительность:
Чтобы выявить логическую формулу и логическое содержание суждения надо отвлечься от того каковы именно те конкретные предметы, о которых в нем что-то утверждается и каковы именно те конкретные свойства или отношения, наличие или отсутствие которых у этих предметов утверждается
Отвлекаясь от того, что в суждении «все металлы являются химически простыми веществами» речь идет о металлах, мы можем обозначить их просо переменной S, а вместо свойства «химически простое вещество» ввести переменнуюP, получим формулу: Все S суть P
Суть – не суть – связки двух суждений, показывают являются ли суждения утвердительными или отрицательными, множественными – это так называемые кванторные слова.
Это выражение обладает еще определенным содержанием, оно в определенной степени осмысленно, а именно в нем утверждается, что всякий предмет, обладающий каким-то свойством S, имеет свойство P. Это содержание, т. е. информация, которую представляет логическая форма высказывания и называется логическим содержанием взыскания. Заметим, однако, что в каждом взыскании мы различаем дескриптивные и логические термины.
10
Дескриптивные - это термины, обозначающие предметы, свойства, отношения, именно они определяют конкретное содержание мысли, и именно от их конкретных значений мы отвлекаемся при выявлении логической формы. К числу логических терминов относятся такие знакомые выражения, как: «все», «некоторые», «и», «если», «то», «или», «неверно что» и др. Именно от них, и прежде всего от тех сочетаний дескриптивных терминов, которые с помощью них образуются, зависят логические содержания в высказывании. Логические формы высказывания, как и их логические содержания, необходимы для выявления законов логики, лежащих в основе правильных форм рассуждений (умозаключений).
Логика происходит от греч. logos, что одновременно означает речь, слово, высказывание, понятие. Основатель логики Аристотель чаще всего употреблял термин "логос" в смысле "определения" или "разумности вообще".
Итак, в современном понимании, логика - это наука о законах и формах правильного мышления.
Форма мышления - это способ связи элементов мысли. Основные формы мышления (логические формы): понятие, суждение, умозаключение.
Информация о работе Логическая форма и логическое содержание мысли