Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 12:01, реферат
Доказательство и опровержение. Стратегии доказательства и опровержения.
Правила логической аргументации. Основные логические ошибки и софизмы.
Психологические приемы аргументации. Сферы действия логических и психологических приёмов.
Языковые уловки.
Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора, но после уж догадался, что дело шло о делах Яицкого войска, в то время только что усмирённого после бунта 1772 года» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).
2. ИСКУССТВЕННАЯ КНИЖНОСТЬ
заключается в нагнетании
Неясность в формулировке закона даёт возможность для инотолкований и разночтений, чем нередко пользуются юристы, истолковывая его текст каждый в нужную ему сторону. Отсюда всем известная поговорка: «Закон – что дышло: куда повернешь – туда и вышло».
5. Использование абсурда.
Определим абсурд как бессмыслицу, вызванную крайним неправдоподобием и алогизмом речи. Он известен как приём сатиры, юмора, гротеска.
К числу фигур нарочитого алогизма принадлежат:
1. ПАРАЛЕПСИС – упоминание
того, о чём обещано умолчать:
«Нет смысла повторять хорошо
известную истину, что содержание
художественного произведение
– катафазис – отрицательная оценка того, о чем обещано умолчать: «Ничего не скажу о его недостойном поведении».
– пролепсис – паралепсис, доведенный до абсурда путём нагнетания тех деталей и описаний того, о чём обещано умолчать.
2. ПАРАДОКС – суждение или определение, высказанное в форме, на первый взгляд кажущейся противоречивой – например: «Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ).
Автором многих парадоксальных изречений был Оскар Уайльд: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра».
6. Использование приемов изобразительности.
ХРИЯ. Под ним понимают
краткий назидательный рассказ
о каком-либо происшествии, героем
которого является либо
Дело в том, что хрия, по определению проф. Рональда Хока, «сочетает дидактическую направленность с юмористической», а иногда, по наблюдениям Генри Фишела, и «высмеивает мудреца как человека непрактичного, не от мира сего или демонстрирует несоответствие его советов и принципов тому, что он делает».
Хрия – важный прием аргументации. Например, Мишель Монтень в своем трактате «Опыты» использовал хрию:
«Когда император Адриан спорил с философом Фаворином о значении некоторых слов, тот очень скоро с ним согласился. Друзья его вознегодовали по этому поводу, но он ответил: «Смеётесь вы надо мной, что ли? Как может он, начальствуя над тридцатью легионами, не быть учёнее меня?» Август писал эпиграммы на Азиния Поллиона: «А я, – сказал Поллион – буду молчать. Неблагоразумно писать против того, кто может отправить меня в ссылку». И оба они были правы. Ибо Дионисий, не будучи в состоянии сравняться в искусстве поэзии с Филоксеном и в красноречии с Платоном, одного приговорил к работам в каменоломнях, а другого велел продать в рабство на остров Эгину».
Можно было бы, конечно, сказать и проще: «Спорить с власть имущими опасно». Однако эта же мысль, превращённая в хрию и подтверждённая конкретными примерами, становится гораздо более убедительной.