Имитационное моделирование бизнес-процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Имитационное моделирование основано на прямом описании моделируемого объекта. Существенной характеристикой таких моделей является структурное подобие объекта и модели. Это значит, каждому существенному с точки зрения решаемой задачи элементу объекта ставится в соответствие элемент модели. При построении имитационной модели описываются законы функционирования каждого элемента объекта и связи между ними. Работа с имитационной моделью заключается в проведении имитационного эксперимента. Процесс, протекающий в модели в ходе эксперимента, подобен процессу в реальном объекте. Поэтому исследование объекта на его имитационной модели сводится к изучению характеристик процесса, протекающего в ходе эксперимента. В настоящее время остро стоит вопрос об улучшении качества обслуживания населения. Это напрямую связано с экономической целесообразностью работы организаций, предоставляющих услуги.

Содержание работы

Раздел 1. Цели и задачи имитационного моделирования. Постановка задачи ИМ.
Раздел 2. Схема основных бизнес-процессов компании. Описание основных бизнес-
процессов компании.
Раздел 3. Выбор, обоснование, схема и описание бизнес-процесса компании.
Раздел 4. Определение состава исходных данных для моделирования.
Раздел 5. Статистическое исследование бизнес-процесса, подлежащего моделированию.
Сбор и обработка статистической информации о процессе.
Раздел 6. Идентификация законов распределения случайных величин, наиболее важных
для данного процесса. Расчет необходимых статистических оценок.
Раздел 7. Разработка и описание моделирующих алгоритмов для реализации программ
имитационной модели.
Раздел 8. Разработка компьютерных программ моделирования бизнес-процесса.
Раздел 9. Постановка и разработка оптимизационных задач функционирования
моделируемого процесса.
Раздел 10.Получение экономических результатов имитационного моделирования.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 617.00 Кб (Скачать файл)

 

Выб. средняя (Xв)

143.59

Дисперсия

4168.1

Ср.кв.отклонение

64.561


Для наглядного представления  о форме распределения построим гистограмму плотности распределения  вероятности (рисунок 3).

 

 Рисунок 3 – Гистограмма плотности распределения вероятностиWi.

Вид полученной гистограммы, а также характер исследуемого потока позволяют принять к рассмотрению гипотезу о том, что исследуемая  величина подчиняется нормальному  закону.

Проверим это  предположение по критерию (таблица 8).

Таблица 8 – Вычисление теоретических вероятностей попадания в заданный интервал нормально распределенной случайной величины

Xi

Xi+1

Ф((Xi+1-Xв)/СКО)

Ф((Xi-Xв)/СКО)

Pi

1

25

50.5

0.075

0.03312

0.041554

2

50.5

76

0.148

0.07467

0.072906

3

76

101.5

0.257

0.14758

0.109654

4

101.5

127

0.399

0.25723

0.141386

5

127

152.5

0.555

0.39862

0.156282

6

152.5

178

0.703

0.5549

0.148093

7

178

203.5

0.823

0.70299

0.120305

8

203.5

229

0.907

0.8233

0.083782

9

229

254.5

0.957

0.90708

0.050019

10

254.5

281

0.983

0.9571

0.026251

         

0.950232


 

Таблица 9 – Вычисление наблюдаемого значения критерия .

Mi

Pi

N*Pi

Mi-NPi

(Mi-Npi)^2

((Mi-Npi)^2)/Npi

1

2

0.0595

2.381

-0.3808

0.1449900

0.060900329

2

3

0.0958

3.833

-0.8326

0.6932479

0.18088118

3

4

0.1318

5.271

-1.2714

1.6163713

0.306632348

4

4

0.1549

6.194

-2.1945

4.8156609

0.777413981

5

5

0.1555

6.219

-1.2193

1.4866671

0.239041307

6

7

0.1334

5.335

1.665

2.7722166

0.519627981

7

5

0.0978

3.91

1.08996

1.1880144

0.303836955

8

4

0.0612

2.448

1.55162

2.4075207

0.983311166

9

3

0.0327

1.31

1.69016

2.8566297

2.180894243

10

3

0.0153

0.613

2.38708

5.6981743

4.23658741

 

40

0.9379

     

9.7891269


 

В процессе идентификации  закона распределения была выдвинута  гипотеза о нормальном распределении случайной величины – обслуженных абонентов. Затем эта гипотеза была проверена по критерию согласия Пирсона при уровне значимости 0,05 и числе степеней свободы 40.

Поскольку в  итоге оказалось, что  набл < крит   (так как набл  = 9,789; крит = 14,07), был сделан вывод о том, что наблюдаемое значение попадает в область принятия рассмотренной статистической гипотезы, то есть полученные данные о законе распределения случайной величины числа снятых заказов не противоречат предположению об их нормальном распределении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Разработка и описание моделирующих алгоритмов для реализации программ имитационной модели.

 

Алгоритм имитационного моделирования для решения задачи оптимизации операторов представлено на рисунке :


 

Преступая к  моделированию пользователь сначала  вводит исходные данные о законе распределения  случайных величин и их числовые характеристики, а также вводится нормативно-справочная информация: зарплата одного работника гостиницы, стоимость сверхурочной работы, вероятность распределения заявок от недель месяца и т.п. Далее исходная информация запрашивается из базы данных в оперативную память ЭВМ. После этого для каждого шага итерации на основе сведений о законах распределения, которым подчиняется случайные величины, с использованием генератора случайных чисел строятся выборки данных, имитирующие реальную информацию об объекте. Рассматривая данные, полученные методом случайных испытаний как реальную информацию, ЭВМ рассчитывает прибыль в результате работы объекта. Эта прибыль рассчитывается отдельно для каждого месяца, после чего подводится итог за год. В результате исследования пользователю сообщаются конечные расчетные значения полученные путем имитационного моделирования согласно стратегиям Р1 и Р2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Разработка компьютерных программ моделирования бизнес-процесса.

Разработанный на основе изложенных принципов и  исходных данных программный продукт  “Имитационная модель отдела контроля персонала и обслуги ООО «Авиотель»” реализует модель функционирования бизнес-процесса гостиницы. Система хранится в файле “Имитационная модель гостиницы”.хls”, который состоит из 1 рабочей книги, содержащей набор рабочих листов Microsoft Excel'. Эти листы отформатированы, снабжены расчетными формулами. Книга “Имитационная модель гостиницы”.хls” состоит из рабочих листов, листов диаграмм. К числу рабочих листов относятся “Исходные данные”; “Диаграммы”, “Характеристики распределений”; “Стратегии”.

Основное назначение Excel – это программа электронных таблиц, обладающая широкими функциональными возможностями, к числу которых относятся:

  • автоматическое форматирование ячеек;
  • инструменты коррекции введенных данных;
  • мощные по своим возможностям карты, диаграммы и графики, которые помогают проводить анализ чисел и строить графические прогнозы;
  • автоматическое заполнение строк и столбцов рядами данных;
  • инструменты создания разнообразных сценариев на основе проведения анализа «что - если», которые помогают принимать решения;
  • автоматическое форматирование электронных таблиц для придания им профессионального вида.

Программа Excel является во многом универсальной, поскольку позволяет также хранить текстовую информацию и выполнять, функции текстового редактора, выполняет функции СУБД и системы математической обработки данных. В настоящее время Excel достаточно широко используется для финансовых расчетов в делопроизводстве и бухгалтерии, так как ни один специализированный пакет ("lC-бухгалтерия" и т.п.) не может отвечать последним требованиям в предметной области и содержать решение всех проблем пользователя. При необходимости выполнить с минимальными затратами времени и сил небольшую, но не терпящую отлагательства нестандартную задачу. Excel имеет неоспоримое преимущество. С помощью электронных таблиц Excel, была разработана программа, реализующая имитационную модель работы отдела персонала.

 

 

9. Постановка и разработка оптимизационных задач функционирования  моделируемого процесса.

На сегодняшний  день в гостинице работает персонал в состае 8 человек. В связи с тем, что число обращающихся гостей возрастает постоянно, рассмотрим две предлагаемые стратегии. Первая  заключается в том, чтобы нанять дополнительно еще 1-3 работников для более эффективного обслуживания гостей, а следовательно увеличения прибыли. А вторая стратегия заключается в том, что возможно  стоит нанимать  не трех сотрудников, а двух, при этом распределив их в зависимости от напряженных недель месяца. В таком случае есть возможность сэкономить на зарплате одного работника и посмотреть, какую прибыль получит гостиница, и выявит, какая из предложенных стратегий выгоднее. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Разработка и реализация плана эксперимента с имитационной моделью. Решение поставленных оптимизационных задач. Получение результатов моделирования.

Первая стратегия.

Рассмотрим  сначала ситуацию в отделе при 8-ми работников (за год).

       Таблица 10

Приезжие

Число обслуженных 

гостей

Доходы от обслуженных

 гостей

Кол-во не принятых гостей

Потери 

1960

1908,148721

954074,3606

51,8512788

25925,6394

2380

2051,480624

1025740,312

328,519376

164259,688

1876

1217,62848

608814,2398

658,3715204

329185,7602

2548

1131,510035

565755,0173

1416,489965

708244,9827

2856

2025,337144

1012668,572

830,6628557

415331,4279

1568

1437,114159

718557,0797

130,8858406

65442,92029

2184

1154,656676

577328,338

1029,343324

514671,662

1428

1022,204485

511102,2424

405,7955153

202897,7576

1372

1268,302638

634151,3188

103,6973624

51848,68119

1708

1386,008013

693004,0065

321,9919871

160995,9935

2859

2318,929677

1159464,839

540,0703226

270035,1613

3136

1102,513187

551256,5936

2033,486813

1016743,406

ИТОГО

 

9011916,919

 

3925583,081


 

Затраты на персонал

32000

Прибыль за год

5054333,839


 

 

 

 

 

Информация о работе Имитационное моделирование бизнес-процессов