Понятие мышление и его роль в познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

Приступая к изучению любой науки, прежде всего нужно узнать её предмет. Предмет логики - мышление человека, законы, формы, приёмы мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир. Вопросы, связанные с познанием реальности - важнейшие вопросы философии. Поэтому логика является философской наукой. Итак, логика - это философская дисциплина о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.
Цель работы. В этой работе я хочу разобраться с понятием мышление, и понять какова же роль его, в познании.

Содержание работы

Вступление.
1. Мышление.
а) Классификация явлений мышления.
б) Общие закономерности мышления.
2. Роль мышления в познании.
а) Основные особенности абстрактного мышления.
Вывод.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

индз логика.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Анализ дает ответ на вопрос: какая  часть целого обладает определенными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение. Результаты анализа объединяются, синтезируются. Синтез - объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними. Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.

Анализ и синтез, взаимо переходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом целом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т.д. Анализ - вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом проявляются такие закономерности мышления как селективность - избирательное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе развивающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышления - антиципация - предвосхищение возможного наступления новых событий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы - дивергентность мышления.

Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Существенное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К решению отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила. В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего.

 

 

 

 

 

Роль  мышления в познании.

Познание начинается с отражения  окружающего мира органами чувств, дающих непосредственное знание о действительности и являющихся источником всех наших  знаний.

Чувственное познание протекает в  трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

  Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса и т. д. Целостный образ предмета, возникающий в результате непосредственного воздействия последнего на органы чувств, называется восприятием. Таково, например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии и т. д. Более высокой формой чувственного познания является представление.  Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие уже отсутствует. Таково, например, представление о человеке, с которым приходилось встречаться раньше, или о предмете, находившемся на месте происшествия.

Нужно отметить, что у каждого  человека представление об одном  и том же предмете неодинаково: оно имеет индивидуальные черты. Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крылатый конь Пегас, получеловек-полулошадь Кентавр из древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной фантазией). Такие представления образуются на основе ряда восприятий, являются их комбинацией, объединением в одно целое образов нескольких предметов действительности.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних  свойствах. Такими знаниями человек  ограничиться не может. Он стремится  к обобщению восприятий и представлений, к проникновению в сущность вещей, к познанию законов природы и общества. А это невозможно без абстрактного мышления.

Диалектический материализм рассматривает  мышление как особое свойство высокоорганизованной материи — мозга — отражать материальный мир в идеальных образах. Являясь продуктом биологической эволюции, мышление человека представляет собой вместе с тем продукт общественного развития. Оно возникло и развивалось в неразрывной связи с трудовой деятельностью и речью, свойственными только человеческому обществу.

В отличие от чувственного познания мышление отражает внешний мир в абстракциях. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, от их индивидуальных особенностей, абстрактное мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи.

Благодаря способности к абстрагированию  мышление является высшей по сравнению  с чувственным познанием формой отражения действительности. Ограничиваясь  чувственным познанием, нельзя установить причинной зависимости между  такими, например, явлениями, как смена времен года и вращение Земли вокруг Солнца, определить время наступления солнечного или лунного затмения, произвести расследование преступления и т. д. Без теоретического, научно-абстрактного мышления невозможно даже связать между собой два факта природы, выяснить существующую между ними связь.

Было бы, однако, неправильно рассматривать  абстрактное мышление в отрыве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе они находятся  в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных при помощи органов чувств. С помощью абстрактного мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы общественного развития и тому подобное, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.

Итак, процесс познания включает в  себя чувственное познание и абстрактное  мышление. Особое место в познании занимает практика. Являясь основой  и движущей силой познания, его целью и критерием истинности знаний, практика пронизывает весь процесс познания от начала до конца.

 

а) Основные особенности  абстрактного мышления.

Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие  от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Например, мы ежедневно видим многих людей разного возраста и пола, разной профессии и национальности. Выделяя общие всем людям свойства — способность трудиться, мыслить, обмениваться мыслями при помощи языка, — мы обобщаем эти свойства и создаем абстрактный образ человека. Тем самым мы переходим от познания отдельных людей к научному понятию о человеке, к познанию общего. Подобным же образом создаются научные понятия материи, движения, общественного класса, государства, правоспособности и т. д. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.

Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи живого созерцания мы познаем лишь то, что непосредственно воздействует на наши органы чувств. Мы видим березовую рощу, слышим пение птиц, вдыхаем аромат цветов. Благодаря абстрактному мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т. е. опосредствованно. Так, например, по показанию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.

Знание, полученное из уже имеющихся  знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным, а сам процесс  его получения — выведением. Получение  новых знаний путем выведения  находит широкое применение в  познавательной деятельности человека.

3. Мышление неразрывно связано  с языком. Какая бы мысль ни  возникла в голове человека, она  может возникнуть и существовать  лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. Язык есть непосредственная действительность мысли. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваются мыслями, добиваются взаимного понимания.

4. Мышление — процесс активного  отражения действительности. Активность  характеризует весь процесс познания  в целом, но прежде всего — абстрактное мышление. Создавая абстракции, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.

Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения — таковы основные особенности абстрактного мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кириллов  В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник  для юридических вузов. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1999. — 256 с.


Информация о работе Понятие мышление и его роль в познании