Разработка информационной системы определения качества продовольственных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:25, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработка информационной системы для продуктового супермаркета «Маяк», обеспечивающей хранение и автоматизированную обработку информации о сотрудниках, поставщиках, продажах, контроле качества и сроках хранения продовольственных товаров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……6-8

1.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………….......……..9-36
1.1 Понятие качества, показатели и методы определения качества……….….9-13
1.2 Понятие контроля качества, виды контроля качества………………...….14-17
1.3Требования к приему и хранению сырья, пищевых продуктов…………..17-19
1.4 Информационные системы и информационные технологии при определении качества товаров……………………………………………………………..…19-21
1.5 Описание объекта исследования……………………………………….…22-34
1.6 Приемка товаров по качеству…………………………………...…...……34-35
1.7 Сохранение качества на этапе хранения и подготовки товаров к продаже…………………………………………………………………………35-36
2.ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ…………………..……………………………………37-53
2.1 Постановка задачи………………………….………………………………37
2.2 Информационное обеспечение………….…………………………………37-46
2.3 Программное обеспечение…………………………………………….…..47-49
2.4 Техническое обеспечение…………..…………….……………..……..…..50
2.5 Мероприятия по обеспечению жизнедеятельности персонала и охраны труда……………………………………………………………………….……51-53
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ………………………………………..54-61
3.1 Назначение и условия выполнения программы…………………………54
3.2 Инструкция пользователя………………………………………………...55-61
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………...…..………..62-67
4.1 Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности………………………………………………………………..62
4.2 Расчет показателей экономической эффективности…………….…......62-67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………..………68-69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…70

Файлы: 1 файл

дипломная НТвЭИС.doc

— 2.47 Мб (Скачать файл)
  • контрольное место. На контрольном месте компьютерные технологии используют для управления и определения измеренных значений при работе с контрольными автоматами и измерительными машинами. Помимо этого они используются и в работе с простыми измерительными приборами для приема измеренных значений, исключая при этом возникновение ошибок передачи, обусловленных человеческим фактором. Повышение степени автоматизации приводит к более широкому использованию компьютерных технологий. При этом, граница между человеком и обрабатывающей компьютерной системой для определения величин проверяемых признаков становится все более четкой. 
  • управление контролем качества. Уровень управления контролем качества обеспечивает передачу необходимой информации и служит для уплотнения полученных на отдельном контрольном месте данных. Такое уплотнение может осуществляться тремя способами: 
    1. с помощью определения величин проверяемых признаков из измеренных значений за счет расчета или сравнения с заданными значениями;
    2. обработкой проверяемых признаков по статистическим методам; 
    3. выводом корректировочных параметров для регулировки процесса. Задачи уровня управления контролем можно выразить алгоритмами и вследствие этого хорошо выполнить с помощью компьютеров.
  • управление организацией. На этом уровне, включающем сохранение полученных в ходе контроля данных, определение расходов на контроль и анализ продукции, информационные технологии используются для передачи информации. При этом, необходимо осуществлять процесс по исследованию рынков, изменения потребностей и определению необходимых требований к продукции.
  • управление качеством. Основной задачей на уровне управления качеством является оценка данных, полученных контролем. Как правило этим занимается персонал организации, который использует в своей деятельности данные компьютерных программ. В рамках заводских сетей необходимо интегрировать систему передачи данных о качестве и делать акцент на мультимедийные компьютерные технологии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Описание объекта исследования

 

Магазин "Маяк" расположен по адресу: г. Караганда ул. Алиханова 20/2.

Организационно-правовая форма собственности – общество с ограниченной ответственностью.

ТОО "Маяк" зарегистрировано в органах юстиции 15 апреля 2002 года.

Данный магазин находится  в центре жилого комплекса и максимально  приближен к основной дороге.

Магазин "Маяк" является частным предприятием, осуществляет розничную торговлю продуктов питания и виноводочных изделий, самостоятельно и от своего имени заключает договора, приобретает в собственность, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, необходимым для осуществления своей деятельности.

Магазин "Маяк" осуществляет розничную торговлю с населением.

Устройство магазина и оборудование соответствует требованиям  СанПиНа 2.3.5.021-94.

Магазин имеет лицензию на право продажи продуктов питания  выданную органами исполнительной власти.

Торгово-производственная деятельность магазина осуществляется согласно ассортиментному перечню, утвержденному центром Санэпиднадзора.

Для осуществления своей  деятельности магазин "Маяк" открыл в установленном порядке расчетный  счет в банке, имеет самостоятельный баланс, свою печать.

Прибыль, полученная магазином  в результате его хозяйственной  деятельности, подлежит налогообложению  в соответствии с действующими законами. Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов (чистая прибыль), поступает в полное распоряжение магазина.

Основными целями деятельности данного магазина являются:

1. комплексное удовлетворение спроса покупателей;

2. получение прибыли.

По форме товарной специализации данный магазин следует  отнести к группе универсальных  магазинов, ассортимент которых построен на базе широкой номенклатуры товарных групп.

По ценовым уровням  реализуемых товаров исследуемый  магазин можно отнести к магазинам  среднего уровня цен. Такие магазины рассчитаны на обслуживание наиболее массовых покупателей и имеют наибольшие возможности построения широкого ассортимента товаров с ценами, удовлетворяющими различные контингенты покупателей.

Продажа товаров осуществляется методом самообслуживания. Это единственный магазин самообслуживания в нашем районе.

По размеру торговой площади магазин "Маяк" является крупным магазином. Торговая площадь магазина "Маяк" составляет 391 м2.

Магазин "Маяк" по типу здания является обособлено стоящим, вокруг огорожен забором с воротами для  въезда машин с товаром. Это здание отвечает всем необходимым требованиям, а именно: архитектурно-строительным, экономическим, технологическим, санитарно-гигиеническим. Здание изначально строилось под магазин.

Перед магазином имеется  зона для парковки индивидуального  транспорта. Все зоны хорошо благоустроены и создают благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей.

Для беспрепятственного движения покупателей устроен тротуар. Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования создана хозяйственная  зона.

Интерьер торгового зала оформлен просто и лаконично и подчиняется своему основному назначению – выделить товар и подчеркнуть его потребительские свойства для удобства покупателей. Конфигурацию торгового зала магазина можно считать рациональной, так как его форма приближена к прямоугольнику.

Помещения для хранения товаров оснащены соответствующим  технологическим оборудованием  – стеллажами, подтоварниками коробками. К административно - бытовым помещениям относят кабинет директора, помещения  для персонала, главная касса, гардероб, все эти помещения находятся на уровне торгового зала.

Торговые помещения  занимают важное место в общей  совокупности помещений магазина. Большую  часть площади всего магазина уделяют торговому залу. К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, фасовочные кладовые для хранения товара. Для разгрузки транспортных средств в магазинах оборудованы специальные места. Помещения для приемки товаров по количеству и качеству примыкают к месту разгрузки. Зона для приемки товаров связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров имеют кратчайшую связь с торговым залом, для быстрой и лёгкой доставки товаров в зал.

Среднее время обращения  товарного запаса в целом по предприятию за год в среднем пять дней, для магазина продовольственными товарами этот показатель положительный, говорит о хорошей товарооборачиваемости товаров, а, следовательно, и эффективной работе с поставщиками.

Режим работы магазина: все  дни 7.00 – 22.00, без обеда и выходных.

Штат работников магазина представляет собой линейно-функциональную структуру, в которую входят:

- Генеральный директор  магазина,

- заместитель директора  магазина (1 чел.),

- главный бухгалтер  (1 чел.),

- старший продавец (1 чел.),

- экспедитор (1 чел.),

- продавец-кассир (5 чел.),

- охранник (2 чел.),

- грузчик (1 чел.),

- шофёр-грузчик (1 чел.),

- фасовщица (1 чел.),

- уборщица (1 чел).

Всего штат работников насчитывает 15 человек.

Организационная структура фирмы представляет собой схему изображенную на рисунке 2.

Во главе фирмы стоит генеральный  директор, который решает в основном управленческие вопросы, а также  вопросы стратегического характера. Он контролирует деятельность всех отделов. Также в его компетенции вопросы движения финансовых потоков.

 







 



 



 

 

 



 

 

 

 

Рисунок 2. Организационная структура магазина «Маяк»

 

Главный бухгалтер ведет бухгалтерский  учет, делает баланс, различные встречные  сверки, считает все налоги и решает вопросы, возникающие в отделах, находящихся в его подчинении.

 

График работы сотрудников  магазина устанавливается согласно правилам внутреннего распорядка магазина.

Формирование организационной  структуры подразделений осуществляется высшим руководством предприятия. В рамках организационной структуры устанавливаются задания по каждому исполнителю, его уровень в структуре предприятия, степень подчинения, основные функции, необходимые меры на период отсутствия (заболевания) данного сотрудника, т.е. установление заместителя и его полномочий при этом, задание для данного сотрудника на случай нетрудоспособности, функции каждого сотрудника, полномочия, которыми сотрудники располагают.

Внутри подразделения  существует определенная структура  подчинения, где каждый работник имеет свои обязанности. Все функциональные обязанности работников определяются должностными инструкциями. Четкое определение функций и обязанностей подчиненных показывает руководителю в какие дела он не имеет права вмешиваться и какие решения он не должен принимать без проведения необходимых консультаций со своими сотрудниками.

Функции по контролю качества представленной в магазине продукции, и по продаже этой продукции возлагается  на старшего продавца.

Контроль над качеством  продуктов должен состоять из двух взаимосвязанных направлений:

1. Оперативно снимать товар с продаж с просроченным или близким к этому сроку годности.

2. Следить за тем, чтобы товар соответствовал Постановлениям СЭС и других надзорных органов.

В магазине "Маяк" представлена продажа товаров способом самообслуживания. В обязанность продавца входит предложение и показ товаров покупателям, предоставление информации о них, консультации и помощь в выборе новых и сопутствующих товаров.

Кроме того, продавцы в  магазине быстро и хорошо выполняют такие технологические операции, как нарезка, отмеривание, взвешивание и упаковка товаров, произведение расчетов с покупателями.

Достоинством данной формы обслуживания покупателей  является –качество торгового обслуживания: невелики затраты времени покупателей на приобретение товаров, самостоятельность в выборе товаров.

Для анализа показателей  хозяйственно-экономической деятельности предприятия представлена таблица 1.

 

Таблица 1 - Информация о  динамике основных показателей торгово-хозяйственной  деятельности предприятия за 2009 по 2011г.

Показатель

2009

2010

2011

Темпы роста 2011г в %

Отклонение по сумме  от

2010

2011

2010

2011

Товарооборот, тыс. тг

- в действующих ценах, тыс.тг.

- в сопоставимых ценах, тыс.  тг.

 

 

27195

 

 

27285

 

 

27235

 

 

100,3

 

 

100,3

 

 

18

 

 

17

Среднемесячная численность, чел.

В том числе

Торгово-оперативный  персонал, чел.

16

 

8

16

 

8

14

 

7

-

 

-

-

 

-

0

 

0

-2

 

-1

Выработка на одного работника, тыс.тг.,

в том числе на одного работника  торгово-оперативного персонала, тыс.тг.

 

 

1510

 

2091

 

 

1515

 

3001

 

 

1710

 

2280

 

 

100,33

 

100,3

 

 

112,85

 

108,7

 

 

1,00

 

1,39

 

 

38,96

 

36,40

Общая площадь, кв.м

В том числе торговая площадь, кв.м

391

276

391

276

391

276

-

-

-

-

Валовой доход:

- Сумма, тыс.тг

- Уровень в % к обороту 

 

6247

22,97

 

6337

23,23

 

6457

23,10

 

101,45

 

99,76

 

18,09

 

-2,98

Издержки обращения:

- сумма, тыс.тг

- уровень в % к обороту

 

2545

7,96

 

2635

8,09

 

2795

8,04

 

101,95

 

99,76

 

8,43

 

-1,04

Прибыль от реализации:

- сумма, тыс.тг.

2343

2545

2845

101,68

99,05

7,86

-4,53

Внереализационные расходы, тыс.тг.

1657

1688

1701

100,52

100,74

1,8

2,59

Балансовая прибыль, тыс. тг.

4235

4565

4955

101,12

99,77

9,66

-1,94

Рентабельность в % к  обороту

8,62

8,73

8,62

   

0,11

-0,11


 

Проанализировав результаты таблицы 1 можно сказать о том, что за отчетный год показатель товарооборота вырос очень незначительно.

Изучив ассортимент  товаров в магазине "Маяк", можно  сказать, что он является сложным (включает различные наименования, сорта) и  направлен на максимальное удовлетворение потребностей покупателей. В ассортимент магазина включаются следующие товары:

- хлеб и хлебобулочные  изделия;

- крупа, мука, макаронные  изделия;

- сахар, соль;

- кондитерские изделия;

- кремовые изделия;

- чай, кофе;

- кисломолочная продукция;

- масложировая продукция;

- сыры твердые, плавленые;

- мороженое;

- колбасные изделия;

- продукты детского  питания;

- рыба свежемороженая, рыбные полуфабрикаты;

- рыба соленая, холодного  и горячего копчения, вяленая;

- яйца, окорока, мясо  птицы;

- мясо, мясные полуфабрикаты,  субпродукты;

- консервы рыбные, мясные, мясорастительные, овощные;

- алкогольная продукция;

- пиво;

- табачные изделия;

- безалкогольные напитки,  соки;

- корма для животных.

 

Приемка товаров по качеству в магазине проводится для выявления соответствия качества поступивших на склад товаров требованиям стандартов, технических условий, условий договора. Цель приемки – не допустить недоброкачественный товар в продажу.

По качеству товар  одновременно принимается с приемкой по количеству. Осуществляется непосредственно  в магазине, на складе. Товар принимается на основании товарной накладной, счет-фактуры, сертификатов.

 

Форма – 1 приходящий документ «Приходная накладная»

 

Приходная накладная - это основной документ, по которому в системе производится приемка товаров. 

 

 

 

Приходная накладная № ___________ от ________ 201_г.

Торговый: ___________(№)

Покупатель: Маяк ИП Иванов, Караганда,

Код

Товар

Кол-во

Цена

Сумма

       

шт

   
       

шт

   

Итого:

В том числе НДС:

Всего наименований __, на сумму _______ тенге

Прописью_______________________________


Отпустил_________________  Получил________________

 

Форма – 2 приходящий документ «Счёт – фактура»

 

СЧЕТ-ФАКТУРА — типовой документ, выписываемый поставщиком на каждую партию отгруженной или проданной продукции, а также за выполненные работы и услуги. Содержит сведения о продаваемом товаре и цене продажи. Является основанием для оплаты, расчетов.

Информация о работе Разработка информационной системы определения качества продовольственных товаров