Лекции по " Электроприводу и электрооборудованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:39, курс лекций

Описание работы

Начало развития ЭП было положено созданием в первой половине 19 века работоспособностью образцов ЭМ. Это стало возможным благодаря успехам в области электромагнетизма. Первый электродвигатель, с помощью которого осуществлялся ЭП, был построен в 1834…1838г. Петербургским академиком Борисом Семеновичем Якоби. В 1838г на Ниве были проведены испытания этого двигателя, установленного на катере (12…14 чел).

Файлы: 1 файл

10=лекции.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Для включения двигателя на «правое» вращение (по часовой стрелке) нажимают сдвоенную кнопку SB1. При этом замыкается цепь катушки линейного контактора КМ1 и одновременно размыкаются контакты в цепи катушки линейного контактора КМ2, исключающие возможность случайного включения этого контактора, что привело бы к короткому замыканию в силовой части схемы двигателя.

При срабатывании линейного  контактора КМ1 замыкаются его блокировочные контакты, шунтирующие кнопку SB1, и включаются силовые контакты КМ1(П), которые присоединяют обмотку статора двигателя к сети. Одновременно размыкаются контакты блокировочные КМ1, исключающие возможность включения контактора КМ2, и замыкаются контакты КМ1 в цепи реле торможения КМт. После пуска двигателя М срабатывает реле скорости PC и его средний контакт PC замыкается с крайним контактом РС(П) (на рис. 4, б замыкаются контакты 7 и 8).


Рисунок 4 – Схема управления трехфазным асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с применением торможения противовключением в функции скорости (а) и устройство реле скорости (б)

 

Для остановки двигателя  нажимают кнопку SB3 «Стоп». При этом замыкаются контакты, подключающие катушку реле торможения КМт, при срабатывании которого размыкаются его контакты КМт в цепи катушки контактора КМ1 и двигатель отключается от сети, продолжая вращение по инерции. Одновременно замыкаются контакты КМт в цепи реле торможения КМт и контакты КМт в цепи подвижного контакта реле скорости PC. Так как отключение контактора КМ1 вызвало замыкание контактов КМ1 в цепи катушки контактора КМ2, он включается (при этом ток проходит через контакты РС(П) реле скорости PC) и замыкает силовые контакты КМ2(Л). Возникший в двигателе вращающий момент «левого» вращения вызывает торможение двигателя противовключением. При уменьшении частоты вращения ротора двигателя до значения, составляющего 5 – 10 % от номинального, вращающий момент на короткозамкнутой клетке реле скорости PC уменьшается настолько, что под действием пружины контакты 7 и 8 РС(П) размыкаются, катушка контактора КМ2 отключается и процесс торможения прекращается. Это исключает возможность реверсирования двигателя при торможении противовключением. Настройку частоты вращения ротора двигателя, при которой размыкаются контакты реле скорости PC, выполняют регулировкой сжатия пружин реле посредством винтов З и 9 (см. рис. 4, б).

Если при работе двигателя  М с «правым» вращением ротора потребуется его реверсирование, то нажимать кнопку SB3 «Стоп» не следует. Для этого достаточно нажать сдвоенную кнопку SB2. При этом размыкаются контакты в цепи катушки контактора КМ1 и замыкаются контакты в цепи контактора КМ2. В итоге разомкнутся силовые контакты КМ1(П) и замкнутся силовые контакты КМ2(Л), изменится порядок следования фаз на обмотке статора и произойдет реверсирование двигателя. Если после этого потребуется остановка двигателя, то необходимо нажать кнопку SB3 «Стоп», что вызовет процесс торможения противовключением.

 

Схема нереверсивного управления двухскоростным

асинхронным двигателем с короткозамкнутым

ротором и двумя обмотками на статоре с разным числом полюсов

 

После включения автоматов QF1 и QF2 нажимают сдвоенную кнопку SB1 (рис. 5). При этом срабатывает контактор КМ1, который своими контактами размыкает цепь катушки контактора КМ2, чтобы исключить возможность случайного включения этого контактора, что привело бы к аварии, и включает в трехфазную сеть обмотку статора с меньшим числом полюсов (2р=2). Одновременно шунтируется кнопка SB1. Двигатель работает с наибольшей частотой вращения.

Рисунок 5 – Схема нереверсивного управления двухскоростным асинхронным двигателем

 

При необходимости перевода двигателя на меньшую частоту вращения нажимают сдвоенную кнопку SB2. При этом отключается контактор КМ1 и включается контактор КМ2. В результате размыкаются линейные контакты КМ1 и замыкаются линейные контакты КМ2, включающие в сеть обмотку статора с большим числом полюсов (2р=4). Для отключения двигателя следует нажать кнопку SB3. При этом размыкается цепь управления и все устройства в этой цепи отключаются. В итоге размыкаются линейные контакты КМ2 и двигатель оказывается выключенным.

Для защиты асинхронного двигателя от перегрузки в линейные провода цепей статоров включены тепловые реле КК1 – КК4, а их размыкающие контакты включены последовательно в цепь управления. При перегрузке по току хотя бы в одном линейном проводе сработает тепловое реле, включенное в цепь этого провода, и цепь управления окажется разомкнутой.

 

 

 

 

Схема нереверсивного управления трехфазным

асинхронным двигателем с фазным ротором

 

Схема обеспечивает реостатный пуск двигателя в функции времени  с применением реле времени постоянного тока КТ1, КТ2 и КТЗ с замедлением при отпускании (рис. 6).

Рисунок 6 – Схема нереверсивного управления трехфазным асинхронным двигателем с фазным ротором

 

При включении автоматических выключателей QF1 и QF2 срабатывают все реле времени КТ1, КТ2 и КТЗ и их контакты размыкают цепи катушек контакторов КМ2, КМЗ и КМ4, предназначенных для замыкания секций пускового реостата ПР. Пуск двигателя начинается с нажатия кнопки SB1 «Пуск», которая замыкает цепь катушки линейного контактора КМ1. При его срабатывании замыкаются линейные контакты КМ1, включающие обмотку статора двигателя в трехфазную сеть. Одновременно контакты КМ1 шунтируют кнопку SB1 так, чтобы при отпускании кнопки цепь катушки КМ1 осталась замкнутой. Все контакты в ПР остаются разомкнутыми, т. е. пуск двигателя начинается при полностью введенных ступенях ПР ( ). Одновременно контакты линейного контактора КМ1 подключают катушки контакторов КМ2, КМЗ и КМ4, а контакты КМ1 в цепи реле времени КТ1 размыкаются и отключают это реле. Через установленную в этом реле выдержку времени при отпускании контакты КТ1 замкнутся, контактор КМ2 сработает и своими контактами зашунтирует первую ступень ПР так, что пуск двигателя будет продолжаться на второй ступени ПР ( ). Одновременно при срабатывании КМ2 его контакты отключат реле времени КТ2 и контакты этого реле в цепи контактора КМЗ с установленной выдержкой времени включат этот контактор. Контактами КМЗ будет зашунтирована вторая ступень ПР, и пуск двигателя будет продолжаться на третьей ступени ПР ( ). Одновременно контакты КМЗ в цепи реле времени КТЗ разомкнут эту цепь и реле будет отключено. Его контакты КТЗ, спустя время выдержки при отпускании, замкнут цепь катушки контактора КМ4, который сработает и своими контактами зашунтирует последнюю ступень ПР. На этом процесс пуска двигателя заканчивается и наступает режим работы при . Так как работа двигателя может продолжаться длительное время, все реле времени КТ1, КТ2, КТЗ и контакторы КМ2 и КМЗ отключаются посредством размыкающих контактов КМ4. Контакты КМ4 полностью шунтируют ПР.

Остановка двигателя  осуществляется нажатием кнопки SB2. При этом размыкается цепь катушки линейного контактора КМ1, контакты которого отключают от сети обмотку статора и катушки контакторов КМ2 – КМ4. Что же касается реле времени КТ1 – КТЗ, то, благодаря замкнутому состоянию контактов в цепи катушек этих реле, они окажутся включенными, что подготовит схему управления к следующему пуску двигателя.

Для защиты двигателя  от перегрузки в два линейных провода включены тепловые реле КК1 и КК2, размыкающие контакты которых включены последовательно в цепь катушки линейного контактора КМ1.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Лекции по " Электроприводу и электрооборудованию"