Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 22:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Логике".
М. сходства, различия, смеш. метод с. и р., основываются на повторяемости либо на отсутствие опред. обстоятельства. Однако не все причинно связанные яв. допускают нейтрализацию или замену отдельных составляющих их факторов. единственным способом обнаружения причинных связей в таких условиях яв. фиксация в проц. наблюдения сопутствующих изменений в предшествующих и последующих явлениях. Причиной в этом случае выступает такое предшеств. обств., интенсивность или степень изменения кот. совподает с изменением исследуемого действия. A, B, C- предшеств. абст., кажое из кот. не может быть опущено или заменено, 1,2,3…, n- степень изменения этих обст.; d- интересуещее нас действе, рассуждение прнемает вид: ABC1 выз. d1, ABC2 выз. d2, ABCn выз. dn| по-видимому, C яв. причиной d. (Вывод о влияние солнечных пятен на появление магнитных бурь на земле) Главное в этом вопросе понять, что с изменением каково-то обстаятельства меняется какоето-зависимое от нас действие (количественно, качественно, прострпагственно или др.) Этот метод предполог. соблюдение ряда условий: 1.) Необходимо знание о всех возможных причинах исследуемого яв.. (у нас это A, B, C), 2.) должны быть искл. обст., не влияющие на изменение d, т.к неизменяющиеся не может быть пничиной изменяющегося (A и B отпадают), 3.) среди предшествующих выделяют единственное обст., сопутствующие изменению действия d (остаётся C).
Сопутствующие измен. могут быть прямыми (чем интенсивние проявление редшествующего фактора, тем активние проявляеть себя и исследуемое явление и наоборот, температура повышается, ртуть расширяется) и обратными (интенсивное проявление предшеств. обст.замедляет активность или уменьшаетстепень изменения исследуемого явления, чем больше трение, тем меньше скорость). Схема этого метода принимает форму раздел.-категор. умозак.:( AvBvC; неA , неB| по-видимому, C) Обоснованность заключения обуславливается числом рассмотреных случаев, точностью знаний о предшеств. обстаятельствах, адекватностью изменений предшеств. абстаятельства и сопутствующего изменения. С увеличением числа сравниваемых случаев, демонстрирующих сопутствующие изменения, растёт вероятность заключения. Но во внимание принемаются не любые, а лишь пропорционально нарастающие либо убывающие изменения. но существует также придел изменений, его также нужно учитывать. Если множество альтернативных обст. не исчерпывает всех возможных причин и не яв. закрытым, то заключ. в выводе проблематично, а не достоверно.
Научной индукц. наз. умозак., в кот. обобщение строится путём отбора необходимых и исключ. случайных обстаятельств.
В зависимости от способов исследования различают:
1.) индукц. (нацучн., неполн.) методом отбора (силективая индукция)- это умозак., в кот. вывод о принадлеж. признака классу (множеству) основывается на на знание об образце (подмножестве), полученом метододичным отбором явлений из различ. частей этого класса. Проще говоря в популярной индукции мы берём относительно однородный класс и нас интересуеит только одна его характеристиа (налич. или отсутств. опред. признака), в научной же индукции мы должны учитывать совокупность всех признаков, так или иначе имеющих возможность влиять на наличие или отсутствие нами исследуемого признака. Это может быть пространство, время, различ. функции, взаимоотнош.- разнообразные условия наблюдения. (Всчастности сорт пшеницы ,посаженный подряд в шести районах области не означ., что этот сорт посажен во все области, т.к. не учтены климат. условия и др..)
2.) индукц. методом исключ. (элиминативная)- это сист. умозак., в кот. выводы о причинах исследуемых явлений строятся путём обнаружения подтвержд. обстаятельств и исключ. обст., не неудвл. свойствам причинной связи. Позноват. роль этой индукц. в анализе причин.-следств. связей. Причинной наз. связ., когда одно явление побуждает другое. Важнейшеми свойствами элиминативной индукц. (причинной связи) яв.: а.) всеобщность (в мире не сущ. безпричинных явлений), б.) послед. во времени (причина всегда предшеств. действию, но может возник. ошибка: «после этого, значит, по причине этого», не учтена случайность и др. причина), в.) необходимость(остутств. прич. ведёт к отсутств. действия, действ. осущ. только при налич. прич.), г.) однозначность(кажая прич. выз. конкретн., соотв. ей, действие).
Применение методов элиментативной индукц. связ. с огрубленим реальных взаимосвязей между явлениями. Предшеств. яв. прассматр. как сложное, сост. из простых A, B, C. Каждое счит. относ. самостаят. и невступает в отнош. чс другими. Предполагается, что обст. взятыв вполном V. Большой вклад в развитие элиментативной индукц. внесли: Ф.Бэккон и др.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
48. Метод остатков.
Форма мышления- спрособ связи элементов мысли, её строение, благодаря кот. содержание существует и отражает действительность.
Умозаключени (силогзм)- ф.м., посредством кот. из одного или нескольких сужд. выводится новое. Сост. из посылок (исходн. сужд. из кот .выводится нов. сужд.), заключения (нов. сужд.) и вывода (лог. переход от посылок. к зак.). Необход. связь по содерж. между сужд., если связи нет, значит вывод из них невозможен..мЧтобы получ. ист. заключ.: посулки должны быть ист.и должны быть соблюд. правила вывода, лог. законы.
1. В зависю от строгости правил вывода умозак. бывают демонстративные (необходимые)- заключ. с необходимостью след. из посылок, лог. следование предст. собой лог. зак., и недемонстр. (правдоподоб.)- вероятностное следование.
2. По направленности лог. следования: дедуктивные (от общ. к частн.), индуктивные (от частн. к общ.), умозак. по аналогие (от частн. к частн.)
Дедуктивными наз. умозак. ,в кот. переход от общ. к частн. яв. лог. необход.. Првавила дедукт. вывода опред. характ. посылок, кот могут быть прост. (категорич.) или сложными сужд.. В завис. от колич. посылок дедукт. выводы из категор. сужд. дялятся на непосредств. (заключ. вывод. из одной посыл.) и опосред. (заключ. вывод из двух посылок)
Модусами умозак. наз. разновид. этих умозак., различ. качеств. и колич. характ. посылок (A, E, I, O).
Индуктивным умозак. наз. умозак., в кот. на основании принадлежности признака отдельным предметам или части некотор. класса предметов делают выводы о принадлежности этого признака классу в целом. Посылками индукь. умозак. выступают сужд., в кот. фиксируется получ. опытным путём информация о повторяемости признака P у ряда явлений S1, S2 и др. S, прирнадлеж. одному классу K. Схема: 1) S1 имеет признак P, S2 имеет признак P, Sn имеет признак P; 2) S1, S2, Sn- элементы (части) класса K; Заключение: Всем предметам класса K присущ признак P. В основе лог. перехода от полыл. к зак. в индукт. умозак. лежит положение о закономерном развитие мира.В завис. от полноты ит законченности исслед различ. полн. и неполн. индукц..
Неполная индукц.- это умозак., в кот. на основе пнинадлеж. признака некотор. эл. класса или частям класса делают выводыо его принадлеж. к классу в целом. Индукт. умозак. таково типа примен. лишь в тех случаях, когда имеют дело с открытыми классами, число элементов в кот. яв. неустановленным или слишким большим и непригодным для опыта. (Классы растений, животныз, хим. элементы, люди). Схема: 1) S1 имеет признак P, S2 имеет признак P, Sn имеет признак P; 2) S1, S2, Sn- принадлежат (тоесть ни только они, есть ещё и др., а на этих мы ставим опыт) класс K; Заключение: Всем предметам класса K, по-видимому, присущ признак P. Неполнота индукт. обощения выраж. в том, что исследуют не все, а лишь некотор. эл. или части класа- от S1 до Sn. Лог. переход же в таких сужд. оправдывается всеобщим характером признаков и устойчивой их повторяемостью в опыте для опред. рода явлений. Индукт. переход от некотор. ко всем не может притендовать на лог. необходимость, т.к. повторяемость признака может оказатся простым совпадением. Так для неполн. индукц. характерно ослабление лог. следования, ист. посылки обеспечивают не достоверное, а лишь только проблематичное заключ.. Обнаруж. хотя бы одного случ., противореч. обобщенею, делает весь вывод несостаятельным. На этом основание неполн. индукц. огтносят к правдоподобным (недемонстративным) умозак., для кот. характерна лишь опред. степень вероятности.
По способу отбора различают: популярн. и науч. индукц. (умозак., в кот. обобщение строится путём отбора необходимых и исключения случайных обстаятельств).
Научной индукц. наз. умозак., в кот. обобщение строится путём отбора необходимых и исключ. случайных обстаятельств. В зависимости от способов исследования различают:
1.) индукц. (нацучн., неполн.) методом отбора (силективая индукция)- это умозак., в кот. вывод о принадлеж. признака классу (множеству) основывается на на знание об образце (подмножестве), полученом метододичным отбором явлений из различ. частей этого класса. .) индукц. методом исключ. (элиминативная)- это сист. умозак., в кот. выводы о причинах исследуемых явлений строятся путём обнаружения подтвержд. обстаятельств и исключ. обст., не неудвл. свойствам причинной связи. .) индукц. методом исключ. (элиминативная)- это сист. умозак., в кот. выводы о причинах исследуемых явлений строятся путём обнаружения подтвержд. обстаятельств и исключ. обст., не неудвл. свойствам причинной связи. Научной индукц. наз. умозак., в кот. обобщение строится путём отбора необходимых и исключ. случайных обстаятельств.
Своремен. лог. описывает пять методов установ. причинных связей: сходства, различия, соединён. м. сх. и разл., сопутств. измен., остатка.
Рассмотрим подробнее метод остатков. Применение данного метода связанно с установлением причины, вызывающейопред. часть сложного действия при условии, что причины, вызывающие другие части этого действия, уже выявлены. Схема: 1.) ABC выз. xyz; 2.) A выз. x; 3.) B выз. y| С выз. z). Так были открыты Гелий и Рубидий. Так же этот метод нашёл своё прнименение в физике, биологие, социологие, юриспруденции. Так же можно применить модифицированое рассуждение по методу остатков: 1.) ABC выз. abcd, 2.) A выз. a; 3.) B выз. b; 4.) C выз. по-видимому, сущ. некий X, кот. выз. d. Подобно другим индукт. метолам, метод остатков даёт, как правило, проблематичное знание, т.е. вероятностное. Степень вероятности определяется точностью знаний о предшествующих обстаятельствах, среди кот. идёт поиск причины исследуемого явления, точностью знания о степени влияния каждой из известных причин на совокупный результат. Данный метод по своей лог. структуре относится к сложным рассуждениям, в кот. индуктивные обобщения строятся с участием дедуктивных выводов. Дедукция выступает лог. средством исключения случайных обстаятельств, тем самым она лог. корректирует и направляет индуктивное обобщение.
Взаимосвязь дидукц. и индукц. обеспечивает лог. состоятельность рассужд. при применении методов, а точность выраж. в посылках знания опред. степень обоснованности получаемых в виде заключений знаний.
Научной индукц. наз. умозак., в кот. обобщение строится путём отбора необходимых и исключ. случайных обстаятельств.
В зависимости от способов исследования различают:
1.) индукц. (нацучн., неполн.) методом отбора (силективая индукция)- это умозак., в кот. вывод о принадлеж. признака классу (множеству) основывается на на знание об образце (подмножестве), полученом метододичным отбором явлений из различ. частей этого класса. Проще говоря в популярной индукции мы берём относительно однородный класс и нас интересуеит только одна его характеристиа (налич. или отсутств. опред. признака), в научной же индукции мы должны учитывать совокупность всех признаков, так или иначе имеющих возможность влиять на наличие или отсутствие нами исследуемого признака. Это может быть пространство, время, различ. функции, взаимоотнош.- разнообразные условия наблюдения. (Всчастности сорт пшеницы ,посаженный подряд в шести районах области не означ., что этот сорт посажен во все области, т.к. не учтены климат. условия и др..)
2.) индукц. методом исключ. (элиминативная)- это сист. умозак., в кот. выводы о причинах исследуемых явлений строятся путём обнаружения подтвержд. обстаятельств и исключ. обст., не неудвл. свойствам причинной связи. Позноват. роль этой индукц. в анализе причин.-следств. связей. Причинной наз. связ., когда одно явление побуждает другое. Важнейшеми свойствами элиминативной индукц. (причинной связи) яв.: а.) всеобщность (в мире не сущ. безпричинных явлений), б.) послед. во времени (причина всегда предшеств. действию, но может возник. ошибка: «после этого, значит, по причине этого», не учтена случайность и др. причина), в.) необходимость(остутств. прич. ведёт к отсутств. действия, действ. осущ. только при налич. прич.), г.) однозначность(кажая прич. выз. конкретн., соотв. ей, действие).
Применение методов элиментативной индукц. связ. с огрубленим реальных взаимосвязей между явлениями. Предшеств. яв. прассматр. как сложное, сост. из простых A, B, C. Каждое счит. относ. самостаят. и невступает в отнош. чс другими. Предполагается, что обст. взятыв вполном V. Большой вклад в развитие элиментативной индукц. внесли: Ф.Бэккон и др.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
49. Анология, её структура и виды, роль анолог. в пр. проц.
Форма мышления- спрособ связи элементов мысли, её строение, благодаря кот. содержание существует и отражает действительность.
Умозаключени- ф.м., посредством кот. из одного или нескольких сужд. выводится новое. Сост. из посылок (исходн. сужд. из кот .выводится нов. сужд.), заключения (нов. сужд.) и вывода (лог. переход от посылок. к зак.). Необход. связь по содерж. между сужд., если связи нет, значит вывод из них невозможен.Чтобы получ. ирст. заключ.: посулки должны быть ист.и должны быть соблюд. правила вывода, лог. законы.
1. В зависю от строгости правил вывода умозак. бывают демонстративные (необходимые)- заключ. с необходимостью след. из посылок, лог. следование предст. собой лог. зак., и недемонстр. (правдоподоб.)- вероятностное следование.
2. По направленности лог. следования: дедуктивные (от общ. к частн.), индуктивные (от частн. к общ.), умозак. по аналогие (от частн. к частн.)
Умозак. по аналогия- это вывод о принадлежности опред. признака исследуемому еденичному обьекту (предм., отнош., событ. или классу) на основе его сходства в существ. чертах с другим уже известным еденич. обьектом.
В науке часто исследуются еденичные обьукты, к кот. не применимы дедукт. и индукт. рассуждения. В этом случие пребегают к умозак. по аналогие, уподобляют новое еденичн. явление другому, известному и изученному. (Например рев. 1917г. сравнивают с Фр. бурж. рев., проводят аналогии и паралели.) Так же эти умозак. применяют в физике, химие, биологие, социологие, политологие, юритспруж. и др.. Умозак. по аналог. всегда придшеств. опирация сравнения двух обьектов, кот. позвол. установить сходства и различия между ними. При это для аналогии требуются не любые совпадения, а сходствав в существенных признаках при несущественности различий, только такие сходства служат основой для уподобления двух материальных или идеальных обьектов. Лог. переход от от известного к новому знанею регул. в выводах по анологие следующим правилом: если два еденичных предмета сходны в опред. признаках, то они могут быть сходны и в др., обнаруженных в одном из срввеимых предметов, признаках.
Виды анологии: по характеру уподобляемых обьектов различ. два вида аналогии:
1.) а. предметов- это умозак., в кот. обьетом уподобления выступают два сходных еденичных придмета, а переносимым признаком- свойства этих предметов. Схема: a присуще P, Q, S, T; b присуще P, Q, S| b присуще T, где a и b- два еденичных предм. или признака, а большие буквы-их признаки. Перенос света в пространстве на основе анологии со звуком.
2.) а. отношений- умозак., в кот. обьектом уподоблениявыступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком- свойства этих отношений. (отношения между отцом и сыном, внуком и дедом о содержание ребёнка) Общей вид схемы: 1.) xR1y, mR2n; 2.) R1 присуще P, Q, S,T; R2 присуще P, Q, S| по-видемому, R2 присуще T (какой-либо признак). История знает открытий, зделанных таким образом, метод моделирования в технике.
Анология находит широкое применение в науке (физика, химия, техника, биология, политология, психология, социологие, юриспруденция-ликвидация пробелов в праве), трудовом процессе и повседневной деятельности, решение поставленных задач..
50. Гипотиза, её виды и роль в познании.
Форма мышления- спрособ связи элементов мысли, её строение, благодаря кот. содержание существует и отражает действительность.