Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:55, контрольная работа
В процессе практической деятельности у каждого человека формируется свой логический опыт. В силу объективного неравенства логические навыки у одних людей более развиты и эффективны, а у других - проявляются слабо.
В связи с этим основная цель логики как учебной дисциплины - сформулировать и систематизировать принципы, методы, средства функционирования и регулирования интеллектуальной деятельности. Основной задачей логики является отделение правильных способов рассуждения (выводов, умозаключений) от неправильных. Правильные выводы называются также обоснованными, последовательными или логичными.
Введение…………………………………………………………3
1. Логическая форма и логическое содержание мысли………4-5
1.1 Принципы формальной логики……………………………5-6
1.2 Язык логики………………………………………………....6-7
2. Логика………………………………………………………..7-10
2.1 Предмет логики. Основные логические формы………..10-12
2.2 Логические формы мышления…………………………...12-13
3.Задачи………………………………………………………..13-15
Заключение……………………………………………………16-17
Библиографический список…………………………………….18
Понятие является исходной, самой простой формой мысли, отражая общие существенные признаки предметов.
Суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Обладает свойством выражать либо истину (соответствие действительности), либо ложь.
11
Умозаключение - самая сложная форма мысли, представляет собой получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок).
Логика, как отдельная наука впервые была систематически изложена древнегреческим философом Аристотелем (384 - 322 гг. до н. э.). Аристотель сформулировал основные законы правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего. Позднее был сформулирован четвертый закон - закон достаточного основания. Разработка логики во многом была обусловлена общественной потребностью. Гражданин античного полиса активно участвовал в общественной жизни. Свободнорожденный мужчина, хотя бы раз в жизни должен был занимать важный государственный пост. Это требовало определенной подготовки. Поэтому высоко ценились так называемы "учителя мудрости" - софисты. Они учили грамоте, красноречию, искусству спора и т. д., однако со временем стали изобретать приемы одурачивания собеседника. Такие недобросовестные приемы получили название "софизмов", а слово "софист" приобрело негативный смысл. Вот примеры некоторых софизмов, ставших классическими: "То, что ты не потерял, то у тебя есть. Ты не терял рогов. Значит, они у тебя есть (ты рогат)"; "Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Значит, сидящий стоит"; "Я - человек. Вы не я. Значит, вы не человек"; "Лекарство для больного - это добро. Чем больше добра тем лучше. Значит чем больше ты дашь лекарства больному, тем лучше". А вот вопросы софистского толка: "Перестал ли ты бить свою мать?"; "Давно ли ты вышел из тюрьмы?" и т. п. Очевидно, что любой ответ на такой вопрос вас не устроит.Ввязываясь, например, в такой спор, "спорим, что я трактор поднимал?" вы заранее обрекает себя на проигрыш ("поднимал, но не поднял" или "поднимал, но игрушечный"). Так же как отвечая на такие вопросы:
12
Двусмысленность многих языковых выражений, скрытые утверждения в вопросах, все это позволяет софизму выглядеть убедительным для неподготовленного человека. Умение пользоваться софизмами предполагает знание основ логики.
Именно как средство защиты от софистики и лжи логика и была задумана Аристотелем. В дальнейшем значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схоласты (ввели латинскую терминологию). Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) заложил основы учения об индуктивных умозаключениях. Немецкий философ Лейбниц (1646-1716) сформулировал закон достаточного основания. В середине XIX в. возникла математическая (символическая) логика. С тех пор аристотелевская логика стала называться традиционной (формальной) логикой.
2.2Логические формы мышления
Мышление — это познавательный процесс. Как всякий познавательный процесс, оно имеет свою динамику и результат. Динамическая сторона мышления — прерогатива психологической науки. А результативная сторона — область интересов не только психологии, но и специальной науки о формах и законах мышления — логики. Правда, логика в своем изучении этого феномена нашей психической жизни отвлекается от
13
конкретного содержания мысли и реальных условий ее порождения. Она оперирует категориями, отражающими формальный аспект мышления (формальная логика). Но в реальной жизни мы имеем бесконечный ряд примеров, когда самое стройное, безукоризненное логическое построение опрокидывается непредсказуемыми, привходящими факторами. Коррекцию нареальность вносит психология, которая позволяет учесть влияние на логику мышления всей совокупности помех, случайных факторов, а главное, учесть активность нашей психики, обусловливающую эффективность деятельности, зачастую даже вопреки логике. Но как бы то ни было, именно логика выявила и описала основные формы мыслительного процесса и его продукты. Мышление наше протекает в двух основных формах: в форме суждений и в форме рассуждений. Последние осуществляются в виде либо умозаключений, либо обоснований. Главными единицами всех этих операций вы ступают понятия. Понятия, суждения, обоснования и умозаключения являются продуктами мыслительной деятельности, ее результатом и одновременно формой мысли.
3.Задачи:
№1.
Содержание понятия - это
а) совокупность знаний о предмете;
б) все, что имеет отношение к предмету;
в) совокупность существенных признаков предмета.
Содержание понятия — это совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отражённых в этом понятии, поскольку с точки зрения логики всякое понятие имеет содержание и объём. Например, содержанием понятия
14
«коррупция» является совокупность двух существенных признаков: «сращение государственных структур со структурой преступного мира» и «подкуп и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц»
Ответ: В).
№2.
Объем понятия – это
а) количество предметов, которым принадлежать указанные в предмете существенные признаки;
б) количество предметов, согласно числовому окончанию слова;
в) количество предметов, которые могли бы обладать указанными в содержании признаками.
Объём понятия – это количество объектов, охватываемых этим понятием, входящих в него. Например, объём понятия «человек» гораздо больше, чем объём понятия «мужчина», потому что мужчин меньше, чем людей вообще. А объём понятия «русский мужчина» гораздо меньше, чем объём понятия «мужчина», потому что русских мужчин на свете намного меньше, чем вообще всех мужчин. И, наконец, объём понятия «первый президент России» равен единице, потому что включает в себя только одного человека. Точно так же объём понятия «город» очень широкий, поскольку это понятие охватывает все города в мире, а объём понятия «столица» меньше объёма понятия «город», так как это понятие охватывает только столицы, которых намного меньше, чем городов. Объём же понятия «столица России» равен единице, потому что включает в себя один-единственный город.
15
Ответ: А).
№3.
Согласно закону отношения между объемом и содержанием понятия, при увеличении объема исходного понятия, его содержание:
а) увеличивается;
б) сокращается;
в) остается неизменным.
Согласно закону обратного отношения при увеличении объема понятия содержание его ослабляется. Но это не значит, вообще говоря, что при этом уменьша ется количество его признаков.
Ответ: б).
Заключение
Говоря о логике как науке о формах правильных рассуждений, прежде всего, имеют в виду законы и формы правильных выводов и доказательств. При этом выделяется самое существенное в этой науке, поскольку выводы (умозаключения) играют наиболее важную роль в процессах теоретического познания. Однако уже у Аристотеля круг проблем логического характера значительно более широкий. У него анализируются не только основные формы мысли: понятия, суждения, но и многие приемы познавательной деятельности. Учитывая это, точнее было бы определить логику как науку о формах и приемах познания на ступени абстрактного мышления, о законах, которые составляют основу правильных методов, и языке как средстве познания.
При данном понимании этой науки в ней, наряду с формальной логикой, выделяются, по крайней мере, такие разделы, как логическая семиотика (исследование языка как средства познания), методология (изучение общенаучных методов и приемов познания).
Логика изучает то, каким образом осуществляется мыслительно-познавательная деятельность в различных науках. Наряду с исследованием форм выводов, представляющих собой процесс получения нового знания из уже имеющегося, в логике анализируются формы выражения знания: возможные виды и логические структуры понятий, высказываний, теорий, а также многообразные операции с понятиями и высказываниями, отношения между ними. В исследовании языка как средства познания выясняются вопросы о том, каким образом выражения языка могут представлять в нашем мышлении те или иные предметы, связи, отношения.
Логику, в первую очередь, интересует не то, как мыслит человек, а то, как он должен мыслить для решения тех или иных задач логико-познавательного характера. Причем имеется в виду такое решение этих задач, которое обеспечивало бы достижение истинных результатов в процессе познания. В естественных же процессах мышления у нас нередко проявляется склонность к поспешным обобщениям, излишняя доверчивость к интуиции, неопределенность значений употребляемых слов. Предписания логики способствуют преодолению этих и других недостатков естественных рассуждений.
Таким образом, логика имеет не только описательный, но и нормативный (предписывающий) характер: она вырабатывает определенные требования и нормы, предъявляемые к мыслительным процедурам.
Библиографический список:
1.Гейтманова А.Д. Учебник по логике. Москва 1995г
2.Ивлев Ю.В. Курс лекций по логике. Издательство
Московского университета1988г.
3.Иванов Е.А. Логика. Москва 1996г
4.Краткий словарь по логике. Под редакцией Горского. Москва Просвещение1991г.
5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Издание 5-е 1991г.
6. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика
с элементами эпистемологии и научной
методологии. Учебник.-М.:Интерпракс. 1994.-448
с.
7.Казаков А.Н.., Якушев А.О. Логика-I. Парадоксология:
пособие для учащихся старших классов
лицеев, колледжей и гимназий.-М.:АО «Аспект
Пресс».1994.-256 с.
8.Классическая логика: учебное пособие.-М.Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.1996.-192 с.
9. Кумпф Ф., Оруджев З. Диалектическая логика: основные принципы и проблемы.-М.: Политиздат. 1979.-286 с.
10. Логика: пособие для учащихся.-М.:Просвещение.1996.
Информация о работе Логическая форма и логическое содержание мысли