Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 11:47, реферат
Для достижения данной цели я рассматриваю взаимозависимость геометрии и искусства, их переплетение на протяжении столетий. Геометрия давала живописи новые изобразительные возможности, обогащала ее язык, а живопись, в свою очередь, стимулировала геометрические исследования, дав начало проективной геометрии. Конечно, во многом справедливо и самое простое объяснение: эстетическое превосходство золотого сечения является не врожденным, а «благоприобретенным» в процессе исторического развития. В связи с этим в реферате дана глава об истории развития «золотого сечения».
В качестве примера в реферате была проанализированы геометрические свойства некоторых картин и памятников архитектуры.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1
1.1. История развития золотого сечения………………………….5
1.2. Золотое сечение в современном мире………………………10
1.3. Построение золотого сечения………………………………..13
Глава 2
2.1.Золотое сечение в искусстве………………………………….17
2.2. Золотое сечение в живописи…………………………………18
3. Заключение………………………………………………………………31
4. Список литературы……………………………………………………..33
Реферат
«Абсолютная красота разума»
Оглавление
Введение………………………………………………………
Глава 1
1.1. История
развития золотого сечения………………………….5
1.2. Золотое сечение
в современном мире………………………10
1.3. Построение
золотого сечения………………………………..13
Глава 2
2.1.Золотое сечение
в искусстве………………………………….17
2.2. Золотое сечение в живописи…………………………………18
3. Заключение……………………………………………………
4. Список литературы……………………………………………………
5. Приложение……………………………………………………
Введение
Геометрия владеет двумя сокровищами,
одно из них – это теорема Пифагора,
а другое – деление отрезка
в среднем и крайнем отношении.
Первое можно представить мерой золота
,второе же больно напоминает драгоценный камень.
Иоганн Кеплер
У нынешнего поколения сформировалось мнение, что геометрия – это сухой предмет, который развивает только логику, ум, а искусство воздействует лишь на духовную сферу человека, в которой нет места логике, следовательно, геометрия и искусство - это «лед и пламень»
Конечно: «О вкусах не спорят", - сколько раз каждому из нас доводилось слышать эту фразу, а то и произносить ее. Соглашаясь с ней, мы тем самым готовы защитить любое безобразие, какое только может позволить себе человеческое воображение. Упадок эстетики, невнимание к красоте - это всегда упадок человечества, которое уже не хочет ни мечтать, ни стремиться к прекрасному.
Хочется верить, что чувство прекрасного, гармонии мира живет в каждом человеке - надо только, научиться им пользоваться.
Наверное, трудно найти надежную меру для объективной оценки самой красоты, и одной логикой тут не обойдешься. Однако здесь поможет опыт тех, для кого поиск красоты был смыслом жизни. Это, прежде всего, люди искусства: художники, архитекторы, скульпторы, музыканты, писатели. Но это и люди точных наук, - прежде всего, математики.
Целью моей работы является изучение истории развития «золотого сечения», его места в живописи и архитектуре. Нахождение точек соприкосновения геометрии с искусством, а точнее, живописью и архитектурой. Доверяя глазу больше, чем другим органам чувств, человек в первую очередь учился различать окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Эту мысль разделяли и разделяют многие выдающиеся современные ученые, доказывая в своих исследованиях, что истинная красота всегда функциональна.
Для достижения данной цели я рассматриваю взаимозависимость геометрии и искусства, их переплетение на протяжении столетий. Геометрия давала живописи новые изобразительные возможности, обогащала ее язык, а живопись, в свою очередь, стимулировала геометрические исследования, дав начало проективной геометрии. Конечно, во многом справедливо и самое простое объяснение: эстетическое превосходство золотого сечения является не врожденным, а «благоприобретенным» в процессе исторического развития. В связи с этим в реферате дана глава об истории развития «золотого сечения».
В качестве примера в реферате была проанализированы геометрические свойства некоторых картин и памятников архитектуры.
Помимо этого важнейшей целью работы является развитие эстетического восприятия математических фактов.
При работе над рефератом использован ряд литературных источников. Среди них – учебные пособия для высших и средних учебных заведений (Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. - М.: «Просвещение» 1982 г.; Кулебякин Т. И. Рисунок и основы композиции. – М.: «Высшая школа», 1988.) и пособия, связанные с историей живописи и искусства (Баткин Л. М. Леонардо да Винчи. – М.: «Искусство», 1990; Голованов Я. «Этюды об ученых» 1976; Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. – М.: «Просвещение», 1982 г.; Филиппова М. М. «Леонардо да Винчи, который художник, ученый и философ. Биографический очерк. - Санкт-Петербург, 1995). Статья о «золотом сечении» в журнале «Искусство и живопись» рассказывает о том, что каждое столетие приносило новые и новые подтверждения универсальности геометрического секрета древних.
Кроме того, рассматривалась информация по теме реферата из научно-популярной и исследовательской литературы различных авторов (Физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант»; Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть вторая. Архитектура, изобразительное и декоративное прикладное искусство XVII – XX веков. – М.: Аванта+, 1999) и Интернет-ресурсы.
Большое значение в работе придается иллюстративному материалу.
1.1. История золотого сечения
С «золотым сечением» связаны целые области в культуре, науке и практической деятельности человека с древности до наших дней. Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса (приложение 1), храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Известно, что многие египетские архитектурные памятники построены на основе пропорции «золотого сечения» и чисел Фибоначчи. Например, с числами 55, 89, 144 связаны не только внешние пропорции пирамид, но и внутренние – зал фараона (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина). Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления.
Золотая, или божественная пропорция,
являясь чисто математическим
соотношением, получила широкое
применение в творениях
Платон (427...347 гг. до н.э.) также знал о золотом делении. Пифагореец Тимей в одноименном диалоге Платона говорит: "Невозможно, чтобы две вещи совершенным образом соединились без третьей, так как между ними должна появиться вещь, которая скрепляла бы их. Это наилучшим образом может выполнить пропорция, ибо если три числа обладают тем свойством, что среднее так относится к меньшему, как большее к среднему, и, наоборот, меньшее так относится к среднему, как среднее к большему, то последнее и первое будет средним, а среднее - первым и последним. Таким образом, все необходимое будет тем же самым, а так как оно будет тем же самым, то оно составит целое".
В фасаде древнегреческого храма Парфенона (приложение 2) присутствуют золотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления. В средние века демонизации подверглась пентаграмма (как, впрочем, и многое, что почиталось божественным в античном язычестве) и нашла приют в оккультных науках. Однако Возрождение вновь выносит на свет и пентаграмму, и золотое сечение. Так, широкое хождение в тот период утверждения гуманизма обрела схема, описывающая строение человеческого тела.
К такой картинке, по сути воспроизводящей пентаграмму, неоднократно прибегал и Леонардо да Винчи (приложение 3). Ее интерпретация: тело человека обладает божественным совершенством, ибо заложенные в нем пропорции - такие же, как в главной небесной фигуре. Леонардо да Винчи, художник и ученый, видел, что у итальянских художников эмпирический опыт большой, а знаний мало. Он задумал и начал писать книгу по геометрии, но в это время появилась книга монаха Луки Пачоли, и Леонардо оставил свою затею. По мнению современников и историков науки, Лука Пачоли был настоящим светилом, величайшим математиком Италии в период между Фибоначчи и Галилеем. Лука Пачоли был учеником художника Пьеро делла Франчески, написавшего две книги, одна из которых называлась "О перспективе в живописи". Его считают творцом начертательной геометрии.
Лука Пачоли прекрасно понимал значение науки для искусства. В 1496 г по приглашению герцога Моро он приезжает в Милан, где читает лекции по математике. В Милане при дворе Моро в то время работал и Леонардо да Винчи. В 1509 г. в Венеции была издана книга Луки Пачоли "О божественной пропорции" (De divina proportione, 1497, изд. в Венеции в 1509 г.) с блестяще выполненными иллюстрациями, ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Книга была восторженным гимном золотой пропорции. Такая пропорция лишь одна, а единственность - высочайшее свойство Бога. В ней воплощено святое триединство. Эта пропорция не может быть выражена доступным числом, остается скрытой и тайной и самими математиками называется иррациональной (так и Бог не может быть ни определен, ни разъяснен словами). Бог никогда не изменяется и представляет всё во всем и всё в каждой своей части, так и золотое сечение для всякой непрерывной и определенной величины (независимо от того, большая она или малая) одно и то же, не может быть ни изменено, ни по иному воспринято рассудком. Бог вызвал к бытию небесную добродетель, иначе называемую пятой субстанцией, с ее помощью и четыре других простых тела (четыре стихии - землю, воду, воздух, огонь), а на их основе вызвал к бытию всякую другую вещь в природе; так и наша священная пропорция, согласно Платону в "Тимее", дает формальное бытие самому небу, ибо ему приписывается вид тела, называемого додекаэдром, который невозможно построить без золотого сечения. Таковы аргументы Пачоли. В дошедшей до нас античной литературе золотое деление впервые упоминается в “Началах” Евклида. Во 2-й книге “Начал” дается геометрическое построение «золотого сечения». После Евклида исследованием «золотого деления» занимались Гипсикл (II в. до н.э.), Папп Александрийский (III в. н.э.) и др. В средневековой Европе с золотым делением познакомились по арабским переводам “Начал” Евклида. Переводчик Дж. Кампано из Наварры (XIII в.) сделал к переводу комментарии. Секреты золотого деления ревностно оберегались, хранились в строгой тайне. Они были известны только посвященным.
Представление о соразмерности лежит в основе теории пропорций – важнейшей проблемы искусства Возрождения, глубоко родственной теории перспективы. Стремясь обнаружить во всех явлениях природы математическую закономерность, художники Возрождения искали числовое выражение и для строения человеческого тела. Выявляя закономерности строения тела, такое числовое соотношение должно было одновременно воплощать идеальную человеческую красоту, состоящую, по выражению Леонардо да Винчи, «из пропорциональности прекрасных членов».
Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению золотого деления. Он производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название золотое сечение. Так оно и держится до сих пор как самое популярное. Подобное понимание красоты не только соответствовало духу времени, но и находило подкрепление в указаниях древних авторов и ,прежде всего, Витрувия, выводившего из гармонических отношений частей человеческого тела пропорции архитектурных сооружений. Общеизвестны также рассказы Плиния о созданных крупнейшими греческими скульпторами канонах пропорций тела.
В то же время на севере Европы, в Германии, над теми же проблемами трудился Альбрехт Дюрер. Он делает наброски введения к первому варианту трактата о пропорциях. Дюрер пишет. "Необходимо, чтобы тот, кто что-либо умеет, обучил этому других, которые в этом нуждаются. Это я и вознамерился сделать".
Судя по одному из писем Дюрера, он встречался с Лукой Пачоли во время пребывания в Италии. Альбрехт Дюрер подробно разрабатывает теорию пропорций человеческого тела. Важное место в своей системе соотношений Дюрер отводил золотому сечению. Рост человека делится в золотых пропорциях линией пояса, а также линией, проведенной через кончики средних пальцев опущенных рук, нижняя часть лица - ртом и т.д. Известен пропорциональный циркуль Дюрера.
Великий астроном XVI в. Иоганн Кеплер назвал золотое сечение одним из сокровищ геометрии. Он первый обращает внимание на значение золотой пропорции для ботаники (рост растений и их строение).
Кеплер называл золотую пропорцию продолжающей саму себя "Устроена она так, - писал он, - что два младших члена этой нескончаемой пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорция сохраняется до бесконечности".
Построение ряда отрезков золотой пропорции можно производить как в сторону увеличения (возрастающий ряд), так и в сторону уменьшения (нисходящий ряд).