Разработка информационной системы определения качества продовольственных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:25, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработка информационной системы для продуктового супермаркета «Маяк», обеспечивающей хранение и автоматизированную обработку информации о сотрудниках, поставщиках, продажах, контроле качества и сроках хранения продовольственных товаров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……6-8

1.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………….......……..9-36
1.1 Понятие качества, показатели и методы определения качества……….….9-13
1.2 Понятие контроля качества, виды контроля качества………………...….14-17
1.3Требования к приему и хранению сырья, пищевых продуктов…………..17-19
1.4 Информационные системы и информационные технологии при определении качества товаров……………………………………………………………..…19-21
1.5 Описание объекта исследования……………………………………….…22-34
1.6 Приемка товаров по качеству…………………………………...…...……34-35
1.7 Сохранение качества на этапе хранения и подготовки товаров к продаже…………………………………………………………………………35-36
2.ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ…………………..……………………………………37-53
2.1 Постановка задачи………………………….………………………………37
2.2 Информационное обеспечение………….…………………………………37-46
2.3 Программное обеспечение…………………………………………….…..47-49
2.4 Техническое обеспечение…………..…………….……………..……..…..50
2.5 Мероприятия по обеспечению жизнедеятельности персонала и охраны труда……………………………………………………………………….……51-53
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ………………………………………..54-61
3.1 Назначение и условия выполнения программы…………………………54
3.2 Инструкция пользователя………………………………………………...55-61
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………...…..………..62-67
4.1 Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности………………………………………………………………..62
4.2 Расчет показателей экономической эффективности…………….…......62-67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………..………68-69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…70

Файлы: 1 файл

дипломная НТвЭИС.doc

— 2.47 Мб (Скачать файл)

Поэтому можно сказать  о том, что в магазине стараются  следить за качеством продуктов, начиная уже с их приемки. Ведь если товар в магазине качественный, то потребитель будет благоприятно настроен к данному магазину, тем  более что здесь обслуживаются постоянные покупатели, проживающие в ближайшем микрорайоне.

 

1.7 Сохранение качества на этапе хранения и подготовке товаров к продаже.

 

Хранение пищевых продуктов  осуществляется в соответствующих  параметрах температуры, влажности, светового потока для каждого вида продукции.

Особо скоропортящиеся  продукты хранятся при температурном  режиме, отвечающем требованиям Санитарных правил: Условия и сроки хранения особо скоропортящихся продуктов: СанПин 42-123-4117-86. При хранении в магазине "Маяк" строго соблюдаются правила товарного соседства. Продукты, имеющие специфический запах (специи) хранятся отдельно от продуктов, воспринимающих запах. Запрещено совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранения испорченных или подозрительных по качеству продуктов вместе с доброкачественными. Товары в магазине "Маяк" хранятся на специализированных складах и непосредственно в торговом зале. Процесс хранения состоит из четырех операций: размещение, укладка, создание оптимального режима хранения, ткущего ухода за товарами. В магазине "Маяк" все товары сгруппированы по признаку однородности. Товары располагаются на стеллажах, горках. Складские помещения отапливаемые, хорошо проветриваются (вентиляция). Периодически проводятся санитарные уборки складов, товар пересматривается, перекладывается, очищается от пыли.

В торговый зал магазина товары поступают подготовленными  к продаже:

а) распаковка товара –  товар освобождается от внешней  транспортной тары. Здесь необходим строгий учет по количеству и качеству товара, а так же обеспечение сохранности тары и упаковки.

б) сортировка – товар  группируется по ассортиментным признакам (сорт, цена).

в) облагораживание –  товар очищается от пыли, загрязнений, устраняются мелкие дефекты.

Подготовка товаров  к продаже проводится в подсобных  помещениях (склад) и в секции. Ее осуществляют продавцы, контролирует заместитель заведующей. В секции продавец производит контрольную проверку товара. Оформляется ценник, где  указывается наименование, вес, сорт, производитель, цена, на оборотной стороне дата поступления и подпись материально-ответственного лица.

Эффективность работы магазина, качество обслуживания покупателей  во многом зависят от рационального  размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала при пополнении товарных запасов в торговом зале. При размещении товаров в торговом зале магазина "Маяк" также соблюдаются правила товарного соседства. За каждой товарной группой закрепляется постоянная зона размещения. Продавцы следят за чистотой оборудования на котором размещается товар, своевременно размораживают, моют его. Поэтому качество товара в магазине обеспечивается не только правильной, внимательной приемкой его, но и правильным хранением товара. Существенным недостатком в работе магазина я вижу отсутствие программы по контролю качества и отслеживанию сроков хранения продукции.

А так как процесс  определения  и сохранения качества продовольственных товаров является очень трудоемким  следует разработать  и внедрить в магазине автоматизированную систему контроля качества продукции, что позволит оптимизировать работу магазина и улучшить его экономические показатели.

 

2.Проектная часть

 

2.1 Постановка задачи

 

Разрабатываемая база данных должна решать следующие задачи:

-  Получение оперативной  информации о продажах товаров;

- Работа с товарным  ассортиментом (просмотр данных  о товарах по категориям, просмотр поставщиков определенной категории товара);

- Работа с поставщиками (просмотр данных о поставщиках).

- Работа по контролю  качества продовольственных товаров.

- Работа по отслеживанию  сроков хранения товаров. 

Преимущества автоматизированного учета является повышение эффективности и рациональности работы сотрудников магазина в области товарного учета.

Создание и использование  программного приложения  позволит выполнять следующие задачи:

  • вести эффективный и быстрый ввод информации о качестве товаров, даты приемки и срока годности;
  • обеспечить правильность и своевременность вывода отчётов о состоянии качества, условиях хранения, сроков годности товаров;
  • снизить вероятность возникновения ошибок, возникающих при вводе повторной информации;
  • оптимизировать процесс обработки информации о контроле качества, условиях хранения, сроков годности;
  • своевременно вносить изменения и изменять информацию о контроле качества;
  • осуществлять автоматизированный  процесс контроля качества товаров в магазине и отслеживание сроков его хранения.

Организация сбора  информации соответствует следующим  требованиям:

- периодичность;

- полнота;

- достоверность;

- своевременность поступления.

 

2.2 Информационное обеспечение

 

Создание и внедрение в практику современных информационных систем автоматизированных баз данных выдвигает новые задачи проектирования, которые невозможно решать традиционными приемами и методами. Большое внимание необходимо уделять вопросам проектирования баз данных. От того, насколько успешно будет спроектирована база данных, зависит эффективность функционирования системы в целом, ее жизнеспособность и возможность расширения и дальнейшего развития. Поэтому вопрос проектирования баз данных выделяют как отдельное, самостоятельное направление работ при разработке информационных систем.

Проектирование баз данных —  это итерационный, многоэтапный процесс  принятия обоснованных решений в  процессе анализа информационной модели предметной области, требований к данным со стороны прикладных программистов  и пользователей, синтеза логических и физических структур данных, анализа и обоснования выбора программных и аппаратных средств. Этапы проектирования баз данных связаны с многоуровневой организацией данных. Рассматривая вопрос проектирования баз данных, будем придерживаться такого многоуровневого представления данных: внешнего, инфологического, логического (даталогического) и внутреннего.

Такое представление уровней данных не единственное. Существуют и другие варианты многоуровневого представления  данных. Так, в соответствии с предложениями исследовательской группы по системам управления данными Американского национального института стандартов ANSI/X3/SPARC, а также CODASYL (Conference on Data Systems Languages), как правило, выделяется три уровня представления данных:

  1. внешний уровень (с точки зрения конечного пользователя и прикладного программиста),
  2. концептуальный уровень (с точки зрения СУБД),
  3. внутренний уровень (с точки зрения системного программиста).

В соответствии с этой концепцией внешний уровень это часть (подмножество) концептуальной модели, необходимая для реализации какого-либо запроса или прикладной программы. То есть, если концептуальная модель выступает как схема, поддерживаемая конкретной СУБД, то внешний уровень — это некоторая совокупность подсхем, необходимых для реализации конкретной прикладной программы или запроса пользователя.

Существует также другая точка  зрения, в соответствии с которой  под внешним уровнем понимают более общие понятия, связанные  с изучением и анализом информационных потоков предметной области и их структуризацией. Некоторые авторы вводят вспомогательный уровень (промежуточный между внешним и даталогическим уровнями), который называется инфологическим. Он может выступать как самостоятельный или быть составной частью внешнего уровня. Такая концепция более целесообразна с точки зрения понимания процесса проектирования БД.

Поэтому будем рассматривать инфологический уровень как самостоятельный  уровень представления данных. Внешний  уровень в этом случае выступает  как отдельный этап проектирования, на котором изучается все внемашинное информационное обеспечение, то есть формы документирования и представления данных, а также внешняя среда, в которой будет функционировать банк данных с точки зрения методов фиксации, сбора и передачи информации в базу данных.

При проектировании БД на внешнем  уровне необходимо изучить функционирование объекта управления, для которого проектируется БД, всю первичную  и выходную документацию с точки  зрения определения того, какие именно данные необходимо сохранять в базе данных. Внешний уровень это, как правило, словесное описание входных и выходных сообщений, а также данных, которые целесообразно сохранять в БД. Описание внешнего уровня не исключает наличия элементов дублирования, избыточности и несогласованности данных. Поэтому для устранения этих аномалий и противоречий внешнего описания данных выполняется инфологическое проектирование. Инфологическая модель является средством структуризации предметной области и понимания концепции семантики данных. Инфологическую модель можно рассматривать в основном как средство документирования и структурирования формы представления информационных потребностей, которая обеспечивает непротиворечивое общение пользователей и разработчиков системы.

Все внешние представления интегрируются на инфологическом уровне, где формируется инфологическая (каноническая) модель данных, которая не является простой суммой внешних представлений данных.

Инфологический уровень представляет собой информационно-логическую модель (рисунок 3) предметной области, из которой исключена избыточность данных и отображены информационные особенности объекта управление без учета особенностей и специфики конкретной СУБД. То есть инфологическое представление данных ориентированно преимущественно на человека, который проектирует или использует базу данных.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Инфологическая модель базы данных

 

 

 

Блок-схема алгоритма ИС представлена на рисунке 2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Блок-схема алгоритма

 

 

 

 

Примерные формы входных и выходных документов

 

 

Таблица 10

Перечень и описание выходных документов

п/п

Идентификатор

Формы

представления

Периодичность

выдачи

Сроки

выдачи

Получатели

1

2

3

4

5

6

1

О1

Отчет

По запросу

По запросу

Бухгалтер, директор, продавцы

           
           

 

 

Отчет по наличию продукции  в магазине «Маяк»

Дата

Продукция

Категория

Количество

Ед.изм.

Место

нахождения

Поставка

1

2

3

4

5

6

7


 

Продавец________________

Бухгалтер________________

 

 

Продукция магазина «Маяк»

Дата

Продукция

Категория

Количество

Ед.изм.

1

2

3

4

5


 

Продавец________________

Бухгалтер________________

 

Отчет по осмотру продукции  на момент поставки

Дата

Осмотр

Продукция

Результат осмотра

1

2

3

4


 

Продавец________________

Бухгалтер________________

 

Отчет по повторному осмотру  продукции

Дата

Осмотр

Продукция

Результат осмотра

1

2

3

4


 

Продавец________________

Бухгалтер________________

Логический (концептуальный) уровень  построен с учетом специфики и  особенностей конкретной СУБД. Этот уровень  представления данных ориентирован больше на компьютерную обработку и на программистов, которые занимаются ее разработкой. На этом уровне формируется концептуальная модель данных, то есть специальным способом структурированная модель предметной области, которая отвечает особенностям и ограничениям выбранной СУБД. Модель логического уровня, поддерживаемую средствами конкретной СУБД, называют еще даталогической (рисунок 4)

Информация о работе Разработка информационной системы определения качества продовольственных товаров