Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:14, контрольная работа
Формальная логика зародилась более двух тысяч лет тому назад и развивалась в недрах философии, включавшей в себя различные области знания, которые в современном научном познании являются предметом изучения специальных наук. Философия, как специфическое мировоззренческое знание, стремилась охватить совокупность знаний о мире, природе, о самом человеке и его мышлении. Она выступала как единая, всеобъемлющая наука, как "наука наук", как нерасчлененная сумма знаний. Философы древности в своих трудах выступали одновременно и как естествоиспытатели, и как математики, и как поэты, и как ораторы и т. д.
Введение. 3
Логика Древней Индии 5
Логика Древнего Китая 12
Список использованной литературы 15
Логика Древнего Китая
Логикой Древнего Китая считают логику мыслителей периодов Чуньцю (722-481 до н. э.) и Чжаньго (403-221 до н. э.). Они исследовали имена, понятия, вопросы искусства спора, ввели понятие "философская дискуссия". Философами Древнего Китая были Дэн Си (около 545-501 до н. э.), Конфуций (551-501 до н.э.), Хуэй Ши (около 370-318 до н. э.), Гунсунь Луи (около 325-250 до н. э.), Мо-цзы (около 490-403 до н. э.), Сюнь-цзы (около 313-238 до н. э.) и др.
Усилиями школ имен (минзя), законников (фацзя), конфуцианской школы (жуцзя) и особенно школы поздних моистов (моцзя), по утверждению современного китайского логика Пань Шимо, была создана более или менее целостная логическая концепция.
Пань Шимо называет такие классические проблемы логики периода раннего Циня:
1) теория имен (имя отражает качественную определенность, присущую различным вещам);
2) теория "цы" (высказываний,
которые должны точно и ясно
отражать факт
3) теория "шо" (рассуждения) и "бянь" (спора);
4) об основных законах мышления.
Древнекитайский мыслитель Конфуций выступает за четкость суждений, образность выражений, логическую обоснованность мыслей.
Древнекитайский философ Мо-цзы и его последователи разрабатывали главным образом логику и теорию познания. Все наши знания, учили монеты, представляют собой результат совместного усилия наших органов чувств и мышления. Монеты подчеркивали, что выработка правильных понятий — "имен" — важный фактор в процессе познания. "Всеобщее имя" есть понятие, включающее в себя все конкретные вещи и предметы. "Родовое имя" — понятие, обозначающее группу родственных друг другу вещей. "Частное имя" — это "граница в обозначении действительности", т. е. черта, за которой человеку уже нет необходимости расчленять вещь в своих понятиях. Монеты выдвинули категорию "бянь" (суждение) как основной логический метод. С ее помощью определяются истина и ложь, законное и незаконное действие; устанавливаются тождество и различие; выясняется соотношение между именами (понятиями) и действительностью, устраняются сомнения.
Поздние монеты, взяв за основу
учение Мо-цзы, создали первый в истории
китайской логики трактат "Мобянь"
(Рассуждения Мо-цзы). В этом труде
разработана классификация
Монеты предложили семь методов рассуждения (выдвижения гипотез):
1) "хуо" (вероятность);
2) "цзя" (предположение);
3) "сяо" (подражание образцу);
4) "би" (сопоставление);
5) "моу" (сравнение);
6) "юань" (ссылка на мнение оппонента);
7) "туй" (распространение).
Серьезное внимание в "Мобянь" уделено вопросам аргументации тезиса и рассуждения, правилам умозаключений, аналогии, правилам ведения спора, дискуссий. В трактате говорится, что источником истинного знания являются три вида знания:
1) "циньчжи" (непосредственное знание), охватывающее индивидуальный опыт каждого человека;
2) "вэньчжи" (услышанные знания), опосредованное, полученное от других людей;
3) "шочжи" (разумное знание), выраженное в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Эти виды знания тесно взаимосвязаны, причем первые два являются основой, источником для третьего вида.
Монеты разрабатывали вопросы создания логических систем, вплотную подошли к пониманию содержания закона тождества, основному принципу закона исключенного третьего.
Пань Шимо подчеркивает особенности древнекитайской логики:
1) логические теории
2) развитие логики было тесно связано с языком того времени;
3) логика Древнего Китая
исходила из практических
4) логика Древнего Китая
находилась под сильным
Логические концепции
в Древнем Китае, отмечает Пань Шимо,
сформировались раньше, чем в Древней
Греции, но после периода раннего
Цинь они прекратили дальнейшее развитие.
Это объясняется тем, что начиная
с периода раннего Цинь и до
последнего времени официально признавалось
лишь конфуцианство и
Список использованной литературы