Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:39, курс лекций
Начало развития ЭП было положено созданием в первой половине 19 века работоспособностью образцов ЭМ. Это стало возможным благодаря успехам в области электромагнетизма. Первый электродвигатель, с помощью которого осуществлялся ЭП, был построен в 1834…1838г. Петербургским академиком Борисом Семеновичем Якоби. В 1838г на Ниве были проведены испытания этого двигателя, установленного на катере (12…14 чел).
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тюменская
государственная
академия»
Механико-технологический институт
Кафедра «Энергообеспечение сельского хозяйства»
ЭЛЕКТРОПРИВОД И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
КУРС ЛЕКЦИЙ
для специальности
110301 – «Механизация сельского хозяйства»
Очной и заочной формы обучения
Тюмень
2011
Лекция 1
1 История развития ЭП
История развития ЭП, являющаяся оптимальным сочетанием электрических машин (ЭМ), аппаратов, преобразователей и устройств управления, неразрывно обусловлена образующими ЭП компонентами. Вместе с тем ЭП, как система имеет свою собственную историю.
Начало развития ЭП было
положено созданием в первой половине
19 века работоспособностью образцов ЭМ.
Это стало возможным благодаря
успехам в области
В 50-60-х годах 19 века некоторое распространение получили электродвигатели французского электротехника Фромана (типографические и ткацкие станки).
И все же почти до конца 19 века пар и вода оставались основной силой в промышленном производстве.
Несмотря на успехи, достигнутые к семидесятым годам 19 века в области конструирования электродвигателя (ЭД) постоянного тока, электрическая энергия использовалась только на освещение (распределение электроэнергии оставалось неудовлетворительной).
Появление переменного однофазного тока сыграло существенную роль в развитии электротехники вообще, однако в ЭП – нет, так как ЭД однофазного переменного тока не имели пускового вращающего момента, в связи с чем, их применение было крайне ограничено.
И только в 1888г. предложенная и реализованная 3-х фазная система передачи электрической энергии позволила сделать прорыв в развитии ЭП.
В 1889 г. создается 3-х фазный
асинхронный двигатель с коротк
Несомненные преимущества централизованного производства электроэнергии, привели к тому, что электродвигатель, вытесняя другие виды двигателей, занял лидирующие позиции в ЭП промышленных установок и сельском хозяйстве.
Мощность ЭД по отношению к общей мощности установленных двигателей составляла: 1890г-5%, 1927-75%, сегодня - 100 %.
В Советском Союзе ЭП получил большое развитие в годы первых пятилеток. Большую роль в развитии ЭП сыграла подготовка кадров. В 1922г. в Ленинградском электротехническом институте под руководством профессора С.А. Ринкевича создается специальность «Электрификация промышленности», которая положила начало регулярному выпуску специалистов в области ЭП.
В 1925г. – выходит книга С.А.Ринкевича «Электрическое распределение электроэнергии» - первый труд в области ЭП.
В 30-е годы были разработаны принципы следящего ЭП (автоматическое управление).
В 40-е годы проектируются электромашинные усилители, интенсивно развивается военная электротехника (системы управления), первые автоматические линии станков.
Большой прорыв в ЭП наблюдается с появлением полупроводниковой техники. Транзистор изобретен в США в 1948г.
В 50-х…60-х годах – множество схем для питания маломощных двигателей (I=5А; U=60В).
Система тиристорный преобразователь – двигатель постоянного тока ТП – ДПТ становится с середины 60-х годов практически единственным решением в регулируемом ЭП.
В 70-е годы появляются
частотные преобразователи для
60-е – 70-е годы
– появляются шаговые,
В 70-е годы, с развитием микропроцессоров резко возрастают функциональные возможности в управлении координат ЭП, диагностике.
Развитие современного ЭП идет с развитием элементной базой. Сегодня силовые ключи (I до 600 А, U= до 1200В, f=30кГц и выше), преобразователи частоты до 600кВт.
В 2002г. европейский рынок регулируемых ЭП состоит: на 68% из ЭП переменного тока; 15%-постоянного тока, 10% гидроприводов, 7 % - механических.
На сегодня мощности отдельных приводов составляют десятки МВт с регулированием частоты вращения от одного оборота в час до 150.000 оборотов в минуту.
Диапазон применения
до шагающего экскаватора.
Электрическим приводом или электроприводом называют электромеханическую систему, состоящую в общем виде из электродвигательного, преобразовательного, передаточного и управляющего устройств и предназначенную для приведение в движение исполнительных органов рабочих машин и управления этим движением (рисунок 1).
обратные
связи
Рисунок 1 – Структурная схема ЭП
Основное назначения ЭП - преобразование электроэнергии в механическую энергию исполнительных органов машин и механизмов. В отдельных случаях, например при генераторном режиме или торможении, возможно и обратное преобразование.
На долю ЭП приходится 60% вырабатываемой в стране электроэнергии.
На рисунке 1 представлены:
Как для всякого устройства важным показателем является КПД
hЭП= hПРБ· hЭД· hПРД,
т.к. коэффициент полезного действия ПРБ и ПРД ≈ 1 и мало зависит от нагрузки, то hЭП определяется hЭД, которое также является достаточно высоким и при номинальной нагрузки составляет 60-95%.
Малое КПД соответствует тихоходным двигателям малой мощности. При повышении мощности выше 1кВт hЭД и соответственно hЭП превышает 70%.
Достоинства ЭП:
1) низкий уровень шума при работе;
2) отсутствие загрязнения окружающей среды;
3) широкий диапазон мощностей и угловых скоростей вращения;
4)доступность регулирования
5)относительная простота
По основным характерным признакам ЭП классифицируют следующим образом:
1) по способу
передачи механической энергии
исполнительному органу различа
Групповой ЭП - обеспечивает движение исполнительных органов нескольких рабочих машин или нескольких исполнительных органов одной рабочей машины (РМ) (рис.2).
Рисунок 2 – Групповой ЭП
Разновидностью группового является трансмиссионный ЭП (рис.3).
Индивидуальный ЭП (на каждую рабочую машину свой электродвигатель), рисунок 4.
Преимущества индивидуального ЭП:
Взаимосвязанный ЭП - содержит два или несколько связанных между собой ЭП, при работе поддерживается равенство скоростей или нагрузок.
Пример - цепной конвейер (рис.5).
Рисунок 5 – Схема взаимосвязанного электропривода
Широко применяется разновидность взаимосвязанного - многодвигательный ЭП. Двигательные устройства работают на один вал (привод платформы экскаватора - позволяет осуществить равномерное распределение статических и динамических нагрузок при поворотах и перегрузках).
- вращательное;
-поступательное (реечная
винтовая передача или
-поступательное реверсивное;
автоматизированный, автоматический (без операторов).
Автоматизированный и автоматический ЭП получили наибольшее применение.
Лекция 2
Механические характеристики рабочих машин и
электродвигателей. Статическая устойчивости ЭП
Механической характеристикой рабочей машины называется зависимость приведенной к валу двигателя угловой скорости от момента сопротивления w=f(Мс).
При поступательном движении соответственно – линейная скорость в функции усилия V=f(Fc).
Мс - статический момент, складывается из момента на трение (пропорциональна весу вращающихся частей и диаметру опоры), момента от трения на рассекание воздуха (возрастающая функция от частоты вращения), собственно полезный Мс (от типа рода нагрузки).
По характеру действия моменты нагрузки Мс делятся на активные и реактивные:
Различные производственные механизмы обладают различными механическими характеристиками которые можно описать выражением
Информация о работе Лекции по " Электроприводу и электрооборудованию"