Шпаргалка по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 22:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Логике".

Файлы: 1 файл

Шпоры по Логике.doc

— 688.50 Кб (Скачать файл)

Достоверному знанею в науке предшествует построение различных догадок и домыслов, испещерённые различными отклонениями рот истины, заблуждениями.

Гипотеза- это закомерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснениясвойств и причин исследуемых явлений. Важнейшеми чертами гипотезы яв.: 1.) г.-это всекобщая и необход. для любого познавательного процесса форма развития знаний, 2.) построение гипотецы всегда сопровождается выдвижением предположеня о природе используемых явлений, кот. является лог. сердцевинойгипотезы и формулируется в виде отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений. Оно всегда проблемотичное суждение, т.е. вероятностное. Что бы превратить её в достоверное суждение необходима проверка. Во время проверки г. опровержается или подтвержд.. Но, г. всегда содержит в себе вероятностное знание. 3.) Возникающее при построение г. предположение рождается в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленых наблюдений. Важную роль в возникновение плодотворной г. играет индукция, творческие способности и фантазии исследователя. Однако г.- это не простая догадка, а опирающиеся на конкретн. материалы рациональное обоснование. Любая гипотеза имеет исходные знания (основание) и конечный результат (предположение)+лог. обработку данных и перекход к предположению, завершающий этап-проверка гипотизы, превращающие предполож. в достоверное знание или опрровергая его.

Виды:

1. По функциям в  познавательном процессе: описательные- это предположение о присущих исследуемому обьекту свойствах, оно обычно отвеч. на вопрос «Что предст. собой данный предмет или какими свойствами он обладает», они выдвигаются с целью выявления соства, структуры обьета, раскрытия мехонизма, процедурных особенностей его деятельности, опред. его функциональных характеристик (об свете, притяжение), особое место г. о существование (экзестенционные г., НЛО); и обьяснительны- это предположение о причинах возникновения обьекта исследования. Отвеч. на вопрос: «Почему произошло данное событие и каковы причины появления данного предмета» (г. о Тунгусском метеорите, ледниковом периоде) В проц. развития знаний сночало возникают экзестенц. г. (устанав. сам факт сущ. предм.), затем описательные г., потом обьяснит г. (почему этот обьект существует).

2. По обьёму исследования различают: общие- обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях (г. Ломоносова об атомистическом строение вещества), и частные- это обоснованное предположение о происхождение и свойствах еденичных фактов, конкретных событий и явлений (гипотиза о личности преступника).

Гипотиза играет большуб  роль в познание, т.к. конечному достоверному знанею всегда предшествуют какие-либо небезосновательные предположения. Без  этого способо познания было бы тяжело вообще что-то позновать. В частности в суд.-следственно по=роцессе г. яв. утли не основой всего действа. Сначало возникает следственная веерсия (версия это типа таже г., но только взятая из множество относительно похожих), абрабатывается и подтверждается или опровергается.

 

51. Версия в суд. исслед., виды версий.

Форма мышления- спрособ связи элементов мысли, её строение, благодаря кот. содержание существует и отражает действительность.

Достоверному  знанею в науке предшествует построение различных догадок и домыслов, испещерённые различными отклонениями рот истины, заблуждениями.

Гипотеза- это закомерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснениясвойств и причин исследуемых явлений.

В историческом, социологическом или политологическом исследовании, а также в судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы

называют версиями (от латинского versio — «оборот», versare — «видоизменять»).

Версия в  судопроизводстве — одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств или преступления в целом.

При расследовании преступлений и судебном разбирательстве строят различные по содержанию и охвату обстоятельств версии. Среди них различают общие версии и версии частные.

(1) Общая версия — это предположение, объясняющее все преступления в целом как единую систему конкретных обстоятельств. Она отвечает не на один, а на множество взаимосвязанных вопросов, выясняя всю совокупность юридически значимых обстоятельств дела. Важнейшими среди этих вопросов будут следующие: какое преступление совершено? кто его совершил? где, когда, при каких обстоятельствах и каким способом оно совершено? каковы цели, мотивы преступления, вина преступника?

Неизвестной реальной причиной, по поводу которой создается версия, выступает не принцип развития или  объективная закономерность, а конкретная совокупность фактических обстоятельств, из которых складывается единичное преступление. Освещая все подлежащие выяснению в суде вопросы, такая версия носит черты общего суммирующего предположения, объясняющего все преступление в целом.

(2) Частная версия — это предположение, объясняющее отдельные обстоятельства рассматриваемого преступления. Будучи неизвестным или малоизвестным, каждое из обстоятельств может быть предметом самостоятельного исследования, по поводу каждого из них также создаются версии, объясняющие особенности и происхождение этих обстоятельств.

Примерами частных версий могут быть следующие предположения: о местонахождении похищенных вещей или о местонахождении преступника; о соучастниках деяния; о способе проникновения преступника к месту совершения деяния; о мотивах совершения преступления и многие другие.

Частные и общие версии тесно взаимосвязаны друг с другом в процессе расследования. Знания, полученные с помощью частных версий, служат основной для построения, конкретизации  и уточнения общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий по поводу еще не выявленных обстоятельств дела.

 

52. Построение и проверка гипотизы.

Форма мышления- спрособ связи элементов мысли, её строение, благодаря кот. содержание существует и отражает действительность.

Достоверному  знанею в науке предшествует построение различных догадок и домыслов, испещерённые различными отклонениями рот истины, заблуждениями.

Гипотеза- это закомерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснениясвойств и причин исследуемых явлений.Версия- одна из гипотиз.

Построение гипотезы (следжственной версии) склад. из трех последовательных этапов. 1 — анализ отдельных фактов и отношений между ними,2 — синтез фактов, их обобщение; 3 — выдвижение предположения.

1. Анализ фактов.В процессе построения версии, чтобы уяснить характер преступного деяния и лиц, виновных в его совершении, необходимо аналитически исследовать имеющийся фактический материал, т.е. мысленно расчленить его на составляющие и последовательно изучить их. Цель анализа — выделить среди множества фактических обстоятельств fi, f2, ..., fn такие, которые прямо или косвенно, явно или неявно, близко или отдаленно связаны с преступным событием.

Исходный фактический  материал обнаруживают в процессе производства осмотров и обысков, при ознакомлении с документами, при допросах свидетелей и обвиняемых.

В процессе анализа важно  выявить у различных фактических обстоятельств нечто общее, а именно наличие их связи с преступлением. При этом учитывают, что общий для многих фактов признак — связь каждого из них с искомым событием — проявляется каждый раз в специфической форме в зависимости от особенностей каждого конкретного дела.

Умозаключения, с помощью  которых анализируют факты, зависят как от особенностей самих фактов, так и от характера ранее приобретенных знаний. Если следователь прибегает к общим знаниям, его вывод протекает в форме дедуктивных умозаключений. В качестве исходных посылок таких силлогизмов выступают либо проверенные наукой положения, либо полученные в судебно-следствен-ной практике эмпирические обобщения.

В процессе анализа используют также информацию о единичных случаях и фактах, которые встречались при расследовании других дел, т.е. строят умозаключение по аналогии, уподобляя одно единичное явление другому.

Анализ фактов может  протекать и в форме индукции.

В итоге анализ позволяет  выделить из множества исходных обстоятельств fi, f2, ..., f,, конкретные факты fc, fi, ..., fk, прямо или косвенно указывающие на искомое событие.

Обобщение на этом уровне решает важную задачу относимости доказательственного материала: из множества исследованных фактов отбирают лишь такие, которые дают основание для предположения об их связи с преступлением.

2. Синтез фактов

Новый шаг в логической обработке фактов — это синтез, то есть мысленное объединение аналитически выделенных фактов в единство, при отвлечении от случайных обстоятельств.

Расследование преступлений требует развитого апалитико-син-тезирующего мышления, умения правильно связывать факты, выявлять среди них особенное, специфическое. Синтез фактических данных в единую систему является основной предпосылкой построения гипотезы, или версии — рождения обоснованного предположения о событии преступления.

3. Выдвижение  предположения

Логический механизм выдвижения предположения на основе анализа и синтеза сводится к  следующему. Исходный фактический материал f1, f2,..., fn анализируют в свете научных и практических обобщений, отделяют существенное от несущественного и синтезируют относящиеся к делу факты в непротиворечивое множество {fe, fi, ..., fk}. Оно выполняет роль эмпирического базиса, который вместе с предшествующими обобщениями (Г) служит предпосылкой для вероятностного заключения о возможной причине Н, объясняющей происхождение этих фактов.

Посылки:

Г ^   {fe, fi,.... fk }

Заключение: По-видимому, Н

Проблематичность заключения объясняется тем, что Н лишь частично выводимо из посылок. Недостаточная обоснованность означает, что при истинности посылок заключение может быть как исnинным, так и ложным. Степень вероятности гипотезы определяется при этом степенью ее содержательной обоснованности фактами — Р (H/F), где Р — вероятностное значение, Н — гипотеза, F — эмпирические основания гипотезы. Принцип объективности исследования. В психологическом плане объективность означает отсутствие предвзятости. В логико-методологическом плане объективность означает всесторонность исследования с целью установления истины.

Условия состоятельности  гипотезы. (1) Гипотеза должна быть непротиворечивой. (2)  Гипотеза должна быть принципиально проверяемой,(3)  Гипотеза считается состоятельной, если она эмпирически и теоретически обоснована. (4) Познавательная, или эвристическая ценность гипотезы определяется ее информативностью, которая выражается в предсказательной и объяснительной силе гипотезы — в ее способности предсказать, — где и как отыскать новые, еще не известные факты и дать им рациональное объяснение

 Проверка гипотезы

Гипотеза, или версия, проверяется в два этапа: первый из них дедуктивное выведение вытекающих из гипотезы следствий, второй — сопоставление следствий с фактами.

1. Дедуктивное  выведение следствий. Зная особенности гипотезы Н, а также учитывая конкретные условия ее проявления, строят дедуктивный вывод: если предположено Н, то с учетом обстоятельство дела Г должны иметь место Si, S2..., Sn. На схеме это выглядит так: (Г^Н) -> (Si, S2..., Sn).

Чтобы успешно провести гипотетико-дедуктивное выведение  следствий, необходимо иметь достаточную  информацию как о самой причине, так и о возможных в конкретных условиях места и времени действиях  этой причины. Здесь следователь  как раз и использует весь комплекс ранее приобретенных научных знаний в совокупности с обобщениями судебно-следственной практики и личными наблюдениями.

Поскольку в судебном исследовании разрабатывается не одна, а несколько версий, по-разному  объясняющих неизвестное событие, то и требование дедуктивного выведения следствий касается каждого выдвинутого предположения. Логическому анализу при проверке подлежат как предположение H1, так и другие версии — Н2, Нз,..., Н„, т.е. все реально возможные в данных условиях объяснения.

Ценность логической операции дедуктивного выведения следствий определяется тем, что она позволяет рационально, т.е. последовательно, планово, эффективно, строить весь процесс расследования. Если первоначальное обобщение не отличается особой систематичностью и строгостью, то после построения версий и дедуктивного выведения следствий оно становится более методичным и систематизированным, ибо теперь преследует задачу обнаружения не любых, а лишь тех фактов, которые вытекают из предположений. Версия в судебном исследовании выполняет роль логической основы планирования оперативно-следственной работы.

2. Сопоставление  следствий с фактами. Второй этап проверки гипотезы или версии состоит в сопоставлении логически выведенных следствий с фактами с целью ее (1) опровержения или (2) подтверждения.

(1) Опровержение версии протекает путем обнаружения фактов, противоречащих выведенным из нее следствиям.

Версия считается опровергнутой  лишь в том случае, если несостоятельность достаточно обоснованна. Это значи/, что версию нельзя считать несостоятельной лишь на том основании, что вытекающие из нее следствия не подтверждаются 'обстоятельствами дела. Может случиться, что соответствующие факты просто не удалось обнаружить и зафиксировать.

Для опровержения версии необходимо, чтобы вытекающие из неё следствия не просто не совпали, а противоречили фактическим обстоятельствам дела. Только в этом случае имеется достаточное основание считать версию опровергнутой.

Среди различных способов и приемов, к которым прибегает  следователь для опровержения версий, особое значение имеет эмпирическая проверка интересующих суд и следствие обстоятельств в виде следственного или судебного эксперимента. Практика дает многочисленные примеры, когда, воспроизводя обстановку происшествия, устанавливают невозможность наблюдать определенное событие с того места, о котором говорит свидетель, невозможность слышать разговор через дверь или стену либо слышать выстрел. В таких случаях доказывается ложность показаний свидетеля или обвиняемого и соответственно опровергается версия, опирающаяся на это показание.

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"