Интернет как средство массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы изучить возможности Интернета в качестве источника информации и альтернативы традиционным средствам массовой информации.
В соответствии с поставленной целью определены задачи дипломной работы:
рассмотреть виды информации,
представить обзор основных источников информации.
провести анализ сети Интернет как средства массовой информации, рассмотреть историю создания сети Интернет,
провести анализ применения сети Интернет в журналистике.
рассмотреть практическое применение сети Интернет в области журналистики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3


ГЛАВА 1. КЛАСИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………...5
Документальный тип источников информации………………………5
Предметно-вещевая среда как источник информации……………….9
Возможности мультимедиа…………………………………………...13

ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ………….…………………………………….……………21
2.1 История создания Интернет………….……………………….……….21
2.2 Интернет – журналистика в Республике Казахстан…………………31

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ……..46
3.1 Современные средства коммуникации………….……………………46
3.2 Сетевые информационные источники и службы в республике Казахстан…………………………………………….………………...54


заключение………….……………………….……………………….……..71

список использованной литературы……………………………..73

Файлы: 1 файл

Дип. Интернет как средство массовой коммуникации (Диплом).rtf

— 436.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………..3

 

 

ГЛАВА  1. КЛАСИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………...5

    1. Документальный тип источников информации………………………5
    2. Предметно-вещевая среда как источник информации……………….9
    3. Возможности мультимедиа…………………………………………...13

 

ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ КАК  СРЕДСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ………….…………………………………….……………21

2.1  История создания  Интернет………….……………………….……….21

2.2  Интернет – журналистика  в Республике Казахстан…………………31

 

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СЕТИ ИНТЕРНЕТ……..46

3.1  Современные средства коммуникации………….……………………46

3.2  Сетевые информационные  источники и службы в республике  Казахстан…………………………………………….………………...54

 

 

заключение………….……………………….……………………….……..71

 

список использованной литературы……………………………..73

 

ссылки…………………………………………………………………………76

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Процессы развития глобальных информационно-коммуникационных технологий очень динамичны в настоящее  время, а их возможности для общества и экономики еще только начинают масштабно использоваться. Еще два-три  года назад Интернет рассматривался преимущественно как гигантская библиотека и главной его задачей считалась помощь в поиске нужной информации и организация доступа к ней. В настоящий "коммуникационный" этап своего развития главной задачей сети Интернет является помощь в поиске желательных партнеров и предоставление средств для организации с ними нужного вида коммуникаций с необходимой интенсивностью. Результаты последних исследований показали, что использование Internet-технологий может принести реальную экономию и прибыль.

Internet развивается довольно  стремительно. Быстро растет количество  изданий, посвященных Сети, что  предвещает широкое ее распространение  даже в далеких от техники  областях. Internet превращается из большой  игрушки для интеллектуалов в  полноценный  источник всевозможной полезной информации для всех. Этим определяется актуальность выбранной темы дипломной работы.

Ожидается существенный рост увеличения объемов Internet-коммерции, особенно в таких областях, как  путешествия, розничная торговля, финансы, тематическая реклама, а также в компьютерном секторе.

Актуальная информация может быть извлечена из самых  различных источников: это события  разных сфер, областей жизни: политики, экономики, культуры, производства, быта и т. д. Факт извлекается из документов, отчётов, докладов, стенограмм, объявлений, реклам и даже газет. Существует также масса нестандартных источников фактов и приёмов сбора информации.

Цель дипломной работы изучить возможности Интернета в качестве источника информации и альтернативы традиционным средствам массовой информации.

В соответствии с поставленной целью определены задачи дипломной работы:

  • рассмотреть виды информации,
  • представить обзор основных источников информации.
  • провести анализ сети Интернет как средства массовой информации, рассмотреть историю создания сети Интернет,
  • провести анализ применения сети Интернет в журналистике.
  • рассмотреть практическое применение сети Интернет в области журналистики.

Степень исследованности  темы достаточно высока, среди авторов, занимающихся этими вопросами следует назвать Т. П. Барановскую, Д. В. Гаскарова, А. В. Хорошилова, С. Н. Селеткова, М. Ф. Меняева, А. С. Гринберга, В. М. Шестакова и многих других.

Среди общих методологических и теоретических принципов, которые позволили объективно подойти к рассмотрению темы дипломной работы, следует выделить принцип историзма, методы анализа, системный и сравнительный подходы.

При выполнении дипломного проекта  были использованы казахстанские, российские и зарубежные исследования в сфере  информации и новых информационных технологиях. Также использовались законодательные акты и официальные материалы, публикации периодической печати.

 

 

ГЛАВА  1. КЛАСИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 

1.1 Документальный  тип источников информации

 

Понятие «документа»  употребляется сегодня в двух смыслах. Причём один из них более объёмен: документ – это «материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве», а другой – более узок:  «документ – это юридически закреплённая бумага, утверждающая за её владельцем право на что-либо, подтверждающая какой-либо факт». 

Говоря о значении документа как информационного  источника в журналистике, часто  останавливают своё внимание лишь на узком смысле. Между тем, как пишет  Г. В. Лазутина «для журналистики актуальны оба значения слова: «деловая бумага»- лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности». 

Информация, которую журналист может извлечь из документальных «информационных кладовых», носит абсолютно разный характер: от законов и решений высших органов власти, от фундаментальных положений известных научных трудов до характеристик и описания мест, людей, событий.

Общение журналиста с документальными источниками информации начинается с их поиска. Сейчас, во время «информационного взрыва» этот вопрос особо актуален. Работа с документами требует высокого уровня документоведческой, библиографической грамотности, широкого представление о типах и видах документов, бытующих в обществе. В журналистике принята следующая классификация документов. По типу деятельности, породившей документ:

1. Государственно-административные;

2. Производственно-административные;

3. Общественно-политические;

4. Научные;

5. Нормативно-технические;

6. Справочно-информационные;

7. Художественные.

Вторая классификация, менее обширная, нежели первая основана на группировке по сферам их обращения. Суда входят документы:

1. Производственные;

2. Общественных организаций;

3. Бытовые.

Под производственными  документами имеется в виду совокупность текстов (в том числе личных: заявления, докладные и объяснительные записки, просьбы), которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни  трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах» Такие документы всегда подлежат регистрации. Однако не существует ни нормативного акта, ни  ведомственных инструкций, которые бы четко определяли порядок доступа журналиста  к ним. Поэтому представители прессы нередко с отказами официальных лиц. Приходиться искать обходные пути, убеждать людей,  имеющих отношение к этим документам, помочь журналисту.

  Равнозначная ситуация  и с документами общественных  организаций – текстами, обеспечивающими информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода. Во многих случаях представители пресс-службы, после запроса журналистом подобных сведений, просят обойтись данными, предоставленными ими.

В работе с бытовыми документами – той совокупностью официальных и личных материалов, которая обеспечивает информационное обслуживание людей в быту, розыск – самое трудное. Большинство из них не подлежит учёту, к тому же они, как правило, представляют собой личную собственность человека (т. е. предъявить или нет документ, определяет только воля его владельца). Обращение к документам такого рода, будь это письма, дневники, обязательства или расписки, требует от журналиста ясного понимания того, что право на получение и использование сведений из них ему даёт только добровольное согласие их обладателей. 

Социология разработала  следующее деление документов, применяющееся  в журналистике:

1. По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки, магнитные ленты).

2. По типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении денег и протокол собрания коллектива).

3. По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка).

4. По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные – отчёт, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).

5. По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчёты по установленному образцу и «целевые», т. е. созданные по заказу журналиста – допустим, справка о деятельности учреждений).

В зависимости от характера  документа и цели журналиста происходит выбор методов анализа. Это могут  быть общие методы (понимание, осмысление, сопоставление) или специальные (источниковедческие, психологические, социологические, криминалистические).

Процесс освоения журналистом  документа состоит из трёх этапов: извлечение данных, их интерпретация  и фиксация. Первый из них предполагает умение журналиста быстро и глубоко перерабатывать знаковую информационную продукцию. Качество второго, основанного на анализе, оценке и объяснении полученных данных «зависит от того, насколько журналист умеет включать в соображения здравого смысла критерии оценок, задаваемые системой знаний общеметодологического и специального характера». Многое зависит от навыка точной фиксации данных, полученных в результате проработки документальных материалов. В данном контексте уместно говорить о создании нового документа – профессиональных записей журналиста, которые при определённых условиях могут иметь юридическую силу.

Работа с документами  обязательно предполагает как проверку их на подлинность, так и определение  достоверности и надёжности  заключённых в них данных. При возникновении сомнений в подлинности документа, т. е. в его действительном происхождении от того автора и при тех обстоятельствах, которые предполагает текст документа, необходимо специальным образом проанализировать его. Этот анализ предполагает внимание к содержательным характеристикам документа, его внешней стороне, в целях выявления признаков подлинности или несоответствия им. Иногда довольно трудно при помощи подобных приёмов определить подлинность источника, тогда на помощь приходят специалисты – историко-источниковеды, текстологи, криминалисты.1 [7]

При этом важно различать  документально подтверждённые сведения (завизированный текст) и факты типа «как стало известно из заслуживающих  доверия источников». Оперирование такими сведениями требует специальных оговорок. 

Чтобы убедиться в  достоверности информации, содержащейся в источнике, журналисты прибегают  к правилам проверки достоверности  документов, принятым в социологии. Согласно им необходимо:

1. Различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);

2. Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной;

3. Выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь;

4. Учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался.  

Не менее полезным является также проверка источника  путём сравнения его с другими  сведениями, а при ситуации, когда  документ становится базой для серьёзных  выводов и обобщений, журналисту необходима консультация специалиста, способного выступить в качестве эксперта в той или иной области.

 

1.2. Предметно-вещевая  среда как источник информации

 

Под предметно-вещевой  средой понимается обстановка, которая  нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек. Главный вопрос для журналиста: где отыскать эти источники. На данный момент в обществе утвердилось понимание необходимости оказывать средствам массовой информации организационную информационную поддержку. 

Сегодня у нас в  стране существует достаточно развёрнутая  система информирования журналистов  о происходящих событиях. К основным его формам относят следующие:                                                                                                                               

1. Брифинги – короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идёт  ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу;

2. Презентации – торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами деятельности;

3. Пресс-конференции – встречи государственных или общественных деятелей, представителей науки, культуры и т.д. с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы;

4. Пресс-релизы – специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами;

5. Специальные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы деятельности, создаваемые корпоративными информационными агентствами;

Информация о работе Интернет как средство массовой коммуникации