Шпаргалки по Логике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:13, шпаргалка

Описание работы

Термин логика происходит от греческого слова «logos», что означает мысль, слово, разум.
Логика – это наука о законах и формах правильного мышления.
Логика: 1.классическая (формальная логика) 2. Неклассическая (пара непротиворечивая, многозначная, интуиционистская, модальная)
Предмет логики-это анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов соблюдения которых является необходимым условием для получения истинных заключений)

Файлы: 1 файл

Логика зачет.docx

— 92.22 Кб (Скачать файл)

Умозаключение, в котором  одна посылка условное, а другая — разделительное суждения, называется условно-разделительным, или лемматическим 1 .

Разделительное суждение может  содержать две, три и большее  число альтернатив 2 , поэтому лемматические умозаключения делятся на дилеммы (две альтернативы), трилеммы (три альтернативы) и т.д.

Рассмотрим на примере дилеммы  структуру и виды условно-разделительного  умозаключения. Различают два вида дилемм: конструктивную (созидательную) и деструктивную (разрушительную), каждая из которых делится на простую и сложную.

В простой конструктивной дилемме условная посылка содержит два основания, из которых вытекает одно и то же следствие. Разделительная посылка утверждает оба возможных основания, заключение утверждает следствие. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствия.

В сложной конструктивной дилемме условная посылка содержит два основания и два следствия. Разделительная посылка утверждает оба возможных основания. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствий.

  1. Сокращенный силлогизм(энтимема)

Силлогизм, в котором выражены все  его части — обе посылки  и заключение, называется полным. Однако на практике чаще используются силлогизмы, в которых одна из посылок или  заключение явно не выражаются, а подразумеваются.

Силлогизм с пропущенной  посылкой или заключением называется сокращенным силлогизмом, или энтимемой.

Энтимема в переводе с греческого буквально означает «в уме»

В зависимости от того, какая часть  силлогизма пропущена, различают три  вида энтимемы: с пропущенной большей посылкой, с пропущенной меньшей посылкой и с пропущенным заключением. Пример с пропущенной большей посылкой:

«Петров – студент, поэтому он обязан сдавать экзамены»

Здесь пропущена большая посылка: «Все студенты обязаны сдавать экзамены»

Полный силлогизм строится по 1-й  фигуре (модус ААА)

Все студенты (М) обязаны сдавать  экзамены (Р)

Петров (S) – студент (М)          Петров (S) обязан сдавать экзамены (Р)

  1. Индуктивные умозаключения

Индукция (лат. inductio — наведение) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.

Различают полную индукцию — метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности, и неполную индукцию — наблюдения за отдельными частными случаями наводят на гипотезу, которая, конечно, нуждается в доказательстве.

  1. Полная и неполная индукция.

В полной индукции мы заключаем  от полного перечисления видов известного рода ко всему роду; очевидно, что при подобном способе умозаключения мы получаем вполне достоверное заключение, которое в то же время в известном отношении расширяет наше познание; этот способ умозаключения не может вызвать никаких сомнений. Отождествив предмет логической группы с предметами частных суждений, мы получим право перенести определение на всю группу.

Схема полной индукции:

Множество А состоит из элементов: А1, А2, А3, …, Аn.

А1 имеет признак В

А2 имеет признак В

Все элементы от А3 до Аn также имеют признак В

Следовательно, все элементы множества А имеют признак В.

Метод обобщения признаков  некоторых элементов для всего  множества, в который они входят. Неполная индукция не является доказательной с точки зрения формальной логики, может привести к ошибочным заключениям. Вместе с тем, неполная индукция является основным способом получения новых знаний. Доказательная сила неполной индукции ограничена, заключение носит вероятностный характер, требует приведения дополнительного доказательства.

Схема неполной индукции:

Множество А состоит из элементов: А1, А2, А3, …, Аn.

А1 имеет признак В

А2 имеет признак В

Все элементы от А3 до Аk также имеют признак B

Следовательно, вероятно, Аk+1 и остальные  элементы множества А имеют признак В.

Пример ошибочного результата:

В Аргентине, Венесуэле и Эквадоре говорят на испанском языке.

Аргентина, Венесуэла и Эквадор  — латиноамериканские страны.

Следовательно, в каждой латиноамериканской стране говорят на испанском языке.

Неполная И. по построению напоминает третью фигуру силлогизма, отличаясь  от неё, однако, тем, что И. стремится  к общим заключениям, в то время  как третья фигура дозволяет лишь частные.

  1. Научная индукция.

Научной индукцией называется умозаключение, в посылках которого наряду с повторяемостью признака у  некоторых явлений класса содержится также информация о зависимости  этого признака от определенных свойств  явления.

Если в популярном объективном  обобщении вывод опирается на повторяемость признака, то научная  индукция не ограничивается такой простой  констатацией, а систематически исследует  само явление, которое рассматривается  как сложное, состоящее из ряда относительно самостоятельных компонентов или  обстоятельств.

Выводы научной индукции не только дают обобщенные знания, но и раскрывают причинную связь, что представляет особую ценность процесса познания.

Этапы научной индукции:

1) планомерный и методический  отбор предметов для исследования;

2) установление их существенных  свойств, необходимых для самих  предметов;

3) раскрытие внутренней обусловленности  этих свойств (признаков);

4) сопоставление полученных выводов  с другими положениями науки  в этой области.

Средства (приемы) исследования:

= наблюдение - без вмешательства  в ход событий в явлении;

= научный эксперимент.

Научная индукция дает вывод высокой  степени достоверности. Методом  индукции устанавливаются в первую очередь причинно-следственные связи  между явлениями. Наиболее употребительными являются следующие индуктивные  методы установления причинно-следственных связей:

= метод сходства;

= метод различия;

= соединенный метод сходства  и различия”

= метод отсутствующих измерений;

= метод остатков.

  1. Умозаключения по аналогии

Умозаключения по аналогии – это вывод о принадлежности единичному предмету определенного  признака, основанный на сход­стве этого предмета в существенных признаках с другим единич­ным предметом.

А имеет признаки ABCD...

В имеет признаки ABC...

Вероятно, что В имеет признаки D.

Аналогия является самой распространенной, но и наименее надежной. Не случайно Леонардо да Винчи предостерегал: бойтесь  женщин и аналогий. Так мыслят дети, первобытные люди, да и все мы, когда идем по пути переноса известных  нам признаков на что-то неизвестное: мой друг инженер, он образован, умен, авторитетен, интересуется живописью  и имеет замечательную семью. Новый знакомый тоже инженер. Он образован  и умен, пользуется авторитетом у  коллег. По аналогии должен последовать  вывод, что и он интересуется живописью,  имеет замечательную семью. Но это  вовсе не обязательно. Именно поэтому  выводы по аналогии носят лишь проблематичный характер. В таком простом примере  можно не ошибиться, а в более сложном? Скорее всего.

Существуют два вида аналогий: аналогия предметов и аналогия отношений.

Аналогия предметов – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два единичных предмета, события или явления, а переносимым признаком – свойства этих предметов.

Аналогия отношений – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают отношения между двумя парами предме­тов, а переносимым признаком – свойства этих отношений.

По другому критерию аналогию можно  разделить на сле­дующие три вида: строгая, нестрогая и ложная. Строгая анало­гия применяется в научных исследованиях, в математических доказательствах. Она достаточно близка по своим признакам к дедуктивным умозаключениям.

  1. Понятие и виды гипотез. Версия. Построение гипотез.

Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или  закономерных связях каких-либо явлений  или событий природы, общества, мышления.

Специфика гипотезы - быть формой развития знаний - предопределяется основным свойством  мышления, его постоянным движением - углублением и развитием, стремлением  человека к раскрытию новых закономерностей  и причинных связей, что диктуется  потребностями практической жизни.

Виды гипотез.

В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить  на общие, частные, единичные.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте.

Примерами общих гипотез могут  служить: развитая в 18 веке М.В.Ломоносовым гипотеза об атомическом строении вещества, современные гипотезы акад.

Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.

Частными гипотезами являются и  те предположения, которые применяются  в судебно-следственной практике, ибо  здесь приходится умозаключать о  единичных событиях, поступках людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступлением.

Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку.

В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочие гипотезы.

Рабочая гипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

В судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств  часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями.

Версия в судебном исследовании - одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств преступления или преступление в целом.

Построение версии в  судебном исследовании, как и любой  гипотезы, складывается из Трех последовательных этапов. Первый этап – анализ отдельных фактов и отношений между ними, второй этап – синтез фактов, их обобщение; третий этап – выдвижение предположения.

  1. Проверка и доказательство гипотезы.

Проверка гипотезы (версии) - целенаправленный сбор доказательств, которые подтверждают или опровергают  эти предположения.

Существует несколько способов подтверждения истинности гипотезы (версии):

а)      выведение необходимо вытекающих из гипотезы следствий и  их проверка - установление соответствия фактическим данным;

 

б)      непосредственное обнаружение объекта, мысль о  существовании которого была основным содержанием гипотезы;

в)      дедуктивное выведение  гипотезы из другого, но достоверного, знания;

г)       подтверждение  основания гипотезы, если при построении гипотезы оно не было достоверным;

д)      расширение основания  гипотезы до пределов, достаточных  для достоверного знания, и т. п.

При наличии нескольких гипотез по одной и той же проблеме их проверка может осуществляться косвенными путями - по отрицающе-утверждающему и утверждающе-отрицающему модусам разделительно-категорического силлогизма.

В науке и практике в  зависимости от области исследования пользуются различными способами доказательства гипотез. Основными среди них  являются три способа: дедуктивное  обоснование выраженного в гипотезе предположения; логическое доказательство гипотезы; непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов.

  1. Теория как форма познания.

Теория — наиболее сложная  и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных свя­зей определенной области действительности.

Объектом научной теории являются некоторые закономерные связи действительности. Сформулированная теория не остается неизменной, она трансформируется как  под влиянием эмпирического материала, так и открытия информации, содержащейся в ней самой в скрытом виде. Теории:

1)формализация;

Этот прием заключается в  построении абстрактно-матем. моделей. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). (Широко применяется в матем., логике, соврем. лингвистике.

2)аксиоматическая.

Информация о работе Шпаргалки по Логике