Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение экономико-статистического анализа производства молока на предприятиях Котельничского и Оричевского районов Кировской области.
В соответствии с этой целью можно поставить следующие задачи:
1. Оценка параметров и характера распределения единиц совокупности.
2. Экономическая характеристика деятельности предприятий.
3. Экономико-статистический анализ влияния факторов на результат производства.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Экономическая характеристика изучаемого объекта…………………………..5
1.1. Экономические показатели условий и результатов деятельности с/х предприятий…………………………………………………………………...5
1.2. Статистическая оценка систем показателей, используемых в исследовании………………………………………………………………...11
2. Обоснование объема и оценка параметров статистической совокупности….13
2.1. Обоснование объема выборочной совокупности……………………..13
2.2. Оценка параметров и характера распределения статистической совокупности…………………………………………………………………14
3. Экономико-статистический анализ взаимосвязей между признаками изучаемого явления………………………………………………………………...21
3.1. Метод статистических группировок…………………………………...21
3.2. Дисперсионный анализ…………………………………………………26
3.3. Корреляционно-регрессионный анализ……………………………….29
4. Расчет нормативов и анализ эффективности использования факторов на их основе………………………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………………………………39
Приложения……………………………………………
Таблица
13.2 – Влияние факторов на удой молока
на 1 корову
Удой молока на 1 корову, кг | Число предприятий | В среднем по группам | |||
Удой на 1 корову (кг) | Себестоимость 1 ц молока (руб.) | Окупаемость затрат | Выручка от продажи молока в расчете на 1 голову | ||
1633-3610 | 7 | 2638,82 | 697,4 | 5,53 | 12,16 |
3611-5587 | 9 | 4738,32 | 535,1 | 10,44 | 30,54 |
5588-7564 | 7 | 6592,4 | 624 | 8,66 | 45,35 |
В среднем по совокупности | 23 | 5221,5 | 586,2 | 8,21 | 34,23 |
Сравнение
показателей по группам позволяет
сделать вывод о том, что с увеличением
удоя молока на 1 корову себестоимость
1 ц молока в среднем снижается. Так во
второй группе предприятий средний уровень
удоя на 1 корову больше, чем в первой на
4738-2638,82=2099,5 кг. При этом себестоимость
1 ц молока во второй группе ниже на535,1-697,4=162,3
руб. Рост уровня удоя в третьей группе
по сравнению со второй приводит к росту
себестоимости молока, а на каждые 100 кг
увеличения удоя приходится (624-535,1)/(6592,4-4738,32)*
3.2.
Дисперсионный анализ
I группировка
Для оценки существенности различия между группами по величине какого-либо признака рекомендуется использовать критерий Фишера (F-критерий), фактическое значение которого определяется по формуле:
где - межгрупповая дисперсия,
- остаточная дисперсия.
где - средняя групповая,
- средняя общая,
m – число групп,
n – число вариантов в группе.
Определим , используя данные таблицы 13.1:
=
где W - общая вариация,
W - межгрупповая вариация,
N – общее число вариантов.
Общую вариацию определяем по формуле:
где - варианты,
- общая средняя.
Для определения общей вариации удоя молока на 1 корову необходимо использовать все варианты исходной совокупности (кг): 4785 3575 1663 2642 4729 4112 4250 1798 и т.д.
W
Фактическое значение F-критерия сравнивают с табличным, которое определяется при заданном уровне значимости (0,05) и числе степеней свободы для межгрупповой (V ) и остаточной (V ) дисперсии.
V =m-1=3-1=2 V =(N-1)-(m-1)=20
при V =2 и V =20 составило 3,49.
Т.к. < , то наблюдаются значительные различия между группами.
Величина эмпирического коэффициента детерминации, равная
, показывает, что на 65,2% вариация удоя
объясняется влиянием уровня затрат на
1 корову.
II группировка
Для определения общей вариации себестоимости 1 ц молока необходимо использовать все варианты исходной совокупности: 486 540 941 499 534 749 1271 1420 471 и т.д.
W
< - свидетельствует о значительных различиях между группами.
- эмпирический коэффициент
3.3. Корреляционно-регрессионный анализ
На основе логического анализа и системы группировок выявляется перечень признаков, факторных и результативных, который может быть положен в основу формирования регрессионной модели связи. Если результативный признак находится в стохастической (вероятностной) зависимости от многих факторов, то уравнения, выражающие эту зависимость, называются многофакторными уравнениями регрессии.
Покажем взаимосвязь между удоем на 1 корову (х1), затратами на 1 корову (х2) и себестоимостью 1 ц молока. При этом будет использовано следующее уравнение:
Параметры , , определяют в результате решения системы трех нормальных уравнений:
В результате решения данной системы с помощью программы RegrM (Приложение 5) на основе исходных данных по 23 предприятиям было получено следующее уравнение регрессии:
Коэффициент регрессии =-0,19 показывает, что при увеличении удоя на 1 корову на 1 ц себестоимость 1 ц молока снижается в среднем не 0,19 руб. (при условии постоянства средне годового поголовья скота). Коэффициент =0,02 свидетельствует о том, что при увеличении затрат на 1 корову себестоимость 1 ц молока в среднем возрастает на 0,02 руб. (при постоянстве удоя).
Теснота связи между всеми признаками, включенными в модель, может быть определена при помощи коэффициентов множественной корреляции:
где , , - коэффициенты парной корреляции между , и .
В рассматриваемом примере были получены коэффициенты парной корреляции: =-0.421, =0,270, =0,719. следовательно, между себестоимостью (Y) и удоем молока (Х1) связь обратная средняя, между себестоимостью и затратами на корову (Х2) – прямая слабая. При этом имеет место мультиколлинеарность, т.к. между факторами существует более тесная связь ( =0,719), чем между вторым фактором и результатом ( =0,270).
Между всеми признаками связь тесная, т.к. R=0.92. коэффициент множественной детерминации D= вариации себестоимости 1 ц молока определяется влиянием факторов, включенных в модель.
Для оценки значимости полученного коэффициента R используем критерий F-Фишера, фактическое значение которого определяется по формуле:
где n – число наблюдений,
m – число факторов.
определяется при заданном уровне значимости (0,05) и числе степеней свободы ( и ): и =2 .
Так как , значение коэффициента R следует признать достоверным, а связь между х1, х2 и Y – тесной.
Для оценки влияния отдельных факторов и резервов, в которых в них заложены, наряду с коэффициентами регрессии и корреляции определим коэффициенты эластичности, бэта-коэффициенты, коэффициенты отдельного определения.
Коэффициенты
эластичности показывают, на сколько %
в среднем изменяется результативный
признак при изменении
Таким образом, изменение 1% удоя ведет к среднему снижению себестоимости на 1,309%, а изменение на 1% уровня затрат – к среднему ее росту на 0,967%.
При помощи бэта-коэффициентов дается оценка различия в степени варьирования вошедших в уравнение факторов. Они показывают, на какую часть своего среднего квадратического отклонения ( ) изменится результативный признак с изменением соответствующего факторного на величину своего среднего квадратического отклонения ( ):
То есть наибольшее влияние на себестоимость молока с учетом вариации способен оказать первый показатель, т.к. ему соответствует наибольшая абсолютная величина коэффициента.
Коэффициенты отдельного определения используются для определения в суммарном влиянии факторов долю каждого из них:
Таким
образом, на долю влияния первого
фактора приходится 64%, второго – 36%.
4. Расчет нормативов и анализ эффективности использования факторов на их основе
В
условиях рыночных отношений важно
выявить степень влияния
Общее отклонение фактического значения результативного признака ( ) от среднего по совокупности ( ) делится на две составные части:
где - отклонение результативного признака за счет эффективности использования факторов (ресурсов) производства,
- отклонение результативного признака за счет размера факторов (ресурсов) производства,
- теоретическое (нормативное) значение результативного признака.
Последнее отклонение можно разложить по отдельным факторам с учетом коэффициентов регрессии уравнения связи и отклонений каждого фактора от его среднего значения:
где - коэффициент регрессии уравнения связи i-го факторного признака,
- фактическое значение i-го факторного признака,
- среднее значение i-го факторного признака.