Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 05:24, реферат
Логика изучает познавательную деятельность человека. OG этом говорит сам термин «логика», происходящий от греческого слова «логос», что означает слово, понятие, рассуждение, разум. Однако вопросом о том, как человек познает окружающий мир, занимаются и другие дисциплины: философия и психология, физиология высшей нервной деятельности и языкознание, семиотика и эвристика. Для того, чтобы уяснить суть логического подхода к познанию, необходимо хотя бы вкратце описать, в чем специфика философского, психологическою и проч. подхода к этой же проблеме.
Введение. Предмет логики и ее значение
Глава I. Понятие
§ 1. Общая характеристика понятия
§ 2. Виды понятии
§ 3. Отношения между понятиями
§ 4. Определение понятий
§ 5. Деление понятии
Глава II. Суждение
§ 1. Общин характеристика суждения
§ 2 Простые суждении
§ 3. Сложные суждения
§ 4. Модальность суждений 44
Глава III. Умозаключение
§ 1. Общая характеристика умозаключения 48
§ 2. Непосредственные умозаключения 50
§ 3. Умозаключения из суждений с отношениями 53
§ 4. Категорический силлогизм 55
§ 5. Умозаключения из сложных суждений 60
§ 6. Индуктивные умозаключения 66
§ 7. Индуктивные методы исследовании причинных связей
§ 8. Умозаключение, но аналогии
Глава IV. Основные законы логики
§ 1. Общая характеристика логических законов
§ 2. Закон тождества
§ 3. Закон противоречие
§ 4. Закон исключенного третьего
§ 5. Закон достаточного основания
Глава V. Основы теории аргументации
§ 1. Доказательство
§ 2. Виды доказательства
§ 3. О проведение
Глава VI. Занимательная логика
§ 5. Умозаключения из сложных суждений
До сих пор мы рассматривали простые суждения, составными частями которых выступают субъект и предикат, выступающие в качестве основных смысловых единиц умозаключений. Теперь нам предстоит подвергнуть анализу сложные умозаключения, составными частями которых будут простые суждения, выступающие в качестве элементарных смысловых единиц. Внугренняя структура последних при этом во внимание не берется. Существуют разные виды умозаключений, образуемых на основе разных видов сложных суждений.
К числу условных
умозаключений относятся такие
/А -> В/ /. /В -• С/
А -ч- С
Приведем пример:
Если цены на сырье поднимутся /А/, стоимость продукции возрастет /В/.
Если стоимость продукции
возрастет /В/, цены на това-
ры придется
поднять /С/.
Если цены на сырье поднимутся /А/, то цены на товары
придется поднять /С/.
Принцип чисто условного умозаключения: следствие следствия есть следствие основания. Он позволяет соединять в сложные цени множество условных суждений. По формуле:
/а->в/ ув-.- с/ .ус >р/... /q > dj
А — D1
Условно-категорическим умозаключением называется такое дедуктивное умозаключение, в котором одна из посылок является условным суждением, а другая — простым категорическим суждением. Оно существует в двух вариантах — модусах. В утверждающемся модусе категорическая посылка утверждает истинность основания, заключение утверждает истинность следствия. Его формула:
A ~VB,A В
Приведем пример:
Если увеличить расходы на рекламу /А/, спрос на продукцию возрастет /В/. Расходы на рекламу увеличены /А/ Спрос на продукцию возрос /В/
В отрицающем модусе категорическое суждение отрицает истинность следствия, заключение отрицает истинность основания. Его формула:
А -» В. В
А , где значок «—» над символом означает его отрицание. Приведем пример:
Если в квартиру залезут грабители /А/, она будет опустошена /В/.
Квартира не опустошена /В/ Грабители не влазили в квартиру /А/ Существуют еще два модуса условно-категорических умозаключений, однако они дают не истинное, а вероятное знание. Например, умозаключение от утверждения истинности следствия к утверждению истинности основания:
А - *• В. В
А
Если X. совершил преступление /А/, то он был на месте преступления /В/. X. был на месте преступления /В/. Не исключено /вероятно/, что X. совершил преступление /А/.
Разделительно-категорическое умозаключение — есть вывод, в. котором одна из посылок — разделительное, а другая посылка и заключение — категорические суждения. Простые суждения, из которых состоит разделительное / дизъюнктивное/, называются альтернативами. Имеются два модуса разделительно-категорических умозаключений. Первый — утверждающе-отрицающий модус: меньшая посылка /категорическое суждение/ утверждает одну из альтернатив, заключение отрицает другую альтернативу. Его формула:
AwB.A
В
Приведем пример:
Стиль руководства может быть либо автократическим /
А/, либо попустительским /В/. Стиль руководства — ав тократический /А/.
Стиль руководства негюпустительский /В/.
Второй модус отрицающего — утверждающий: меньшая посылка отрицает одну из альтернатив, заключение утверждает другую альтернативу. Его_формула:
A v В. А В
Приведем пример:
Минеральные удобрения бывают или азотными, или
фосфорными, или калийными.
Данное минеральное удобрение не является ни азотным,
пи фосфорным.
Данное минеральное удобрение является калийным.
Заключение достоверно, если в большей посылке перечислены все возможные альтернативы. В первом примере нами не назван демократический стиль руководства, что привело к упрощенным альтернативам и слишком очевидному выводу.
Условно-разделительным называется умозаключение, в котором одна посылка условная, а другая является разделительным суждением. В зависимости от числа членов в разделительной посылке это умозаключение может быть дилеммой /два члена в разделительной посылке/, трилем-мой /три члена/ и полилеммой.
Рассмотрим дилемму. Она может быть конструктивной и деструктивной. Каждая форма в свою очередь делится на простую и сложную. Отсюда получается четыре варианта дилеммы.
Простая конструктивная дилемма состоит из двух посылок. Первая утверждает, что из двух различных оснований вытекает одно и то же следствие. Вторая /дизъюнктивное суждение/ утверждает, что одно или другое основание истинно. Заключение дает следствие. Формула: /А "-С/УВ ->С/. А^В С
Приведем пример:
Если положение фирмы на рынке ухудшается /А/, надо
искать новые рынки сбыта /С/.
Если финансовое состояние фирмы ухудшается /В/,
надо искать новые рынки сбыта /С/.
Ухудшается и положение фирмы на рынке /А/, и ее фи нансовое состояние /В/.
Следует искать
новые рынки сбыта /С/.
Сложная конструктивная
дилемма также состоит из
двух посылок. В первой — два основания, из которых выте-
кают соответственно два следствия. Вторая посылка /дизъ-
юнктивное суждение/ утверждает истинность одного или другого основания. Заключение утверждает одно или другое следствие. Формула:
/А~*В/УС~-'Р/. AvC
BvD
Приведем пример:
Если цены либерализовать /А/, они могут возрасти /В/. Если с зарплаты снять ограничения /С/, она может увеличиться /D/.
Для стабилизации
экономики надо выбирать между ли
берализацией цен /А/ и снятием
ограничений с запла-
ты/С/.
В таком случае надо выбирать между возрастанием цен
/В/ и увеличением размера зарплаты /D/.
Ситуация, описываемая данным видом дилеммы, приводит к необходимости из двух зол выбрать наименьшее, или, как говорили древние: «Посадить на рога дилеммы».
В простой деструктивной дилемме первая /условная/ посылка утверждает, что из одного и того же основания вытекают два различных следствия. Вторая посылка — дизъюнкция отрицаний обоих этих следствий. Заключение отрицает основание. Формула:
/А-»В/./А -CAB vС
А
Приведем пример:
Если предприятие идет к банкротству /А/,
то происхо
дит спад производства /В/
и ухудшается его финансовое
положение /С/. _
Однако мы не наблюдаем ни спада производства /В/, ни ухудшения финансового положения /С/.
Признаков банкротства у данного предприятия нет /А/.
Сложная деструктивная дилемма содержит одну посылку, состоящую из двух условных суждений с разными основаниями и разными следствиями. Вторая посылка — дизъюнкция отрицаний обоих следствий. Заключение проводит
к дизъюнкции отрицаний обоих оснований. Формула: /А -В/ /С-РЛВуД
Приведем
пример:
Если мой компаньон AvC
надежный партнер /А/, то он
меня не подведет /В/,
Если мой компаньон энергичный человек
/С/, то мой
заказ выполнит в срок /D/. _
Однако оказалось, что_он меня и подвел /В/, и не выполнил заказа в срок /D/.
К сожалению, партнером компаньон оказался ненадежным /А/ и неэнергичным /С/.
Трилсммы, подобно дилеммам, делятся на конструктивные и деструктивные, простые и сложные. Не вдаваясь в рассмотрение этого вопроса, приведем пример простой конструктивной трилеммы:
Если технологические показатели завода ухудшаются, надо проконсультироваться у специалистов-управленцев по данному вопросу; если производственная дисциплина на заводе ухудшается, следует спросить со специалистов-управленцев; если социально-психологический климат ненормален, ответ могут дать специалисты-управленцы.
На данном заводе или ухудшились технологические показатели, или «хромает» дисциплина, или ненормальный социально-психологический климат.
Положение дел на заводе должно стать предметом анализа специалистов-управленцев.