Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 10:38, реферат
Динамичное развитие рыночных отношений является наиболее выраженной тенденцией современной экономики Украины. Развитие рынка привело к повышению интенсивности конкуренции и ужесточению борьбы за потребителя. Анализируя различные подходы к ведению хозяйственной деятельности в развитых экономиках, большинство участников рынка убеждаются в эффективности использования логистики в качестве идеологии оптимизации управления и сокращения издержек. Интерес к логистике объясняется хорошими результатами, которые удалось достичь зарубежным компаниям за счёт её использования.
- значительный рост объемов мировой торговли обусловит
увеличение глобальных и региональных грузопотоков, т.е. рост объемов логистических услуг;
- сокращение жизненного цикла товаров обусловит необходимость сокращения времени создания нового продукта и выведения его рынок, что, в свою очередь, потребует ускорения процессов товародвижения, интенсификации многих логистических операций;
Эти прогнозы будут определять долгосрочные направления развития логистики в Украине.
С
учетом описанных трендов развития
логистики как наиболее перспективные
можно назвать следующие
- развитие контрактной, проектной логистики, т.е. формирование стратегии и тактики логистического обслуживания корпоративных клиентов;
- оказание специализированных наборов логистических услуг, например развитие фреш-логистики, «холодной» логистики, автомобильной логистики, аграрной логистики, фармацевтической логистики и т.п.;
- формирование интегрированной логистической поддержки жизненного цикла продукции, что особенно актуально для наукоемких изделий и изделий с коротким жизненным циклом, например компьютерной техники, мобильных телефонов и т.п.;
- ИТ-поддержка логистических процессов, особенно возможность получения вовремя полной информации о месте нахождения груза в цепи поставок;
- в сфере производства - развитие «бережливой логистики», т.е. внедрение методик «бережливого производства» и «6 сигм» с целью ресурсосбережения и выявления источников потерь ресурсов предприятия при осуществлении логистических операций.
Менеджеры
по логистике предприятий
Аналогичные тренды логистики, будут характерны и для рынка логистических услуг Украины в ближайшие 5-10 лет.
Несмотря
на кризисный для экономики
1.3 Проблемы современной логистики в Украине и пути их решения
В условиях
перехода Украины к рыночной модели
экономики у предприятий
В современной Украине сформировался весьма неблагоприятный климат для эффективного функционирования промышленного предприятия. Адаптация субъектов хозяйствования к рыночной экономике происходит медленно, со многими трудностями (несовершенство экономической политики, налоговой системы, неблагоприятные условия инвестиционного климата и т.д.). А сейчас еще и финансовый кризис прибавляет проблем, некоторые предприятия вообще закрылись.
В последние годы на украинских предприятиях происходит уменьшение объемов прибыли, рост удельного веса затрат из-за избыточного образования материальных запасов, недостаток достоверной и своевременной информации о положении на рынке сбыта, конкурентов.
В связи с нестабильностью экономики современной Украины решением логистических проблем необходимо заниматься на всех уровнях управления логистическими потоками. Особое внимание надо уделить самому предприятию как микрологистической системе, поскольку именно на уровне предприятия ощущается обострение логистических проблем.
Руководство современных предприятий довольно часто сталкивается со сложными проблемами в сфере снабжения. Например, повышены закупочные цены, несвоевременное выполнение заказов производственных подразделений, непрозрачное складское хозяйство, большие запасы материалов и оборудования на складах порождают проблему неликвидов. Эта сфера тесно связана с транспортом, который играет в логистике особую роль. Практически на всех предприятиях транспорта отсутствуют современные транспортные средства, которые бы соответствовали мировым стандартам, наблюдается отсталость инфраструктуры транспорта, низкий технико-технологический уровень и уровень организации управления перевозок.
Транспорт является одним из главных объектов затрат в логистические системы предприятия. Согласно исследованию транспорт (как и запасы) требует от 1/3 до 1/2 всех расходов на логистику. Однако сегодня практически ни одно предприятие не сможет функционировать без поставок сырья, готовой продукции или материалов. Последствиями нарушений функционирования системы транспорта являются убытки предприятий и даже их банкротство, поскольку не поставляется сырье, необходимое для производства, не отгружается готовая продукция, происходит ее простой и порчи. Производственный процесс на предприятии не должен зависеть от задержек транспорта. Для этого необходимо изучить существующий маршрут поставки товаров, сырья, материалов, выбрать наиболее удобный по времени и условиям перевозок. При этом учесть характеристики груза, местонахождение конечных пунктов снабжения.
Для предприятия важно правильно выбрать тот вид транспортировки, который предоставит возможность доставить груз вовремя и без повреждений. Однако, выбирая определенный вид транспорта, необходимо учитывать не только то, что снизятся расходы на транспортировку, произойдет сокращение времени поставки, но и то, как повлияет выбор вида транспорта на другие логистические операции. В современных экономических условиях при транспортировке предприятие должно объединять несколько заказов в один для определенных групп грузов.
Определение графика транспортировки дает возможность предприятию своевременно переместить материальный поток. Это важно особенно для высокотехнологичных отраслей, где жизненный цикл продукта является короче время его проектирования, комплектации, производства и дистрибуции.
Для повышения надежности услуг, сокращение сроков выполнения заказов, увеличение гибкости в сложных случаях, налаживания с клиентами доверительных отношений предприятия могут выбрать собственную транспортную систему. И даже при условии дополнительных затрат на содержание самостоятельного транспорта, при рациональной организации загруженности собственных транспортных единиц предприятие будет иметь более низкий уровень затрат по сравнению с затратами на услуги транспортных компаний.
Проблемами логистики складирования является низкий уровень производственно-технической базы складского хозяйства, недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции, слабый уровень механизации и автоматизации складских работ. Для решения ряда проблем сферы складирования прежде всего необходимо разработать стратегию сохранения запасов, обратить внимание на физическое хранение запаса и дополнительные операции с ним (загрузка / выгрузка, перемещения с места на место). Необходимо правильно определить эффективное соотношение между расходами на заполнение состава и обработки запасов, место расположения помещений, провести расчеты по определению территориальных размеров зоны хранения и зоны комплектации заказов (которые рационально разместить рядом), определить необходимую площадь, обустройство склада и размещения в нем запасов.
Система распределения характеризуется такими проблемами, как замедление передвижения товаров от производителей до потребителей, высокий уровень неудовлетворенности спроса, низкая надежность и недостаточность уровня качества обслуживания потребителей, Отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения и организованных товарных рынков. В сфере сбыта необходимо строить как горизонтальные, так и вертикальные каналы сбыта, налаживать взаимодействие с оптовыми посредниками и непосредственно с потребителями.
В период глобальной информатизации каждое предприятие должно использовать новейшие информационные технологии. Проявлением их использование может быть информационная логистическая система. Надо отметить, что эта система должна быть интегрированной во все сферы деятельности предприятия (маркетинг, менеджмент, производство, финансы и т.д.). Это нужно для построения эффективного управления деятельностью предприятия.
Логистика позволяет проводить комплексный учет проблем, которые существуют на предприятии. Этот учет базируется на интеграционного подхода. Но при решении перечисленных проблем возникают или обостряются другие, а при нынешнем кризисе предприятия больше задумываются о том, чтобы хоть как-то кризис пережить. Но все это может понадобиться в ближайшем будущем, а проводить анализ нужно постоянно.
Таким
образом, в условиях перехода Украины
к рыночной экономике у предприятий появилась
экономическая свобода. Это, в свою очередь
привело к проблемам в управлении деятельностью
предприятия, которые наиболее успешно
можно решить с помощью логистики. Для
этого необходимо пересмотреть стратегию
предприятия, усовершенствовать организационную,
транспортную, разделительную системы,
внедрять высококачественные и надежные
информационные технологии.
1.4
Парадигмы логистики
Парадигмы логистики тесно связаны с четырьмя этапами ее эволюционного развития. К ним относятся:
• аналитическая;
• технологическая (информационная);
• маркетинговая;
• интегральная.
Вокруг этих фундаментальных парадигм на Западе сконцентрировались ваучные школы, группы исследователей и логистические сообщества.
Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. Примером концентрации исследований вокруг аналитической парадигмы являются американские университеты, где логистика - одна из основополагающих дисциплин, цалитическая парадигма основана на твердой теоретической базе, использующей при исследованиях методы и модели теории управления запасами, исследования операций, экономической кибернетики, методы математической статистики и др. Характерной особенностью применения аналитической парадигмы является построение достаточно сложной экономико-математической модели, отражающей специфику решаемой логистической проблемы. Такие модели требуют большого объема исходной информации и разработки сложных алгоритмов принятия решений в логистическом управлении, а практическое их применение (исходя из указанных особенностей) сужается в основном до внутрипроизводственных логистических систем. Для большинства фирм, заинтересованных в интегральном подходе к логистическим исследованиям, аналитическая парадигма неудобна.
Технологическая парадигма появилась в 1960-х гг. и тесно связана с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. Философия данной парадигмы заключается в том, что с одной стороны, можно сформулировать общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой -синтезировать информационно- компьютерное обеспечение решения проблемы.
Теоретической
основой технологической
С начала 1980-х гг. и до настоящего времени в ряде развитых стран при синтезе фирменных логистических систем часто применяется маркетинговая парадигма. Модели, использующие эту парадигму, имеют целью описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе.
Синтезируемая
логистическая система должна реализовать
стратегическую цель фирмы - стратегию
конкуренции на рынке сбыта готовой продукции,
что требует решения таких маркетинговых
задач, как изучение рынка, определение
позиций фирмы на рынке, прогнозирование
спроса на продукцию и т. п. Научной базой
данной парадигмы являются в основном
экономические и социальные дисциплины
(экономика и организация производства,
управление персоналом и качеством продукции,
маркетинг и т. п.), а математическую основу
составляют в основном теория вероятностей,
математическая статистика и т. п. Необходимо
отметить, что модели, использующие в качестве
основы маркетинговую парадигму, являются
достаточно абстрактными, имеют большую
размерность, многие переменные носят
качественный характер, что затрудняет
получение простых аналитических решений.
Примером использования маркетинговой
парадигмы за рубежом является LRP-система
- система контроля входных, внутренних
и выходных материальных потоков на уровне
фиэмы, территориально-