Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:39, курс лекций
Начало развития ЭП было положено созданием в первой половине 19 века работоспособностью образцов ЭМ. Это стало возможным благодаря успехам в области электромагнетизма. Первый электродвигатель, с помощью которого осуществлялся ЭП, был построен в 1834…1838г. Петербургским академиком Борисом Семеновичем Якоби. В 1838г на Ниве были проведены испытания этого двигателя, установленного на катере (12…14 чел).
ДПТ НВ (шунтовые) при изменении нагрузки на валу в широких пределах мало изменяют свою скорость вращения, поэтому их применяют в тех случаях, когда важно, чтобы рабочая скорость механизма оставалась примерно постоянной (как при холостом ходе, так и нагрузке).
Преимуществом ДПТ НВ является также возможность плавного регулирования частоты вращения в широких пределах.
Двигатели постоянного тока серии – П изготавливались с параллельной и последовательной обмотками возбуждения и могут работать как в режиме с параллельным, так и смешанным возбуждением.
Для изменения направления вращения необходимо изменить полярность или в обмотке возбуждения или в якоре.
Большим недостатком ДПТ является их стоимость, а также необходимость в источнике постоянного тока.
ω=f(M) – механическая характеристика
ω=f(Iя) – электромеханическая характеристика
Электромеханическая характеристика может быть получена из уравнения напряжений, электромагнитного момента и ЭДС вращающегося двигателя
U=E+Iя Rя ,
,
,
где М – электромагнитный момент;
р – число пар полюсов;
N – число активных проводников;
а – число параллельных ветвей якоря;
См – постоянный коэффициент момента;
Ф – магнитный поток;
I – ток двигателя;
Rя- полное сопротивление якорной цепи.
Решая выражение (1) относительно тока, получим
,
подставляя в (4) выражение (3), получаем
,
,
уравнение электромеханической характеристики ω=f(Iя).
то ω=A-IB – уравнение прямой линии.
Из (2)
, подставляя в (6), получаем
уравнение механической характеристики
.
Механическая характеристика, ω=f(M) – также прямая (рис.2).
Характеристики имеют две характерные точки: холостого хода (М,I=0); короткого замыкания (ω=0).
Из уравнений механической и
электромеханической
Таким образом, напряжением и сопротивлением в якорной цепи регулировка происходит в сторону уменьшения частоты вращения, а магнитным потоком – наоборот.
4 Механические характеристики в тормозных режимах
Генераторное (рекуперативное) торможение.
Общие положения. Электрические машины обратимы, то есть могут работать в двигательном, генераторном, тормозном режимах. При тормозном режиме создаваемые им моменты противодействуют движению. В двигательном режиме момент и направление вращения направлены в одну сторону, что соответствует отдаче энергии двигателем. В режиме торможения знаки М и w различны, следовательно, двигатель потребляет энергию от рабочей машины.
Весьма часто в современных ЭП необходимо быстро и точно остановить механизм или изменить его направление вращения (движения). Быстрота и точность, с какой будут проделаны эти операции, во многих случаях определяют производительность механизма, а иногда и качество вырабатываемого продукта.
Генераторное торможение (рисунок 7):
при w=w0; E=U; Iя=0; M=0 – идеальный холостой ход,
w<w0; E<U; Iя>0; M>0 – двигательный режим,
w>w0; E>U; Iя<0; M<0 – генераторное торможение.
Чем больше Rдоб, тем больше частота вращения в генераторном режиме.
Этот способ торможения возможе
В данном случае лебедка опускает груз со скоростью, которая больше скорости идеального хода. Двигатель включают в точке 1 в направление спуска груза. Под действием момента груза двигатель разгоняется до точки 2, пока тормозной момент не уравновесится моментом сопротивления груза.
Или электродвигатель можно
на короткое время перевести в
режим генераторного
Режим противовключения.
Осуществляется в том случае, когда обмотки двигателя включены для одного направления вращения, а якорь двигателя под воздействием внешнего момента или сил инерции вращается в противоположную строну. Это может происходить, например, в приводе подъемника, когда
двигатель включен на подъем, а момент, развиваемый грузом, заставляет привод вращаться в сторону спуска груза.
Рассмотрим тормозной спуск, рисунок 10. Механическая характеристика при режиме противовключения является продолжением характеристики двигательного режима в квадранте 4.
Подъем груза возможен при Мс1<Мк.з , работа электропривода происходит в точке 1. При повышении Мс до Мс2, в точке 2 двигатель остановится и начнет вращаться в другую сторону, в точке 3 вращение осуществляется с постоянной скоростью wуст.
Значительно чаще, чем за счет груза, торможение противовключением получают, изменяя полярность напряжения, подводимого к якорю двигателя (рисунок 11).
В режиме противовключения
необходимо включить
Рисунок 11 – Механические характеристики ДПТ НВ при торможении противовключением
Двигатель работает в точке А квадрант 1. Изменяем полярность, переход на характеристику ВС в точку В (квадрант 2). Сохранение неизменной скорости в первый момент времени обусловлено механической инерцией ЭП. Под влиянием тормозного момента частота вращения уменьшается до 0. При w=0 в точке С двигатель в случае торможения для остановки должен быть отключен от сети. Если такого не произойдет, скорость двигателя начинает увеличиваться (квадрант 3) переход на характеристику СД и затем на естественную характеристику ЕF. Если еще раз изменить полярность, то в точке G цикл повторится.
В данном тормозном режиме, переключение
обмотки возбуждения
Динамическое торможение.
Происходит при отключении якоря двигателя от сети и замыкании его на резистор, поэтому называется реостатным торможением.
Обмотка возбуждения (рисунок 12,а) должна быть подключена к источнику постоянного тока. При динамическом торможении (рисунок 13) механическая энергия преобразуется в электрическую, однако эта энергия не отдается в сеть, а выделяется в виде тепла в Rт.
Рисунок 12 - Схемы динамического торможения: а – с независимым возбуждением; б – с самовозбуждением
Динамическое торможение широко используется для остановки привода при отключении его от сети, например при спуске груза (рисунок 14). Режим экономичный, хотя и уступает генераторному с отдачей энергией в сеть.
Информация о работе Лекции по " Электроприводу и электрооборудованию"