Суждения. Типы простых суждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:00, реферат

Описание работы

Мысль - это специфичное явление, в какой-то мере сравнимое с понятием
«души человека», в котором существует элемент таинственности и
неопределенности. Так как эти предметы не являются предметами логики, понимание и определение мысли можно позаимствовать из философии. Философия характеризует мысль как обобщенный, отвлеченный, абстрактный, идеальный «образ», существующий только в голове человека. Этот идеальный «образ», воспринимаемый людьми отвлеченно, можно понять только мысленно. Звучит как своего рода каламбур.

Файлы: 1 файл

Логика.docx

— 32.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Логика занимает особое место в  системе наук. Особенность ее положения

определяется тем, что она выполняет  по отношению к другим наукам

методологическую роль своим учением  об общенаучных формах и методах  мышления.

Предмет логики довольно специфичен, - это формы мысли. Поэтому на

первоначальном этапе необходимо определить, что же такое мысль, форма мысли,

мышление. Обратившись к философии, как науке родственной логике, можно

представить себе мышление как  способ отражения действительности.  Существуют

несколько форм отражения действительности, последовательное рассмотрение

которых приводит к пониманию предмета логики.

  Ощущение – форма чувственного отражения, присущая животной жизни. Она

непосредственно связанная с органами чувств и нервной системой человека. Это

зрительные, звуковые, обонятельные и другие ощущения. Основная их особенность –отражение отдельных свойств и признаков (только формы, звука, запаха).На баз еотдельных ощущений, односторонних в силу своей отдельности,  формируется

восприятие предмета или явления в целом.

  Мысль - это специфичное явление, в какой-то мере сравнимое с понятием

«души человека», в  котором существует элемент таинственности и

неопределенности. Так  как эти предметы не являются предметами логики, понимание и определение  мысли можно позаимствовать из философии. Философия характеризует мысль  как обобщенный, отвлеченный, абстрактный, идеальный «образ», существующий только в голове человека. Этот идеальный  «образ», воспринимаемый людьми отвлеченно, можно понять только мысленно. Звучит как своего рода каламбур. Мысль  не только нельзя ощутить, рассмотреть, прикоснуться к ней, но и передать на расстоянии.

  Приступая к  раскрытию содержания работы, необходимо  отметить, что она

написана человеком, впервые изучающим курс логики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие суждения.

Суждение представляет собой форму мысли, устанавливающую  логическую связь

между двумя и  более понятиями. Между понятиями, устанавливаются отношения тождества, подчинения, частичного совпадения, которые могут выражаться логической связкой «есть». Отношения противоречия, противоположности и соподчинения могут выражаться логической связкой «не есть». Эти отношения, выраженные в форме грамматических предложений, будут суждениями разного вида.

  Представители номиналистической логики рассматривают логику как науку о

языке. «Логика, - говорит английский номиналист Р. Уэтли, - имеет дело только

с языком. Язык вообще, для какой бы цели он не служил, составляет предмет

грамматики, язык же, насколько он служит средством для  умозаключения,

составляет предмет  логики». Исходя из такого понимания  предмета логики,

номиналисты отождествляют  суждение с предложением. Для них  суждение – это

сочетание слов или  имен. «Предложение, - говорит номиналист Гоббс, - есть

словесное выражение, состоящее из двух, связанных между собой связкой имен».

Таким образом, согласно номиналистам, то о чем мы, что–либо утверждаем (или

отрицаем) в суждении, есть определенная связь этих слов. Такое истолкование

природы суждения неправильно. Конечно, всякое суждение выражается в

предложении. Однако предложение есть только языковая оболочка суждения, а не

само суждение.

  Любое суждение можно выразить в предложении, но не всякое предложение может

выражать суждение. Так не выражают суждений вопросительные, побудительные

предложения, поскольку  они не отражают ни истины, ни лжи, не устанавливают

логических отношений. Хотя они и являются формами мысли.

Суждения, реально  отражающие предмет и его свойства, будут являться

истинными, а неадекватно отражающие – ложными.

Как форма мысли  суждение идеальное отражение предмета, процесса, явления,

поэтому оно материально  выражается в предложении. Признаки предложений и

признаки суждений не совпадают и не тождественны друг другу. Элементами

предложений являются подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, а

элементами суждений – предмет мысли (субъект), признак  предмета мысли

(предикат) и логическая  связка между ними. Логическое  №подлежащее» – это

понятие, отражающее предмет, оно обозначается латинской  буквой «S».

  Логическое «сказуемое» – это понятие, которое отражает присущие или не

присущие субъекту признаки, и обозначается латинской  буквой «Р». Связка может

выражать в русском  языке словами «есть»-«не есть», «суть»-«не суть»,

«является»-«не является», помимо этого она может и опускаться. Например,

суждение «береза  есть дерево», как правило, выражается «береза-дерево». Кроме

названных элементов  в суждениях имеется не всегда выразимый элемент,

отражающую количественную характеристику, его называют «квантор»  суждения. В

языке он выражается словами «все», «без исключения», «каждый», «многие»,

«часть». Например, «Часть S есть Р», «Все S суть Р». В соответствии с

количественными и  качественными показателями элементов  суждений, последние

подразделяются на несколько видов. По числу субъектов  и предикатов суждения

делятся на простые  и сложные.

  Далее мы рассмотрим  только типы простых суждений  согласно заданию к контрольной  работе.

 

Типы простых суждений.

 

Итак, простыми суждениями называются такие, которые содержат в себе лишь один субъект и один предикат, то есть одно утверждение  или одно отрицание.

Различают несколько  типов простых суждений. По характеру  признаков, которые утверждаются или  отрицаются относительно субъектов (предметов) суждений, суждения подразделяются на:

а) атрибутивные, или  суждения о свойствах. Это суждения, в которых утверждается или отрицается наличие признаков-свойств (атрибутов) у субъекта. Признаки-свойства характеризуют предметы, взятые сами по себе, вне связи с другими предметами. Это такие признаки, как цвет, форма, вес, плотность и т.д.

б) релятивные, или  суждения об отношениях. Это суждения, в которых утверждается или отрицается наличие у каких-либо предметов (не менее двух) признаков-отношений. Такие  признаки характеризуют предметы с  точки зрения их отношений, связей, взаимодействий с другими предметами: "выше", "ниже", "родственник", и т.д.

в) экзистенциальные суждения, или суждения существования. Это суждения, в которых утверждается или отрицается существование или  несуществование предметов, явлений и т. д. например, "Существуют демократические государства", "Не существует идеальной демократии" и т.п. В суждениях существования не идет речь о признаках предметов как таковых (свойствах или отношениях), в них утверждается или отрицается само наличие предметов или их признаков. Эти суждения составляют основу всех наших рассуждений, так как прежде чем выяснять признаки-свойства или признаки-отношения, следует установить само существование этих предметов или соответствующих признаков.

Атрибутивные суждения, у которых точно установлена  количественная и качественная характеристика, называют простыми категорическими  суждениями. В зависимости от связки различают:

а) простые категорические утвердительные суждения

б) простые категорические отрицательные суждения

В зависимости от типа квантора, то сеть количественной характеристики субъекта по отношению  к предикату различают:

а) простые категорические общие суждения, в которых речь идет обо всех предметах, мыслимых в  субъекте по отношению к признаку, представленному предикатом ("Все  цветы прекрасны");

б) простые категорические частные суждения, в которых речь идет только о части предметов  некоторого класса, как обладающих или не обладающих некоторым признаком ("Некоторые преступники очень  умны").

в) простые категорические единичные суждения, в которых  речь идет об отдельно взятых, индивидуальных предметах ("Наполеон - великий полководец").

Если теперь объединить оба данных подразделения, как говорят, "по качеству" (по связке, положительной  или отрицательной) и "по количеству" (по квантору, по тому, общий, частный или индивидуальный случай имеет место), то мы получаем следующие разновидности простых категорических суждений:

- общеутвердительные  суждения,

- общеотрицательные  суждения,

- частноутвердительные суждения,

- частноотрицательные суждения,

- единичные утвердительные суждения

- единичные отрицательные  суждения.

 

 

 

 

Разделительное и разделительно-категорическое умозаключение.

 

Разделительный силлогизм.

Силлогизм это дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических суждений посылок, связанных общим  термином, получается третье суждение – вывод.

Одной из разновидностей дедуктивных  умозаключений является разделительный силлогизм. Разделительными, или дизъюнктивными, силлогизмами называются такие, первая посылка которых есть разделительное (дизъюнктивное) суждение.

Вторая посылка и вывод  суть суждения разделительные или категорические.

Схема дизъюнктивного, или  разделительного, суждения, образующего  первую посылку дизъюнктивного силлогизма, имеет такой вид: S есть или А, или В, или С.

Каждое из суждений, входящее в данное разделительное суждение (S есть 
А, S есть В, S есть С), называется альтернативой. В данном разделительном суждении содержатся три альтернативы.

Существуют чисто разделительные и разделительно-категорические умозаключения.

В чисто-разделительном умозаключении  обе (или все) посылки являются разделительными  суждениями.

В традиционной логике принята  следующая его структура:

S есть А, или В, или С.

А есть или А1, или А2.

S есть или А1, или А2, или В, или С.

Здесь из суждения «S есть А» образуются еще две альтернативы, которые составляют два члена новой дизъюнкции.

В разделительно-категорическом умозаключении одна посылка –  разделительное суждение, другая –  простое категорическое суждение. Это  вид силлогизма имеет два модуса:

1. S есть А, или В, или  С;

S не есть ни А, ни  В .

Следовательно, S есть С.

В этом модусе разделительного  силлогизма во второй посылке отрицается все, кроме одной, альтернативы; поэтому  в выводе утверждается эта оставшаяся альтернатива. Так как в выводе мы приходим к утверждению, то модус  называется утверждающим, и так как  к этому утверждению мы пришли посредством отрицания альтернатив, кроме одной, то модус получает название модуса, утверждающего посредством  отрицания или отрицающе–утверждающий 
(tollendo ponens).

Например:

Дом мог разрушиться в  результате пожара, взрыва, непрочности  конструкции, стихийного бедствия.

Дом разрушился ни в результате пожара, ни по причине непрочности  конструкций, ни в результате стихийного бедствия.

Следовательно, дом разрушился в результате взрыва.

Но, данное заключение не достоверное, а вероятное, так как в первой разделительной предпосылке перечислены  не все возможные причины разрешения дома (например, в результате провала  земли и т.д.)

2. S есть или А, или В, или С;

S есть А.

Следовательно, S не есть ни В, ни С.

В этом модусе во второй посылке  утверждается одна альтернатива; поэтому  в выводе все оставшиеся альтернативы отрицаются. Этот модус по своему итогу  оказывается отрицающим, а способ получения этого отрицания у  него – утверждение. Вследствие этого  полное наименование этого модуса такое: модус, отрицающий посредством утверждения  или утверждающе - отрицающий (ponendo tollens).

Например:

Существительное может стоять в именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном падежах.

Существительное стоит в  именительном падеже.

Следовательно существительное не стоит не в родительном, ни в дательном, ни в винительном, ни в творительном, ни в предложном падежах.

Для правильности построения разделительного силлогизма, необходимо соблюдение следующих двух правил построения разделительного силлогизма как  условий истинности его вывода:

1. в разделительном суждении  должны быть приведены все  возможные альтернативы. Другими  словами, деление субъекта суждения  должно быть полным, исчерпывающим;

2. необходимо учитывать  точное значение союза «или»,  которое может быть и чисто-разделительным  и соединительно-разделительным, так  как при чисто-разделительном  значении союза «или» все альтернативы  исключают одна другую, а при  соединительно-разделительном значении  союза «или» альтернативы не  исключают одна другую.

 

Разделительно-категорическое умозаключение.

 

Разделительно-категорические умозаключения можно представить  в виде схемы.

S есть А или В. S есть А (В). S не есть В (А). Например:

Выстрел бывает точным и неточным. Этот выстрел является точным. Этот выстрел не является неточным.

Здесь необходимо упомянуть об условно-разделительных умозаключениях. От указанных выше умозаключений они отличаются посылками. Одна из них — это разделительное суждение, что не является особенным, однако вторая посылка таких суждений состоит из двух или нескольких условных суждений.

Условно-разделительное суждение может быть или дилеммой, или трилеммой. В дилемме условная посылка состоит из двух членов. При этом разделительная подразумевает наличие выбора. Другими словами, дилемма — это выбор одного из двух вариантов.

Информация о работе Суждения. Типы простых суждений