Экономико-статистический анализ себестоимости зерна в хозяйствах Альметьевского и Сармановского района РТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Наличие товарно-денежных отношений обуславливает объективную необходимость наряду со стоимостью товара использования и такой экономической категории как себестоимость производства продукции. Под себестоимостью продукции понимаются выраженные в денежной форме затраты конкретных предприятий на её производство, реализацию, возмещение которых является необходимым условием осуществления в них простого воспроизводства.
Определение себестоимости продукции осуществляется на основе данных, характеризующих наиболее эффективное и рациональное использование имеющихся сельскохозяйственных угодий, основных фондов, материальных и трудовых ресурсов, при обеспечении нормальных условий труда, соблюдении научно-обоснованной системы земледелия и животноводства, условий охраны окружающей среды.

Содержание работы

Введение 3
1. Система показателей издержек производства и себестоимости
продукции. 6
2. Анализ факторов, влияющих на себестоимость 1 ц сахарной свеклы методом статистических группировок. 11
3. Установление влияния отдельных факторов на себестоимость сахарной
свеклы корреляционно-регрессионного анализа. 39
4. Использование модели корреляционно-регрессионного анализа для
прогнозирования себестоимости продукции. 48
Заключение 50
Библиографический список 52

Файлы: 1 файл

Курсовая работа, Хайруллина Э.Р 521 гр..docx

— 120.31 Кб (Скачать файл)

Затраты, которые изменяются (увеличиваются  или сокращаются) пропорционально  изменению объема продукции, называют условно-переменными. Затраты, которые  остаются неизменными, и величина их не связана с ростом сокращения выработки  продукции, называют условно-постоянными. Данная классификация затрат необходима при планировании производства, а  также при анализе финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.

     4) По способу отнесения  на производство.

Очень часто при калькулировании  себестоимости продукции невозможно точно определить, в какой степени  те или иные затраты могут быть отнесены на тот или другой вид  продукции. В связи с этим все  затраты предприятия подразделяются на прямые, которые могут быть непосредственно  отнесены на данный вид продукции (работ, услуг), и косвенные, которые связаны  с производством многих изделий, как правило, это все остальные  затраты предприятия.  [4, c 47]

    По объему учитываемых  затрат различаются три вида  себестоимости:

  • технологическая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;
  • производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;
  • полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты). [8, c. 51]

    Корме того, различают  плановую и фактическую себестоимость.  Плановая себестоимость определяется  в начале планируемого года  исходя из плановых норм расходов  и иных плановых показателей  на этот период. Фактическая себестоимость  определяется в конце отчетного  периода на основании данных  бухгалтерского учета о фактических  затратах на производство. Плановая  себестоимость и фактическая  себестоимость определяются по  одной методике и по одним  и тем же калькуляционным статьям,  что необходимо для сравнения  и анализа показателей себестоимости. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ факторов, влияющих на себестоимость сахарной свеклы, методом статистических группировок.

   Применение метода статистических  группировок и систем регрессионных  моделей - это направление, которое позволяет совершенствовать систему статистического анализа и прогнозирования себестоимости продукции.

   Например, для определения  влияния основных факторов экономического  характера и взаимосвязи между  себестоимостью продукции и факторами,  влияющими на её уровень, уместно  использование метода статистических  группировок.

   Статистическая группировка-это  разделение совокупности на качественно-однородные  группы по изучаемым существенным  признакам для всестороннего  и глубокого  изучения общественных  явлений в целом. [7, с.163]

 

   Признаки, которые лежат  в основе образования групп   в процессе статистической группировки,  называются группировочными. Эти  признаки, в свою очередь,  делятся  на факторные и результативные.

   Можно выделить следующие  значения статистических группировок:

  • Массовые данные в виде исходного (сырого) материала группируются. В результате разделения на группы вместо большого числа данных остаются группированные данные, что, в свою очередь, удобно для дальнейшего анализа.
  • Группировка позволяет выделить основные группы явлений: передовые, средние и отстающие хозяйства.
  • Группировка помогает выявить основные факторы, влияющие на результат исследования.

   В последнем случае, в  качестве группировочного признака  используется показатель себестоимости  1 ц сахарной свеклы, так как  анализ именно этого признака  отвечает цели и задачам данного  исследования.

   Выделяют 3 основных вида  статистических группировок: первичная - по результатам статистических группировок, вторичная - на основе первичной группировки и комбинационная - группировка по двум или нескольким группировочным признакам.

   Существует несколько этапов  проведения статистической группировки:

  1. Выбор группировочного признака;
  2. Ознакомление с характером распределения группировочного признака на основании составленной таблицы и графика ранжированного ряда;
  3. Определение числа групп и интервала группировок;
  4. Расчет средних данных по группировке и составление первичной и вторичной группировок хозяйств;
  5. Составление комбинационной группировки;
  6. Выводы (о влиянии факторов, в нашем случае-на себестоимость продукции) по группировке.

Нам дана совокупность 44 хозяйств Сармановского, Заинского и Альметьевского районов  РТ.  Группировку хозяйств проведем по себестоимости  1 ц сахарной свеклы, для чего воспользуемся фишками. Фишки представляю собой специальные  карточки, которые содержат в себе совокупность статистических показателей, которые необходимы нам для проведения анализа.

   Следующим этапом является  построение ранжированного ряда  по выбранному нами группировочному  признаку-себестоимости 1 ц сахарной  свеклы.  Для этого мы разложим  фишки в порядке возрастания   данного признака, так как ранжированный ряд представляет собой расположение чисел в возрастающей или убывающей последовательности. Получившийся ранжированный ряд мы поместим в следующую таблицу.

   Таблица 2.1.-Ранжированный  ряд сельскохозяйственных организаций  Сармановского, Заинского и Альметьевского  районов РТ по себестоимости   1 ц сахарной свеклы за 2011 год

Наименование сельскохозяйственных организаций

Себестоимость 1 ц сахарной свеклы, руб

1. ООО «Тан» Сармановского района

17,0

2. ООО «Уныш» Сармановского района

18,2

3. ООО «Кашир» Сармановского района

28,6

4. ООО «Алга» Заинского района

29,6

5. ООО «Урожай» Альметьевского  района

29,7

6. ООО «Черепцы» Сармановского  района

33,0

7. ООО «Восход» Альметьевского  района

34,1

8. ООО «Ярыш» Альметьевского района

35,1

9. ООО «Тан» Заинского района

36,9

10. ООО «Нур» Заинского района

37,4

11. ООО «Чулпан» Сармановского района

37,5

12. ООО «им. Рахимова» Сармановского  района

37,9

13. ООО «Шипки» Заинского района

39,0

14. ООО «Чулпан» Альметьевского  района

39,1

15. ООО «Зинуче» Сармановского района

41,0

16. ООО «Кавзияк» Сармановского  района

41,2

17. ООО «Родина» Сармановского района

41,8

18. ООО «Якты Кон» Сармановского  района

41,9

19. ООО «Труженик» Заинского района

42,0

20. ООО «Бухарай» Заинского района

42,1

21. ООО «Красная Горка» Сармановского  района

43,0

22. ООО «Марс» Сармановского района

43,0

23. ООО «Урняк» Сармановского района

43,3

24. ООО «Петровский» Сармановского  района

44,6

25. ООО «Айтуган» Сармановского  района

44,6

26. ООО «Круч-кул» Сармановского  района

44,8

27. ООО «Ярыш» Заинского района

44,9

28. ООО «Оч ойле» Сармановского  района

46,0

29. ООО «Имян» Сармановского района

48,6

30. ООО «Сармаш» Заинского района

48,6

31. ООО «Новоспасск» Заинского района

49,6

Продолжение таблицы 2.1.

32. ООО «Нива» Заинского района

49,9

33. ООО «Александровский» Заинского  района

50,4

34. ООО «Маяк» Заинского района

50,6

35. ООО «Нуркеевский» Сармановского  района

51,2

36. ООО «Тукай» Заинского района

52,4

37. ООО «им. М.Джалиля» Сармановского  района

53,4

38. ООО «Сакловбаш» Сармановского  района

57,7

39. ООО "Савалеево" Заинского  района

59,2

40. ООО "Игенче" Заинского района

59,6

41. ООО "Ляки" Сармановского района

61,0

42. ООО "Елхово" Альметьевского  района

73,8

43. ООО "Родина" Заинского района

77,8

44. ООО "Урсаево" Заинского  района

110,5


 

   На основании данных таблицы  2.1. составим график ранжированного  ряда.

   Рис.2.1.-Ранжированный ряд  сельскохозяйственных организаций  Сармановского, Заинского и Альметьевского  районов РТ по себестоимости   1 ц сахарной свеклы за 2011 год

      По данным таблицы  2.1. и графика можно сделать  вывод, что показатели  себестоимости  1 ц сахарной свеклы за 2011 год  хозяйств Сармановского, Заинского  и Альметьевского районов существенно  отличаются. Выделяются хозяйства  с низкой себестоимостью 1 ц сахарной  свеклы: ООО «Тан» Сармановский  район-17,0 руб., ООО «Уныш» Сармановский  район-18,2 руб., а также хозяйства  с высокой себестоимостью 1 ц сахарной  свеклы: ООО "Елхово" Альметьевский  район-73,8 руб., ООО "Родина" Заинский  район-77,8 руб.,  ООО "Урсаево"  Заинский район-110,5 руб.  Амплитуда  колебания между наибольшей и  наименьшей себестоимостью составила  93,5 руб., что в процентном соотношении  означает, что показатель себестоимости  возрастает от минимального значения  к максимальному на 84,6%.

   В основном, график представляет  собой плавно-возрастающую прямую, но наблюдаются следующие скачки: между ООО «Уныш» Сармановского  района (18,2 руб.) и ООО «Кашир»  Сармановского района (28,6 руб.), между  ООО "Ляки" Сармановского района (61,0 руб.) и ООО "Елхово" Альметьевского  района (73,8 руб.), а также между  ООО "Родина" Заинского района (77,8 руб.) и ООО "Урсаево" Заинского  района (110,5 руб.) наблюдаем наибольшее  колебание, так как разница  составляет 32,7 руб., то есть интенсивный  рост до 29,6 %.

   Следующим этапом нашей  статистической группировки является  построение интервального ряда, то есть изучаемую совокупность  хозяйств необходимо распределить  на группы с подсчетом числа  хозяйств в каждой группе. Этот  процесс называется первичной  группировкой , число групп для  которой определяется следующими  способами:

  • По формуле Стерджесса:

n=1+3,322lg N, где N-число единиц совокупности;

  • Приближенно, в зависимости от размера совокупности, по Велинскому:

при совокупности 25-44 число групп  будет равным 5-6, как в нашем  случае;

  • По графику;
  • По формуле и графику.

   Определяем число групп  по Стерджессу:

i=1+3,322lgN, N=44

i=1+3,322*lg44=1+3,322*1,643 6

   После определения числа  групп необходимо определить  шаг интервала по следующей  формуле:

i=, где –наибольшее значение показателя, -наименьшее значение показателя, -число групп

i=

   Нижняя граница первой  группы равна значению =17,0, верхняя находится как сумма , то есть 17,0+15,6=32,6. Соответственно находим значения границ интервалов по группам, затем распределим хозяйства.

   Стоит отметить, что распределение  в интервальном ряду должно  подчиняться следующим правилам:

  1. Не должно быть пропусков групп;
  2. Число хозяйств в каждой группе должно быть не менее трех;
  3. Должно соблюдаться правило Колмогорова, то есть в средней группе число хозяйств должно быть больше, чем по краям и в каждой группе хозяйств должно быть не менее 3-х.

           1 группа 17,0-32,6   -   5 хозяйств

           2 группа 32,61-48,2   -   23 хозяйства

           3 группа 48,21-63,8   -   13 хозяйств

           4 группа 63,81-79,4   -   2 хозяйства

           5 группа 79,41-95,0   -   0 хозяйств

           6 группа  свыше 95,0   -   1 хозяйство

   Но такое распределение   хозяйств не соответствует вышеуказанным  требованиям, так как в 4-ой, 5-ой и 6-ой группах число  хозяйств менее трех (не соответствует   правилу Колмогорова).

   Нам необходимо корректировать  значение интервала (. Для этого мы должны заново определить шаг интервала и границы интервального ряда. Этот шаг мы определяем следующим образом: раскрываем верхние и нижние границы, то есть заменяем и предыдущим и последующим показателем. Получим,

 

   Таблица 2.2-Интервальный  ряд сельскохозяйственных организаций  Сармановского, Заинского и Альметьевского  районов РТ по себестоимости   1 ц сахарной свеклы за 2011 год

 

 

 

Номера групп

Группы хозяйств по себестоимости 1 ц  сахарной свеклы, руб.

Число хозяйств в группе

1.

до 36,1

8

2.

36,11-43,6

15

3.

43,61-51,1

11

4.

51,11-58,6

4

5.

58,61-66,1

3

6.

свыше 66,1

3

                Итого

44


 

   Данное распределение хозяйств  по группам отвечает всем предъявляемым  требованиям.

   Для наглядности распределения  нам необходимо построить гистограмму,  то есть вычислить удельный  вес хозяйств по каждой группе:

 

1 группа 

2 группа 

3 группа 

4 группа 

5 группа

6 группа 

Информация о работе Экономико-статистический анализ себестоимости зерна в хозяйствах Альметьевского и Сармановского района РТ