Курсовая "Статистика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда как экономическая категория долгoе время рассматривался кaк явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Функционально-организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование занятости.

Файлы: 1 файл

Kursaaaaach - копия.docx

— 141.81 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Рынок труда как экономическая категория долгoе время рассматривался кaк явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Функционально-организационная  структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли-продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), a покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели.

На рынке  труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу  приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке  труда происходит жестокий, беспощадный  отбор наиболее способных, предприимчивых. Но вместе c тем рынок стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Цель  данного исследования – изучение современного развития рынка труда.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие  задачи:

  1. показать сущность рынка труда и изучить его структуру;
  2. рассмотреть существующие виды рынка труда;
  3. рассмотреть особенности современного рынка труда в России и проблемы его формирования;
  4. изучить регулирование рынка в экономике России;
  5. рассмотреть изменения в базовых параметрах функционирования рынка труда в современной переходной экономике России;
  6. рассмотреть влияние финансово-экономического кризиса на российскую модель рынка труда, исследовать сокращение работников в некоторых крупных российских компаниях и число вакансий во всех сферах;
  7. изучить меры, предпринятые государством, по решению проблем регулирования и функционирования рынка труда;
  8. рассмотреть прогнозы развития рынка труда.

Объектом  исследования является рынок труда  Российской Федерации.

Методологической  и методической основой курсовой работы являются теоретические основы отечественных и зарубежных авторов. При написании работы особое место отводится статистическим справочникам, научно-популярным журналам, где отражены все необходимые показатели  для анализа данной темы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЫНКА  ТРУДА, ЕГО ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА

 

    1.  Понятие, структура, функции и виды рынка труда
    • Понятие

Рынок труда - особая экономическая категория, охватывающая оплачиваемую занятость, к которой относятся претендующие на рабочее место и все занятые, кроме учащихся и самостоятельных (домашних) работников, ведущих натуральное хозяйство. Занятость последних реализуется вне рынка труда.

Как экономическая  категория рынок труда представляет собой сложную систему отношений  по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и размещения работников в системе общественного разделения труда по законам товарного производства и обращения.

Рынок труда  в узком понимании рассматривается  как один из механизмов согласования спроса на рабочие руки со стороны работодателей и предложения рабочей силы со стороны лиц, готовых работать по найму. Другой возможный механизм согласования - плановое регулирование. Важнейшей категорией рыночной экономики является труд. Труд - наиболее сложный в своем использовании экономический ресурс. Как и любой другой ресурс, труд продается, покупается и, естественно, имеет цену, которая отражает особенности и состояние рынка труда, соотношение на нем спроса и предложения.

Человек как субъект рынка труда заинтересован выгоднее продать свою рабочую силу, что стимулирует повышение профессионализма, создает мощную мотивацию работника к движению за лучшие условия труда. Другим стимулом роста профессиональных качеств рабочей силы и проявления потенциальных способностей к труду служит конкуренция, обусловленная наличием на рынке труда свободной рабочей силы. 1

Рынок труда  влияет и на работодателей: появляется экономическая состязательность их между собой за привлечение лучших работников. В ходе найма работников с учетом соотношения спроса на рабочую силу и имеющегося ее предложения создаются определенные предпосылки для согласования интересов, как работодателей, так и наемных работников. Для нормального функционирования рынка труда важно, чтобы собственник рабочей силы был вправе решать вопросы об участии или неучастии в общественном труде, самостоятельно выбирать сферу труда в любом секторе экономики (по признаку собственности), территориальное место приложения труда.

Функция реализации права граждан на труд закреплена за государством, обеспечивающим политику содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Полная занятость населения понимается не как поголовная по отношению ко всему трудоспособному населению, а только по отношению к тем, кто желает иметь оплачиваемую работу. Отсюда и трудовые ресурсы должны характеризоваться как занятые; незанятые и желающие работать; незанятые, но не желающие работать.

    • Структура

В реальной экономической жизни  на динамику рынка труда оказывает  влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими - уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. Со стороны спроса главным фактором, оказывающим влияние на динамику занятости, является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла. Помимо этого серьезное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс.

В экономической литературе понятие  инфраструктура рынка труда трактуется следующим образом:

- совокупность учреждений и  организаций, государственных и  коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих его нормальное функционирование;

- инфраструктура рынка труда  включает биржи труда, государственные  системы учета спроса на рабочую силу, переподготовки кадров, регулирование миграции, дотаций населения и др.;

- совокупность институтов содействия  занятости, профессиональной подготовки  и переподготовки кадров, профессиональной ориентации трудоспособного населения. В нее входит целая сеть фондов занятости, бирж труда (центров занятости), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и др.

В широком смысле инфраструктуру рынка  труда можно рассматривать как  совокупность отраслей экономики и  правовых институтов, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы. В узком смысле инфраструктуру рынка труда следует рассматривать как совокупность учреждений и организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих полную и рациональную занятость населения, а также достижение интересов, как работников, так и работодателей.

Для обеспечения эффективной занятости  населения, инфраструктура выполняет ряд функций:

- содействие населению в трудоустройстве,  профессиональной ориентации;

- обеспечение социальной защиты  работников, выходящих на рынок  труда;

-осуществление профессиональной  подготовки и переподготовки;

- устанавливает контакты между  работодателями и работниками;

- координирует деятельность различных  органов, в той или иной степени  связанных с осуществлением политики  занятости и деятельности на рынке труда.

Таким образом, инфраструктура рынка  труда представлена как составная  часть этого рынка, включающая государственные  и негосударственные структуры  содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации, нормативно-правовую и финансовую среду, обеспечивающие нормальное функционирование рынка труда, наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.

Элементы инфраструктуры рынка  труда делятся на государственные  и негосударственные, которые мы рассмотрим более подробно.

Особое место в системе элементов  инфраструктуры рынка труда занимают государственные структуры2

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные  функции в сфере труда и  занятости является Федеральная служба по труду и занятости, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Необходимо особо отметить, что  в России, где территория достаточно велика, определяющее значение в реализации государственной политики занятости принадлежит региональным и местным органам службы занятости, которые непосредственно предоставляют услуги населению по содействию в трудоустройстве.

Территориальные органы и государственные  учреждения службы занятости - это специальные  организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости - человек должен быть безработным.

Органы службы занятости совместно  с органами власти Российской Федерации  и органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.

Работу Федеральной государственной  службы занятости возглавляет и  организует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в области  занятости населения.

Территориальные органы службы занятости  не являются структурными подразделениями  соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

На территориях субъектов Российской Федерации, городских сельских поселений  и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих  органов исполнительной власти, органов  местного самоуправления в пределах их компетенции.

Существующая конкуренция на рынке  труда приводит к тому, что на рынке, наряду с государственными структурами, все возрастающую роль начинает играть негосударственная система занятости, которая также занимается трудовым посредничеством. Она имеет ряд направлений своей деятельности.

Проблемой занятости населения  на государственном уровне занимается биржа труда. Биржа труда - это  учреждение, осуществляющее посредничество между рабочим и предпринимателем при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.

Биржа труда, как рыночная структура, выполняет следующие функции:

- сбор и анализ информации  о рынке труда, его состоянии  и перспективах;

- профориентация, переподготовка  и трудоустройство населения;

- содействие территориальной и  профессиональной мобильности;

- участие в подготовке и реализации  программ занятости, участие в  решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости;

- контроль за соблюдением трудового законодательства;

- постановка на учет безработных  и оказание им помощи, социальная  защита населения и содействие  местным органам власти в организации общественных работ.

Негосударственные службы занятости, действующие на рынке труда, могут оказывать услуги по всем квалификационно-профессиональным разрезам или специализироваться на подборе персонала для предприятий определенной отрасли и трудоустройстве граждан на рабочие места определенной отраслевой принадлежности.3

Все услуги негосударственных служб  занятости подразделяются на типовые и оригинальные. К типовым относятся: информирование и направление деятельности агентства; формирование и ведение банка вакансий с различной дифференциацией должностей и профессий; подбор кандидатов по требованиям работодателя; профессиональное и психологические тестирование.

Информация о работе Курсовая "Статистика"